Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:10, курсовая работа
Цель работы: исследовать систему управления качеством продукции на примере компании «НИЖФАРМ», и определить причину успеха данной фирмы в области конкурентоспособности среди других фармацевтических компаний, и выявить возможные недоработки по улучшению уровня качества в данной компании.
Реферат
Краткие сведения о работе…………………………………………………………...........
3
Введение……………………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1
1.Качество продукции и ее конкурентоспособность
1.1.1 Качество продукции: основные понятия, термины и определения……………… 6
1.1.2. Качество и конкурентоспособность продукции………………………………….. 8
1.1.3 Государственные и международные стандарты и системы качества……………. 9
1.1.4 Последствия недостаточного уровня качества……………………………………. 12
2. Методы оценки качества
2.2.1 Показатели качества продукции: 14
2.2.2 Способы оценки качества продукции 15
2.2.3 Экономическая эффективность качества продукции, её оценка от применения систем качества. 18
ГЛАВА 2
2.1 Характеристика ОАО Нижегородского химико-фармацевтического завода «НижФарм»………………………………………………………………………………….. 22
2.2 Оценка качества продукции на ОАО «НижФарм»………………………………….. 25
ГЛАВА 3
Предложения по усовершенствованию системы качества на ОАО «НИЖФАРМ»……. 30
Заключение…………………
2.7.
Уменьшение прибыли
3. Экологические
3.1.
Дополнительные затраты на
3.2.
Дополнительные затраты на
3.3.
Потеря продуктивности
3.4.
Ускоренная амортизация и
С
понятием качества тесно связано
и понятие технического, уровня продукции
— относительной характеристики качества
продукции, основанной на сопоставлении
значений показателей, определяющих техническое
совершенство оцениваемой продукции,
с соответствующими базовыми показателями,
их значениями.
Качество
товаров - это совокупность характерных
свойств, формы, внешнего вида и условий
применения, которыми должны быть наделены
товары для соответствия своему истинному
назначению. В настоящее время сформировалось
концептуальное видение качества, в том
числе и качества товаров, как одной из
фундаментальных категорий, определяющих
образ жизни, социальную и экономическую
основу для успешного развития человека
и всего общества.
2.2.1 Показатели качества продукции:
По
характеризуемым свойствам
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обслуживают область применения продукции.
Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия.
Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовления и эксплуатации продукции.
Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартами, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.
Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.
Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, ремонте, потреблении продукции.
Совокупность
перечисленных показателей
2.2.2
Способы оценки качества
продукции
Под оценкой уровня качества продукции понимается результат оценивания, то есть сопоставления показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями. Выбор базовых образцов является одной из основных операций оценки технического уровня и качества продукции. Совокупность базовых показателей характеризует качество продукции на некоторый заданный период времени.
Выбор базовых образцов определяется целью оценки.
Базовыми
на стадии разработки могут служить
перспективные образцы
На стадии изготовления базовым образцом может быть продукция, показатели качества которой в момент оценки отвечают самому высокому мировому уровню. Такие базовые образцы применяются при сертификации продукции.
Срок
действия базового образца устанавливается
ведущей организацией в зависимости
от специфики оцениваемой
Оценка качества продукции должна производиться на различных стадиях ее жизненного цикла.
На этапе разработки оценивается уровень разрабатываемой продукции, в результате чего устанавливаются требования к ее качеству, и производится нормирование соответствующих показателей в нормативно-технической документации.
На этапе производства определяются фактические значения показателей качества продукции по результатам контроля и испытаний и принимаются соответствующие решения.
На этапе эксплуатации или потребления оценивается качество изготовленной продукции и по результатам этой оценки принимаются управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества.
Основными
источниками информации при установлении
базовых образцов являются отчеты научно-исследовательских
и проектно-конструкторских
В аналоговую группу могут входить лучшие образцы спроектированной или промышленно освоенной отечественной и зарубежной продукции, составляющей значительную часть общего объема продукции, реализуемой на внешнем рынке и пользующейся устойчивым спросом. Лучший образец из группы принимается за базовый.
Для продукции одного вида (одного класса и назначения) используют следующие методы оценки ее качества: дифференциальный, комплексный и смешанный.
Дифференциальный метод заключается в сравнении показателей качества оцениваемого вида продукции с соответствующими базовыми показателями, т.е. показатель качества оцениваемой продукции сопоставляется с показателем качества базового образца.
В первую группу следует включить показатели, определяющие наиболее существенные свойства продукции, а во вторую — второстепенные. Если в первой группе все относительные показатели больше или равны единице, а во второй большая их часть также не меньше единицы, то можно сказать, что качество оцениваемой продукции не ниже базового. В противном случае оценку качества необходимо проводить другим методом, например комплексным.
Комплексный метод предусматривает использование обобщенного показателя качества и применяется в случаях, когда целесообразно результат представить в виде одного значения. Оценка в этом случае производится по отношению обобщенного показателя качества оцениваемой продукции к обобщенному показателю качества базового образца.
При оценке сложной продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, с помощью дифференциального метода практически невозможно сделать конкретный вывод, а использование только одного комплексного метода не позволяет объективно учесть все значимые свойства оцениваемой продукции. В этом случае для оценки применяют и единичные, и комплексные показатели качества, т.е. оценку производят смешанным методом, сущность которого заключается в следующем. Единичные показатели качества объединяют в группы, для каждой из которых определяют групповой комплексный показатель качества. Наиболее значимые единичные показатели можно в группы не включать, а рассматривать отдельно. Объединение показателей в группы должно производиться в зависимости от цели оценки. Например, при аттестации качества продукции по назначению, надежности, технологичности, стандартизации, унификации показатели группируются по характеризуемым свойствам. Найденные значения групповых комплексных и отдельно выцеленных наиболее важных единичных показателей сравнивают с соответствующими значениями базовых показателей, т. е. применяют принцип дифференциального метода.
Для оценки качества продукции создается экспертная комиссия, которая состоит экспертной и рабочей групп. В экспертную группу включаются высококвалифицированные специалисты по созданию и реализации оцениваемой продукции: исследователи, технологи, конструкторы, дизайнеры, товароведы и др. Для исключения необъективности оценки в состав групп не должны входить специалисты, имеющие отношение к созданию (проектированию, изготовлению) продукции. Число экспертов зависит от требуемой точности средних оценок, допустимой емкости оценочных процедур, возможностей управления группой и возможностей организации, в которой формируется группа, но их должно быть не менее семи. При заочном опросе число экспертов не ограничивается.
Экспертная
группа принимает решение на основе усреднения
оценок экспертов или голосованием. Для
избегания субъективности суждений проводят
несколько туров опроса.
2.2.3
Экономическая эффективность
качества продукции,
её оценка от применения
систем качества.
Оценка эффективности представляет собой процедуру установления экономического преимущества конкретного типа или вида продукции, либо отдельного единичного изделия по сравнению с аналогичными действующими или вновь создаваемыми.
Сравнение может осуществляться по отношению к достигнутому или нормативному уровню эффективности.
Методы оценки определяют эффективность в статистике, в зафиксированных значениях параметров качества на конкретный момент времени. Однако они не дают представления о возможных вариантах динамики процесса создания и применения продукции, не позволяют, определять технико-экономические последствия, связанные с изменением качества.
Исследование эффективности включает в себя определение уровня эффективности, выявление причин и факторов, обусловливающих этот уровень, изучение возможностей и резервов, а также способов и путей повышения эффективности путём улучшения качества продукции тем или иным способом.
Цель исследования эффективности качества – изучение изменения различных сторон эффективности, связанных с изменениями параметров качества продукции и процессов её создания и использования.
В процессе исследования разрабатывается, решается и анализируется круг взаимосвязанных проблем и вопросов, что позволяет глубже проникнуть в природу создаваемых изделий и выявить условия их функционирования, возможные изменения эффективности и определить целесообразность этих изменений.
Исследовать эффективность качества можно на разных стадиях жизненного цикла – при проектировании, изготовлении, эксплуатации. Каждая стадия имеет свои особенности, которые стоит учитывать. Однако в них можно выделить ряд общих методологических принципов.
Переход от оценки эффективности улучшения или ухудшения качества к исследованию эффективности качества имеет принципиальное значение. На этом пути сочетаются, объединяются идеи и методы оценки эффективности, моделирования и исследования операций.