Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:44, курсовая работа
Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.
К 2025 году предполагается:
7. Объемы и источники
финансирования мероприятий
Для решения задач, поставленных в настоящей Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.
Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.
Меры демографической политики
в информационной сфере
1. Обязать Росстат осуществить меры по улучшению
статистического учета населения, сделав прозрачными
те корректировки,
с помощью которых «
ся» данные текущего учета за межпереписной период
к материалам переписи населения 2002 г.
2. В январе 2010 г. провести очередную Всероссийскую
перепись населения. В дальнейшем проводить переписи
в годы, оканчивающиеся на «0». Это обеспечит строгий
десятилетний цикл проведения переписи и возможность
сопоставления данных последовательных переписей,
проведение перспективных расчетов до календарных го-
дов, оканчивающихся на «0» или «5», не только по одно-
летним, но и по пятилетним (что имеет большее распро-
странение) возрастным группам.
3. Войти с
предложением в Федеральное
о внесении поправок в закон «Об актах гражданскогосостояния» с тем, чтобы восстановить социальные при-
знаки в программе регистрации смертей, а в форме акта
о рождении сведений о том, какой по счету ребенок ро-
дился у матери и др.
4. Для совершенствования информационной базы в сфе-
ре миграции населения целесообразно:
наладить учет и обработку миграционных карт, ко-
торые заполняют иностранцы при въезде в страну
и сдают при выезде из России с перспективой созда-
ния банка данных об иностранцах, в том числе по
срокам, целям, местам пребывания и социально-де-
мографическому составу;
создать банк данных (регистр) иностранцев, полу-
чивших разрешение на работу в России с указанием
срока действия контракта, региона трудоустройства и
социально-демографических параметров мигрантов;
разработать систему учета и обработки данных о ми-
грантах, получивших временную регистрацию (ре-
гистрацию по месту пребывания) с перспективой
создания единого банка данных (регистра) времен-
ных мигрантов из-за рубежа и россиянах, временно
проживающих в других городах.
5. Поручить Минздравсоцразвития провести в 4 квар-
тале 2005 г. или в 1 квартале 2006 г. научно-практиче-
скую конференцию по обсуждению программы выхода
России из демографического кризиса. Цель конферен-
ции должна состоять в обосновании правовых, экономи-
ческих и духовно-нравственных основ демографическо-
го развития России.
6. Обязать
руководителей федеральных
вести в течение 2006 г. научно-практические семинары
по повышению квалификации служащих региональных
структур, в функции которых входит решение демогра-
фических вопросов
7. В 4 квартале 2005 г. — 1 квартале 2006 г. Минздав-
соцразвития организовать:
проведение
всероссийского
вания репродуктивного поведения населения, по ре-
зультатам которого уточнить систему мер, получив-
ших предпочтительные оценки в отношении устано-
вок на второго ребенка;
выполнение обследования бездетных семей с целью
выявления той части из них, которая хотела бы, но
не может по медицинским показателям иметь детей,
и той, которая, находясь в браке не менее 5 лет, не
имеет детей по социально-экономическим соображе-
ниям.
осуществление всероссийского социологического ис -
сле дования состояния здоровья, факторов риска
и восприятия мер социальной и здравоохраненче-
ской политики в различных социальных группах
населения.
осуществление
совместно с ФМС в
вого зарубежья среди русскоговорящего населения
опроса по
выявлению миграционного
и тех способов (мер, механизмов), которые могут
способствовать привлечению мигрантов на посто-
янное жительство в геополитически важные райо-
ны России.
Идеология и направления
демографической политики
на период до 2025 г.
Стратегия демографического развития России приз-
вана, исходя из национальных интересов государства,
определить характер демографической динамики на гео-
политически обозримую перспективу, установить ее по-
роговые значения, наметить приоритеты и обосновать
подходы к достижению поставленных целей, сформули-
ровать основополагающие принципы демографической по-
литики. В числе таких принципов могут быть следующие.
1. Все меры, независимо от того, на какой компонент
демографической динамики они воздействуют, должны
быть концептуально согласованы между собой, посколь-
ку могут влиять одновременно на разные стороны демо-
графического развития.
2. Чтобы исключить возможность создания новой де-
мографической волны и одновременно снизить финан-
совое давление на текущий бюджет, меры демографиче-
ской политики должны:
а) вводятся поэтапно, в течение 4–5 лет по разным
субъектам Федерации, в первую очередь в наиболее
важных в геополитическом отношении пригранич-
ных регионах и тех, где наиболее неблагоприятная
ситуация, и в последнюю — в районах с наилучшей
демографической обстановкой; 4.4. Идеология и направления демографической политики... до 2025 г.
141
б) быть распределены на группы с постепенным вводом
их в течение 4–5 лет; в этом случае меры демографи-
ческой политики будут введены по всей стране в пол-
ном объеме к 2014–2015 году и соответственно увели-
чение расходов растянется на 10 лет.
3. Формируя демографическую политику, нужно ис-
ходить из того, что все супружеские пары и отдельные
лица имеют неотъемлемое право принимать решение от-
носительно количества и времени рождения детей, точ-
но также как государство обладает суверенным правом
проводить ту демографическую политику, которую оно
считает соответствующей его внутренним потребностям
(Всемирный
план действий в области
Мехико, 1984 г.). Это же относится и к пространствен-
ным перемещениям.
4. Демографический рост — это общенациональная
задача, бремя ее выполнения должно быть распределе-
но на всех: те, кто не имеет детей и не желает их иметь,
включая и усыновление, должны финансово участво-
вать (налог на бездетность, повышение пенсионного
возраста и т.д.) в поддержке тех, кто несет основную
нагрузку в воспроизводстве населения (семьи с двумя-
тремя детьми).
5. Меры, направленные на увеличение продолжитель-
ности жизни должны охватывать все слои российского
общества: способствовать улучшению лечения больных,
сохранению здоровья — здоровыми, уменьшению доли
населения, охваченного различными девиациями (нар-
комания, алкоголизм и др.).
6. Меры в
области миграции должны
приросту российского населения, учитывая, однако, при
выборе стран-доноров и районов расселения мигрантов
геополитические интересы страны, контролируя при
этом возможные этнические сдвиги.142
Раздел 4. Стратегия и направления выхода России из ... кризиса
7. Финансирование мер должно осуществляться как
из федерального, так и региональных бюджетов и дру-
гих внебюджетных источников в зависимости от финан-
сового состояния субъектов Федерации. На федеральном
уровне должны быть определены те минимальные нор-
мы вводимых мер, меньше которых они не могут быть
ни в одном из субъектов Федерации.
Меры демографической политики могут быть распре-
делены по основным направлениям реализации страте-
гии демографического развития.
Пороговые значения демографического роста в 2006-2025гг.
Прогноз, основанный на сохранении современных
уровней рождаемости и
В том случае, если будут осуществлены
сильные, т.е. достаточно затратные
меры, направленные на сокращение смертности,
повышение рождаемости и
При подобном уровне детности за двадцатилетний период число рожденных детей возрастет относительно той величины, которая может быть при сохранении современных тенденций, на 5.8 млн. человек. Уже в течение первого десятилетия (2005-2014гг.) числа родившихся в среднем за год при осуществлении мер демографической политики могут возрастать на 27-28 тыс. Ныне, когда происходит изменение численности репродуктивного контингента, ежегодная прибавка чисел родившихся составляет около 60 тыс. (прирост в 2000-2004гг.). Примером влияния мер помощи семьям с детьми на рождаемость являются 80-е годы в Советском Союзе. В те годы в результате введенных мер, ежегодная прибавка чисел родившихся составляла свыше 40 тыс. (прирост за 1981-1987гг.).
Повышение рождаемости может быть обеспечено при совместном росте уровня жизни большинства семей, создании благоприятных условий для рождения вторых и третьих детей в тех семьях, которые реально хотели бы их иметь, но стеснены неблагоприятными жизненными обстоятельствами; формировании ориентаций на двух-трехдетную семью у поколений, которые достигнут активного репродуктивного возраста в 2020-2024 гг.
Вероятно, будет происходить дальнейшее изменение возрастной модели рождаемости: максимум ее переместится в возрастную группу 25-29 лет и увеличится вклад женщин возрасте 30 лет и старше в суммарную рождаемость. Будет происходить постепенное приближение возрастной модели рождаемости в Росии к существующей уже сейчас в большинстве стран Западной Европы (но к 2025 г., видимо, не произойдет еще полное достижение ее).