Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:41, курсовая работа
Целью работы является исследование организации ОАО «ДВНИИТС» как объекта управления и разработка рекомендаций по совершенствованию существующей структуры управления.
Задачи работы:
- дать общую характеристику организации;
- исследовать факторы внешней и внутренней среды, а также определить сильные и слабые стороны организации, ее возможности и угрозы;
- раскрыть миссию и цели организации;
- описать методы управления;
- описать организационную структуру управления;
- разработать рекомендации по совершенствованию структуры управления.
Ведение……………………………………………………………….………3
1. Коммуникации в процессе управления……………………….…...……..5
1.1. Сущность и виды коммуникаций. Коммуникационный процесс…….….…5
1.1.1. Понятие коммуникации. Язык…………………………….…….………..5
1.1.2. Два аспекта коммуникации………………………………………….……6
1.1.3. Виды коммуникаций………………………………………………………7
1.1.4. Коммуникационный процесс……………………………………..……..10
1.1.5. Этапы процесса коммуникаций…………………………….……..…….10
1.1.6. Обратная связь и помехи……………………………………………...…13
1.2. Основные направления совершенствования межличностных коммуникаций………………………………………….……………..…..…12
1.2.1. Семантические барьеры………………………………………...….……16
1.2.2. Невербальные преграды………………………………………...…….…17
1.2.3. Плохая обратная связь…………………………………………...………19
1.2.4. Неумение слушать……………………………………………….………20
1.2.5. Приемы постановки вопросов………………………………...…..…….20
1.3. Проблемы и пути совершенствования организационных коммуникаций………………………………………………………....……22
1.3.1. Регулирование информационных потоков……………………….…….22
1.3.2. Управленческие действия…………………………………...…..………22
1.3.3. Система обратной связи……………………………………….…...……23
1.3.4. Система сбора предложений…………………………...………..…..….23
1.3.5. Информационные бюллетени…………………………………..………24
1.3.6. Современные информационные технологии…………………….….....25
2. Совершенствование системы управления ОАО «ДВНИИТС»……………26
2.1. Общая характеристика предприятия……………………….……….……26
2.2. Внешняя и внутренняя среда организации………………………..……..31
2.3. Миссия и цели предприятия………………………………………………40
2.4. Методы управления………………………………………………………..42
2.5. Организационная структура управления…………………………..…….44
3. Выводы и предложения по совершенствованию системы управления..…..48
Заключение…………………………………………………………………….…61
Список использованной литературы………………………………………..…..62
г) узкий сегмент рынка сбыта.
Вывод: В результате анализа среды ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский институт технологии судостроения» можно заключить, что внешняя среда рассматриваемой организации содержит в себе больше угроз, нежели возможностей. Среди угроз можно выделить следующие.
1. Сильное влияние поставщиков и потребителей.
2. Усиление давления со стороны конкурентов (сильная ценовая конкуренция).
3. Расширение сбытовой деятельности конкурентов.
4.Отсутствие достоверной информации об объёмах продаж конкурентов.
5. Финансовые проблемы потребителей.
6. Отдалённость предприятия от промышленно-развитых регионов России.
7. Отсутствие регулярных поставок, нет сотрудничества с посредниками.
8. Выход ведущих западных фирм на российский рынок.
Что же касается возможностей, то основными среди них являются:
- хорошая репутация среди давних клиентов;
- наличие возможности выхода на новые сегменты рынка;
- возможность сотрудничества с другими предприятиями по реализации и взаимному продвижению продукции;
- ориентация предприятия на посредническую сбытовую деятельность аналогичной продукции других производителей.
Анализ внутренней среды предприятия – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленных на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем [19].
Основные перемены в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
Наиболее значимой целью для ОАО ДВНИИТС в настоящее время является сохранение предприятия и обеспечение стабильности с точки зрения цен, рентабельности, рыночной позиции.
Люди являются основой любой организации. Люди в организации создают её продукт, они формируют культуру организации, её внутренний климат.
Внутренняя среда Института – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации.
Предприятие имеет следующие подразделения: административно-управленческий персонал (АУП), отдел кадров, отдел ведомственной охраны и экономической безопасности, бухгалтерия, Конструкторско-технологический отдел (КТО), юридический отдел, отдел информационных и компьютерных технологий (ИКТ), отдел маркетинга и коммерции (ОМиК), транспортный ОТДЕЛ, лаборатория Судостроительных технологий, лаборатория Сварочного производства, типография, конструкторско-технический отдел, лаборатория Полимерных материалов, производственный участок, энерго-механический отдел, туристическая база, хозяйственный отдел (ХО).
Лаборатория судостроительных технологий располагает комплексом исследовательского оборудования для исследования основных технологических операций при изготовлении судовых трубопроводов, стендом для изготовления труб по компьютерным программам без предварительной сборки на корабле, стендами для трёхмерного макетирования наиболее насыщенных помещений кораблей (модули машинных отделений, энергоотсеков и др.).
Лаборатория полимерных материалов имеет стенды для исследований эксплутационных характеристик технологии изготовления полиамидных судовых подшипников и судовых стеклопластиковых конструкций типа гребные пластмассовые винты и движительные комплексы.
Лаборатория сварочного производства располагает полным набором сварочного оборудования для исследований при ручной, полуавтоматической и автоматической сварке в среде защитных газов, под флюсом, при сварке порошковыми проволоками. Сварочная лаборатория имеет в своём составе оборудование для механических испытаний сварных соединений, химического и спектрального анализа материалов, для металлографических исследований сварочных соединений, рентгеновскую камеру и оборудование для ультразвукового контроля качества сварных соединений. Лаборатория имеет лицензию Морского и Речного Регистра РФ, а также Госгортехнадзора на право аттестации сварщиков, инженерно-технических работников сварочного производства, выполняющих работы им подведомственные, а все сотрудники лаборатории имеют соответствующую аттестацию.
Конструкторский отдел имеет в своём составе автоматизированное рабочее место, экспериментальный участок для отработки и испытаний разрабатываемого оборудования с соответствующим набором контрольно-измерительной аппаратуры.
Также институт располагает опытно-производственной базой, имеющей в своём составе литейный, кузнечный, заготовительный, термический, механической обработки, слесарно-механические, электрослесарный и испытательные участки, располагающие более 100 единиц оборудования по полному технологическому циклу и площадями 7200 м2.
Научно-техническая библиотека имеет фонд научно-технической литературы более 200 тыс. томов. Архивы стандартов и научно-технических разработок занимают площадь 110м2 и располагает фондом ГОСТов, ОСТов, РМ и другой нормативной документации более 80 тысяч экземпляров.
Качество выпускаемой документации и средств технологического оснащения обеспечивается необходимым уровнем квалификации сотрудников института, системой нормоконтроля, приёмкой разработок бюро технического контроля. В институте отработана система учёта и хранения технической документации, материалов, полуфабрикатов и изделий.
Типография института имеет в своём составе всё необходимое оборудование для размножения разрабатываемой проектно-технологической и конструкторской документации, её переплёта, для выпуска печатной и рекламной продукции. Также типография занимается собственной коммерческой деятельностью, принимая заказы со стороны.
Расширению деловых связей института с предприятиями страны во многом способствует деятельность отдела маркетинга и коммерции, который занимается маркетинговой и рекламной деятельностью, занимается поиском и переговорами с покупателями.
Неукомплектованность в численности в 2009 году по сравнению с утвержденным штатным расписанием составляет 23 человека. Самым неукомплектованным является КТО. Также не хватает специалистов в службе нормирования и контроля: специалиста по АХД, ведущего экономиста, специалиста по системе менеджмента качества, специалиста по стандартизации, сертификации, метрологии. Отсутствие последних двух специалистов приводит к тому, что предприятие вынужденно постоянно обращаться за данными услугами к сторонним организациям, что соответственно увеличивает прочие расходы организации.
Анализ внутренней среды позволил нам выявить сильные и слабые стороны ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский институт технологии судостроения».
Сильными сторонами является:
- сильный кадровый состав;
- высокая квалификация работников;
- возможность изыскания финансовых ресурсов для производственных целей и целей маркетинга;
- наличие своих производственных мощностей;
- возможность замены устаревшего производственного оборудования на новое;
- конкурентоспособность продукции по показателям качества;
- относительно невысокая стоимость продукции по сравнению с аналогичными моделями конкурентов;
- положительно сформировавшаяся репутация предприятия;
- наличие собственного конструкторского отдела
Слабыми сторонами являются:
а) высокая текучесть кадров;
б) отсутствия молодых высококвалифицированных кадров на рынке труда, «непрестижность» большинства рабочих профессий, преобладающее количество сотрудников на производстве предпенсионного и пенсионного возраста;
в) невысокая заработная плата работников и вследствие этого недомотивация их к труду;
г) наличие устаревшего оборудования;
д) невозможность своевременного выполнения заказов ввиду отсутствия требуемого товара в наличии;
е) недостаточно разработана стратегическая маркетинговая политика предприятия;
ж) недостаточная информированность потенциальных покупателей о продукции предприятия;
з) отсутствие чётких каналов сбыта;
и) недостаточное количество заказов на продукцию, что ведёт к удорожанию её стоимости;
к) не отслеживается обратная связь с покупателями продукции.
Анализ внутренней среды ОАО «Дальневосточный НИИ технологии судостроения» позволяет сделать выводы о том, что на предприятии наблюдается высокая текучесть кадров, но в то же время организация имеет оптимальную структуру управления и благоприятный социально – психологический климат в коллективе. Но наиболее важной сильной стороной, содержащейся во внутренней среде организации, будет являться стремление к накоплению научно-технического потенциала, а слабой стороной – тенденция к физическому и моральному старению основных средств.
2.2.3. SWOT – анализ
Внутренние факторы | Внешние факторы | |
Возможности | Угрозы | |
А - стабилизация экономической ситуации в стране, Б - развитие промышленности, В - ускорение темпа роста рынка, Г - поиск контактов через сеть интернет, Д - свободные конструкторские производственные мощности, Е - широкая известность в регионе; Ж - возможность выхода на новые сегменты рынка, З - возможность сотрудничества с другими предприятиями по реализации и взаимному продвижению продукции, И - ориентация предприятия на посредническую сбытовую деятельность аналогичной продукции других производителей, К - естественные барьеры для конкурентов входящих на рынок наукоёмкой продукции. | Л- низкий платёжеспособный спрос, М - высокий уровень сборов и пошлин, Н - производство не сертифицировано по стандартам серии ISO, О - влияние поставщиков и потребителей, П - усиление давления со стороны конкурентов, Р - использование результатов интеллектуальной деятельности конкурентами, С - расширение сбытовой деятельности конкурентов, Т - отсутствие базы данных о конкурентах, их продукции, объёмах продаж, У - финансовые проблемы потребителей; Ф - отдалённость предприятия от промышленно-развитых регионов России, Х - отсутствие регулярных поставок, нет сотрудничества с посредниками, Ц;- выход ведущих западных фирм на российский рынок.
| |
Сильные стороны | СиВ : А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 | СиУ : Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
- сильный кадровый состав, 2 - высокая квалификация работников, 3 - возможность изыскания финансовых ресурсов для производственных целей и целей маркетинга, 4 - наличие своих производственных мощностей, 5 - возможность замены устаревшего производственного оборудования на новое, 6 - ориентация предприятия на маркетинг, 7 - конкурентоспособность продукции по показателям качества, 8 - относительно невысокая стоимость продукции по сравнению с аналогичными моделями конкурентов, 9 - положительно сформировавшаяся репутация предприятия, 10 - демократические отношения в коллективе. | ||
Слабые стороны | СлВ : А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К – 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 | СлУ : Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц - 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 |
11 - высокая текучесть кадров, 12 - преобладающее количество сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста, 13 - невысокая заработная плата работников и отсутствие их мотивации к труду, 14 - наличие устаревшего оборудования, 15 - невозможность своевременного выполнения заказов в виду отсутствия требуемого товара в наличии, 16 - не выработана стратегическая маркетинговая политика предприятия, 17 - недостаточная информированность потенциальных покупателей о продукции предприятия, 18 - отсутствие чётких каналов сбыта, 19 - недостаточное количество заказов на продукцию, что ведёт к удорожанию её стоимости, 20 - не отслеживается обратная связь с покупателями продукции, 21 - не отлажен документооборот внутри самого предприятия.
|
2.3. Миссия и цели предприятия
Руководство предприятия признаёт важность формулировки миссии организации для общего развития его деятельности.
Исходя из этого в данном курсовом проекте была выработана миссия ОАО «ДВНИИТС», выраженная ниже в следующих пунктах:
1) Предприятие стремится обеспечить потребителя своей продукцией, которая является узкоспециализированной, высококачественной и выполняющей работы с высокой степенью ответственности, так как пользователями нашей продукции выступают не только мелкие и средние коммерческие предприятия, но и стратегические объекты, такие как АЭС, ТЭС, ТЭЦ, судостроительные предприятия, занимающиеся постройкой АПЛ.
2) Занимаясь НИОКР, мы развиваем отечественную научную отрасль, мы работаем в реальном секторе и этим способствуем подъему всей экономики. Мы вносим свой вклад в возрождение научно-технического потенциала нашей страны, на деле доказывая, что Россия способна не только продавать нефть, газ и металл, но и производить конкурентоспособные технологии.