Концепция демографического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по дисциплине.docx

— 163.77 Кб (Скачать документ)

Таким образом, в отличие  от почти всех развитых стран, не говоря уже о США, Россия неуклонно утрачивает свой демографический и трудовой потенциал. Сокращение численности  населения России и изменение  её места в мировом «табеле  о рангах» неминуемо ведет  и к падению геополитического статуса и экономической значимости государства, снижению её сравнительной  военной мощи и как следствие, к ослаблению политического влияния  в мире. 

Уже в настоящее время  Россия вынуждена «проглатывать» такие  акции со стороны США как: расширение НАТО на восток, прием в него в  прошлом партнёров по Варшавскому  блоку и даже бывших союзных республик; появление в сопредельных районах  соседних государств иностранных военных  баз и воинских контингентов; облет  границ самолетами-шпионами, фотографирующими российскую территорию на большую глубину; дискриминацию в торговле, поддержку сепаратистов, открытое вмешательство во внутрироссийские дела (дело ЮКОСа, попытка заполучить бывшего министра атомной промышленности, поучения о том, какой должна быть в России демократия, отказ выдавать преступников и др.), угрозы отечественным предприятиям военно-промышленного комплекса санкциями и многое другое, наносящее ущерб национальным интересам страны. Даже бывшие союзные республики –нынешние независимые от России государства (Грузия, Молдова, Латвия и др.), опираясь на финансовую и политическую поддержку США, предъявляют к нашей стране территориальные, финансовые и иные претензии. 

Экономическая слабость России, обусловленная падением объемов  производства - это явление временное. Но усугубляется оно тем, что происходит не в условиях поступательного демографического роста, а на фоне сокращения демографического потенциала страны. Тенденции сокращения и ослабления демографического потенциала устойчивы и долговременны и  многие годы будут фактором, тормозящим укрепление геополитического статуса  российского государства. 

К тому же, в условиях нарастающей  глобализации Россия не может не считаться  с теми изменениями, которые происходят в мировом сообществе. Прежде всего, в населении земли возрастает доля стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и ряда других регионов. Россия с её огромными слабо освоенными пространствами оказывается в весьма невыгодном положении, поскольку на юге и востоке она граничит с государствами, имеющим высокую  плотность быстро растущего населения.

Прогноз трудового потенциала страны

Сохранение на продолжительный  период (вплоть до 2025 г.) неизменных уровней  рождаемости и смертности приведет не только к сокращению численности  населения, но и к ухудшению его  возрастного состава. Доля населения  трудоспособного возраста сократится с 63,3-63,5% в 2006-2008 гг. до 57,6%-57,9% в 2020-2025 гг. Одновременно с 20,3% до 26,1% увеличится доля населения пенсионного возраста. При этом больше, по сравнению с нынешней станет не только доля населения старше трудоспособного возраста, но и его абсолютная численность. В то же время численность населения трудоспособного возраста будет неуклонно уменьшаться, начиная с 2006 г., и окажется к 2025 г. меньше сегодняшней на 19,5 млн. человек

Кроме того, население трудоспособного  возраста будет стареть. Особенно после 2015 г. Если сейчас доля 20-29-летних в населении  трудоспособного возраста составляет 25,7%, то к 2015 г. она снизится до 25,2%, а  к 2025 г. – до 18,5% (табл.2.2).

Максимальное сокращение численности  населения трудоспособного возраста будет иметь место в период 2010-2014 гг., когда среднегодовая убыль  населения этой возрастной группы будет  превышать 1 млн. 300 тысяч человек. Немногим меньше оно будет и в следующем  пятилетии 2015-2019 гг., составляя в  среднем за год 1 млн. 246 тысяч. Причем следует иметь в виду, что все  те, кто в это время будет  входить в трудоспособный возраст, уже родились. Поэтому изменить динамику численности населения этой возрастной группы можно только сокращением  смертности и притоком иммигрантов. В последнее пятилетие прогнозируемого  периода убыль населения трудоспособного  возраста заметно сократится. Однако именно в эти годы доля населения  этой возрастной группы опустится ниже 58%.

В случае негативной динамики демографических процессов сокращение численности населения трудоспособного  возраста будет еще большим. Его  потери до 2025 г. составят 22,1 млн. человек, т.е. на 2,6 млн. больше, чем при прогнозе, основанном на гипотезе сохранения стабильных рождаемости и смертности. Основные различия между двумя прогнозными  вариантами проявятся здесь во втором десятилетии прогнозируемого периода, т.е. после 2015 г. В это время убыль  населения трудоспособного возраста при негативном варианте прогноза будет  на 1,7 млн. человек больше, чем при  стабильном варианте (для сравнения: в 2005-2014 гг. – на 0,9 млн.). Худшая динамика численности населения трудоспособного возраста будет практически полностью связана с ростом смертности. Снижение рождаемости практически не будет влиять на это, так как почти все те люди, которые будут достигать трудоспособного возраста, уже родились. Исключение составляют только контингенты входящих в трудоспособный возраст в 2021-2024 гг. Они родятся в ближайшие четыре года (2005-2008 гг.), а, как отмечалось выше, даже при негативном прогнозе рождаемости предполагается ее небольшое повышение в эти годы. Поэтому можно сказать, что даже поддержание нынешнего уровня смертности сохранило бы нам в прогнозируемом периоде дополнительно 2,6 млн. населения трудоспособного возраста (в среднем по 130 тыс. человек в год) по сравнению с тем негативным вариантом, когда смертность будет продолжать расти.  

В 2010-2019 гг. среднегодовая  убыль населения трудоспособного  возраста при сохранении негативных тенденций демографических процессов  будет составлять 1 млн. 420 тыс. – 1 млн. 430 тыс. человек. В то же время доля населения трудоспособного возраста при этом прогнозном варианте сократится меньше, чем при сохранении нынешнего  уровня рождаемости и смертности. В 2018-2022 гг. она опустится ниже 59,0%, а на начало 2025 г. составит 59,7% (при  стабильном варианте прогноза – 57,9%).

Вывод

Ценностные ориентации влияют не только на потребность в детях, но и на оценку условий ее реализации. Их восприятие зависит не только от этих условий (например, уровня дохода, жилищных условий, занятости  и т.д.), но во многом и от ценностных ориентаций, системы потребностей, их конкуренции, разрыва между притязаниями на благосостояние и достижением  его необходимого для человека уровня. Социальные нормы изменились для  большинства семей, особенно для  молодежи, в сторону более высоких  жизненных стандартов потребительского поведения. При наших значительно более низких, чем западные, возможностях реализации этих моделей резко увеличивается разрыв между ними, что при низкой ценности детей в системе ценностных ориентаций повышает значение негативного восприятия условий жизни, "мешающих" удовлетворению имеющейся потребности в детях. Существенно расширяется спектр потребностей, удовлетворение которых не только не связано с наличием детей, но наоборот, удовлетворению которых дети (и даже один ребенок) мешают. Это может привести к будущему дальнейшему снижению рождаемости, к массовой однодетности и росту добровольной бездетности.

Следовательно, меры демографической  политики, только или преимущественно  ориентированные на устранение помех  к рождению детей, не дадут желаемого  эффекта без изменения всей системы  ценностных ориентаций, повышения в  ней ценности семьи и детей. Политика по стимулированию рождаемости, чтобы  быть действительно эффективной, способной  вывести страну из состояния депопуляции, должна быть ориентирована не только на создание семьям условий для реализации имеющейся потребности в детях, но и на усиление самой этой потребности.

 


Информация о работе Концепция демографического развития