Концепция демографического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по дисциплине.docx

— 163.77 Кб (Скачать документ)

К 2025 году предполагается:

  • обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;
  • увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
  • увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;
  • обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

7. Объемы и источники  финансирования мероприятий настоящей  Концепции

Для решения задач, поставленных в настоящей Концепции, предусматривается  обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную  поддержку семей с детьми и  охрану здоровья населения.

Источниками финансирования расходов на государственную поддержку  семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных  образований, средства государственных  внебюджетных фондов, коммерческих и  общественных организаций, благотворительных  фондов и иные внебюджетные средства.

Меры демографической  политики

в информационной сфере

1. Обязать  Росстат осуществить меры по  улучшению 

статистического учета населения, сделав прозрачными 

те корректировки, с помощью которых «привязывают-

ся» данные текущего учета за межпереписной период

к материалам переписи населения 2002 г.

2. В январе 2010 г. провести очередную Всероссийскую

перепись  населения. В дальнейшем проводить  переписи

в годы, оканчивающиеся на «0». Это обеспечит строгий

десятилетний  цикл проведения переписи и возможность 

сопоставления данных последовательных переписей,

проведение  перспективных расчетов до календарных  го-

дов, оканчивающихся на «0» или «5», не только по одно-

летним, но и  по пятилетним (что имеет большее  распро-

странение) возрастным группам.

3. Войти с  предложением в Федеральное собрание 

о внесении поправок в закон «Об актах  гражданскогосостояния» с тем, чтобы восстановить социальные при-

знаки в программе  регистрации смертей, а в форме  акта

о рождении сведений о том, какой по счету  ребенок ро-

дился у матери и др.

4. Для совершенствования  информационной базы в сфе-

ре миграции населения целесообразно:

 наладить  учет и обработку миграционных  карт, ко-

торые заполняют иностранцы при въезде в страну

и сдают при  выезде из России с перспективой созда-

ния банка данных об иностранцах, в том числе по

срокам, целям, местам пребывания и социально-де-

мографическому составу;

 создать  банк данных (регистр) иностранцев,  полу-

чивших разрешение на работу в России с указанием

срока действия контракта, региона трудоустройства  и 

социально-демографических  параметров мигрантов;

 разработать  систему учета и обработки  данных о ми-

грантах, получивших временную регистрацию (ре-

гистрацию по месту пребывания) с перспективой

создания  единого банка данных (регистра) времен-

ных мигрантов из-за рубежа и россиянах, временно

проживающих в других городах.

5. Поручить Минздравсоцразвития провести в 4 квар-

тале 2005 г. или в 1 квартале 2006 г. научно-практиче-

скую конференцию  по обсуждению программы выхода

России из демографического кризиса. Цель конферен-

ции должна состоять в обосновании правовых, экономи-

ческих и духовно-нравственных основ демографическо-

го развития России.

6. Обязать  руководителей федеральных округов  про-

вести в течение 2006 г. научно-практические семинары

по повышению  квалификации служащих региональных

структур, в  функции которых входит решение  демогра-

фических вопросов

7. В 4 квартале 2005 г. — 1 квартале 2006 г. Минздав-

соцразвития организовать:

 проведение  всероссийского социологического  исследо-

вания репродуктивного поведения населения, по ре-

зультатам которого уточнить систему мер, получив-

ших предпочтительные оценки в отношении устано-

вок на второго ребенка;

 выполнение  обследования бездетных семей  с целью 

выявления той  части из них, которая хотела бы, но

не может  по медицинским показателям иметь  детей,

и той, которая, находясь в браке не менее 5 лет, не

имеет детей  по социально-экономическим соображе-

ниям.

 осуществление  всероссийского социологического ис -

сле дования состояния здоровья, факторов риска

и восприятия мер социальной и здравоохраненче-

ской политики в различных социальных группах

населения.

 осуществление  совместно с ФМС в государствах  но-

вого зарубежья среди русскоговорящего населения

опроса по выявлению миграционного потенциала

и тех способов (мер, механизмов), которые могут 

способствовать  привлечению мигрантов на посто-

янное жительство в геополитически важные райо-

ны России.

Идеология и  направления 

демографической политики

на период до 2025 г.

Стратегия демографического развития России приз-

вана, исходя из национальных интересов государства,

определить  характер демографической динамики на гео-

политически обозримую перспективу, установить ее по-

роговые значения, наметить приоритеты и обосновать

подходы к  достижению поставленных целей, сформули-

ровать основополагающие принципы демографической по-

литики. В числе таких принципов могут быть следующие.

1. Все меры, независимо от того, на какой  компонент 

демографической динамики они воздействуют, должны

быть концептуально  согласованы между собой, посколь-

ку могут влиять одновременно на разные стороны демо-

графического  развития.

2. Чтобы исключить  возможность создания новой де-

мографической волны и одновременно снизить финан-

совое давление на текущий бюджет, меры демографиче-

ской политики должны:

а) вводятся поэтапно, в течение 4–5 лет по разным

субъектам Федерации, в первую очередь в наиболее

важных в геополитическом отношении пригранич-

ных регионах и тех, где наиболее неблагоприятная

ситуация, и  в последнюю — в районах с наилучшей

демографической обстановкой; 4.4. Идеология и направления  демографической политики... до 2025 г.

141

б) быть распределены на группы с постепенным вводом

их в течение 4–5 лет; в этом случае меры демографи-

ческой политики будут введены по всей стране в  пол-

ном объеме к 2014–2015 году и соответственно увели-

чение расходов растянется на 10 лет.

3. Формируя  демографическую политику, нужно  ис-

ходить из того, что все супружеские пары и отдельные 

лица имеют  неотъемлемое право принимать решение  от-

носительно количества и времени рождения детей, точ-

но также  как государство обладает суверенным правом

проводить ту демографическую политику, которую  оно 

считает соответствующей  его внутренним потребностям

(Всемирный  план действий в области народонаселения, 

Мехико, 1984 г.). Это же относится и к пространствен-

ным перемещениям.

4. Демографический  рост — это общенациональная

задача, бремя  ее выполнения должно быть распределе-

но на всех: те, кто не имеет детей и не желает их иметь,

включая и  усыновление, должны финансово участво-

вать (налог на бездетность, повышение пенсионного

возраста  и т.д.) в поддержке тех, кто  несет основную

нагрузку  в воспроизводстве населения (семьи  с двумя-

тремя детьми).

5. Меры, направленные  на увеличение продолжитель-

ности жизни должны охватывать все слои российского

общества: способствовать улучшению лечения больных,

сохранению  здоровья — здоровыми, уменьшению доли

населения, охваченного различными девиациями (нар-

комания, алкоголизм и др.).

6. Меры в  области миграции должны способствовать 

приросту  российского населения, учитывая, однако, при

выборе стран-доноров и районов расселения мигрантов

геополитические интересы страны, контролируя при

этом возможные этнические сдвиги.142

Раздел 4. Стратегия  и направления выхода России из ... кризиса

7. Финансирование  мер должно осуществляться как 

из федерального, так и региональных бюджетов и дру-

гих внебюджетных источников в зависимости от финан-

сового состояния субъектов Федерации. На федеральном

уровне должны быть определены те минимальные нор-

мы вводимых мер, меньше которых они не могут  быть

ни в одном  из субъектов Федерации.

Меры демографической  политики могут быть распре-

делены по основным направлениям реализации страте-

гии демографического развития.

Пороговые значения демографического роста в 2006-2025гг.

 

 

 Прогноз, основанный на сохранении современных  уровней рождаемости и смертности, не говоря уже о прогнозе, продолжающем негативные тенденции, свидетельствует, что Россию ожидает демографическая  катастрофа. Сохранятся ли нынешние тенденции  рождаемости и смертности, или  останутся неизменными, что мало вероятно, в любом случае естественная убыль будет вести к сокращению численности населения.

В том случае, если будут осуществлены сильные, т.е. достаточно затратные  меры, направленные на сокращение смертности, повышение рождаемости и увеличение миграционных приростов, Россия сможет избежать демографической катастрофы (рис. 14). Прежде всего, реализация комплекса мер, направленных на повышение рождаемости, позволит увеличить среднее число детей, рожденных одной женщиной, с 1.35 до 1,6 в 2015 г. и затем до 1,7 в 2025 г. В этом случае России по показателю рождаемости сравняться с современным уровнем таких развитых европейских стран как Бельгия, Великобритания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Швеция, где суммарный коэффициент рождаемости в настоящее время составляет 1.6-1.8

При подобном уровне детности за двадцатилетний период число рожденных детей возрастет относительно той величины, которая может быть при сохранении современных тенденций, на 5.8 млн. человек. Уже в течение первого десятилетия (2005-2014гг.) числа родившихся в среднем за год при осуществлении мер демографической политики могут возрастать на 27-28 тыс. Ныне, когда происходит изменение численности репродуктивного контингента, ежегодная прибавка чисел родившихся составляет около 60 тыс. (прирост в 2000-2004гг.). Примером влияния мер помощи семьям с детьми на рождаемость являются 80-е годы в Советском Союзе. В те годы в результате введенных мер, ежегодная прибавка чисел родившихся составляла свыше 40 тыс. (прирост за 1981-1987гг.).

Повышение рождаемости может  быть обеспечено при совместном росте  уровня жизни большинства семей, создании благоприятных условий  для рождения вторых и третьих  детей в тех семьях, которые  реально хотели бы их иметь, но стеснены неблагоприятными жизненными обстоятельствами; формировании ориентаций на двух-трехдетную семью у поколений, которые достигнут активного репродуктивного возраста в 2020-2024 гг.

Вероятно, будет происходить  дальнейшее изменение возрастной модели рождаемости: максимум ее переместится в возрастную группу 25-29 лет и  увеличится вклад женщин возрасте 30 лет и старше в суммарную рождаемость. Будет происходить постепенное  приближение возрастной модели рождаемости  в Росии к существующей уже сейчас в большинстве стран Западной Европы (но к 2025 г., видимо, не произойдет еще полное достижение ее).

Информация о работе Концепция демографического развития