Концепция демографического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по дисциплине.docx

— 163.77 Кб (Скачать документ)

Лесные ресурсы, которыми обладает страна, в полной мере обеспечивают её нужды деловой древесиной, сырьем для производства целлюлозы, картона, бумаги и т.д. Общий запас древесины  превышает 80 млрд. кб. м. В России достаточно нефти, газа, угля, руд чёрных и цветных металлов, гидроресурсов, минеральных удобрений, строительных материалов и т.д. Страна обладает колоссальными мировыми запасами пресной воды (только в Байкале объем пресной воды составляет 23 тыс. кубических километра, что равно примерно одной пятой мировых запасов). 

Считается, что Россия обладает пятой  частью (21%) мировых запасов ресурсов, это больше, чем удельный вес её территории (12.6%) , не говоря уже о  доле страны в мировом населении (2.2%). На долю России приходится 45% мировых  запасов природного газа, 13% - нефти, 23% - угля и т.д. Прогнозные запасы ресурсов России оцениваются в 140 трлн. долларов США. Заметим, что при стоимостном объеме внутреннего валового продукта России в 2004г. этих ресурсов хватит примерно на 240 лет. 

Россия занимает выгодное географическое положение и в Европе, и в  Азии. Она имеет и на западе, и  на востоке достаточно выходов в  мировой океан: северные акватории (прежде всего, Баренцево море), Балтийское, Черное и Японское моря, Тихий океан. Это - объективное условие развития военного, торгового и рыбодобывающего  флота, эксплуатации нефти и других ресурсов прибрежных шельфов. 

Поэтому утверждение, что Россия одна из богатейших стран мира, и что  многие её поколения, при соответствующей  государственной политике, могут  быть обеспечены почти всеми необходимыми природными ресурсами, отнюдь не декларация, а непреложный факт. Это её плюс. А минус состоит в том, что, вплоть до ХХI века большая часть территории страны оставалась мало освоенной и слабо заселенной. 

Россия – это государство, возникшее  в результате многовекового процесса объединения земель, населенных вначале  единым, а затем и другими этносами вокруг Московского княжества с  последующим присоединением к нему как новых, так и утраченных ранее  территорий. Колонизовались сопредельные с основной частью страны слабозаселенные  или вовсе пустующие земли. Именно поэтому процесс колонизации  не сопровождался, как в истории  освоения новых территорий другими  странами, сгоном, уничтожением и угнетением коренного населения (Северная Америка, Индия, Австралия и т.д.). 

Преумножая и без того огромную территорию, Россия не в состоянии  была её заселить достаточно плотно. Несмотря на сравнительно большие по условиям дореволюционной России масштабы переселений, восточные районы оставались слабо заселенными. В 1897г. на огромной территории за Уральским хребтом проживало лишь 5.7 млн. человек, что составляло 0.4 человека на кв. км. Накануне революции плотность населения Сибири и Дальнего Востока составляла менее 0.7 человек на кв.км. 

Интенсификация освоения восточных  и северных районов страны в советские  годы, хотя и увеличила плотность  их населения, но не изменила кардинально  уровень заселенности этих территорий. Поэтому, наряду со сравнительно плотно заселенными центральными областями  страны, всегда были и слабо освоенные  окраины, сколь бы значимыми в  геополитическом отношении они  не были для России 

Плотность и доля восточных  районов в населении страны повышалась вплоть до начала 90-х годов. За этим ростом в каждом восточном регионе - страницы самоотверженного освоения природных ресурсов Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири. Здесь  и БАМ, и нефтегазоносные месторождения  Тюменского севера, и Ангарские гидростанции, и полиметаллические руды Красноярского  края, и Якутские алмазы и многое, многое другое. 

В 90-е годы, спустя более  чем полтора столетия с начала освоения Дальнего Востока, не говоря уже о Восточной Сибири, кардинально  изменились демографические тенденции  в этой части страны. Здесь не только стал снижаться уровень заселенности, но и еще более интенсивно сокращается  доля в населении России в целом, т.е. разрушается демографический  и трудовой потенциал. 

В настоящее время показатели плотности населения восточных  районов России примерно в 30 раз  ниже среднего уровня заселенности всего  азиатского материка. Но и старообжитая часть страны не столь уж плотно населена. Уровень её заселенности в 2 с лишним раза ниже, чем в остальной Европе. Причина этому не только в динамике населения России в ХХ веке, но и в том, что огромные массы людей из центральной части страны переселялись в города Средней Азии, на целинные земли Казахстана и др. К началу 1989г. в Среднеазиатских республиках и Казахстане только русских насчитывалось свыше 9.5 млн. человек. 

Сейчас легко обвинять советскую власть в неправильной миграционной политике. Но не надо забывать об идейной стороне политики государства  в целом, одним из принципов которой  был интернационализм, выражавшийся, в том числе, и в подъеме  отсталых национальных окраин. Лишь теперь многое осознали, в том числе и  то, что в советские времена  не союзные республики кормили Россию, а скорее, наоборот. Да и ныне синдром  помощи бывшим союзным республикам  не прошел. 

Если бы ресурсы (людские, финансовые и др.) России направлялись на освоение собственных окраин, то сегодня они не выглядели бы столь  плачевно. Но страной в советские годы всегда руководило не российское, а интернациональное политбюро (Микоян, Кунаев, Рашидов, Алиев, Шеварнадзе, Пельше, Сталин, Каганович, Берия, Молотов, Щербицкий, Бодюл, Брежнев, Хрущев и др.), члены которого в большинстве своем не были представителями России, которая, кстати, не имела даже собственного ЦК. Поэтому политика тех лет могла быть только такой. И напрасно сегодня продолжают всех бывших советских людей считать русскими, как и всех нуворишей, появившихся на постсоветском пространстве - новыми русскими. 

Интернациональная политика советского государства в области  размещения производительных сил во многом объясняет, почему уровень заселенности, в первую очередь приграничных, а  вообще восточных регионов России, оказался столь низким. Это в настоящее  время, наряду с неспособностью государства  защитить собственные территориальные  интересы, может привести к непоправимым геополитическим результатам. 

В истории России достаточно примеров, чтобы подтвердить этот тезис. Два события, одно в Х1Х, другое в ХХ веках, наиболее рельефны. Первый исторический урок – это цивилизованная потеря Аляски (свыше 1.5 млн. кв.км.), проданной  Соединенным штатам в 1867г. На российскую территорию были не только покупатели. Она всегда манила захватчиков. Наличие  богатых, слабо заселенных, земель - одна из причин, пусть даже не главная, польской интервенции во время Великой  смуты в начале ХVII в., нашествия Наполеона на Россию в 1812г. 

Но это все прелюдии к нападению гитлеровских полчищ на Советский Союз, цель которого состояла в том, чтобы очистить территорию страны от её жителей. Гитлер, готовя нападение на СССР, разъяснял, что расширение жизненного пространства для немецкого народа может произойти только за счет России. Согласно этой доктрине, после захвата нацистами СССР, предусматривалось в течение нескольких лет уничтожить 46-51 млн. русских и других славянских народов. Но российская, как и другие в то время советские территории, оказались не только лакомым куском для захватчиков, но и одним из факторов, благодаря которым молниеносная победа фашистов обернулась их сокрушительным разгромом.  

ХХI век – это век глобализма и веры в человеческий разум, что, однако, не исключает из возможных вариантов развития России и мрачных перспектив. Одна из них – потеря российских территорий. Этот вполне возможный сценарий будущего, основывается на учете трех разных, но взаимосвязанных обстоятельств. 

Первое из них - это ускорение  процесса обезлюживания стратегически важных регионов страны. Как в дореволюционное, так и в советское время с разной интенсивностью, но, тем не менее, последовательно шло освоение и заселение восточной части страны, особенно дальневосточных районов (см. табл. 3.3). В начале ХIХ в. Население Дальнего Востока (без Якутии) составляло около одного млн. человек, а к концу столетия – 6.1 млн. Только в 1951-1990гг за счет миграции население Дальнего Востока возросло почти на 1.2 млн. человек (1158.5 тыс.). Но уже в девяностые годы только этот регион в результате миграции потерял 686.1 тыс. человек. Население Дальнего Востока в 2002г. было меньше чем в предыдущую перепись (1989г.) на 1247 тыс. человек. К началу 2002г. население приграничных субъектов РФ, начиная с Читинской области и заканчивая Приморским краем, по сравнению с 1989г. сократилось на 0.7 млн. человек или почти на 12%. 

Это же происходит и на северных рубежах России. За тот же период население Мурманской и Архангельской  областей сократилось на 12.5%. Темпы  сокращения населения тех и других регионов примерно в 5 раз превышают  средние по России. Таким образом, с каждым годом падает плотность  населения в стратегически важных приграничных районах страны, в заселение  которых вложены огромные материальные и людские ресурсы. 

Второе обстоятельство имеет  для будущего России решающее значение. Оно с определенной условностью  может быть представлено как этно-демографическое давление на российские территории. Мягкая, пока в небольших объемах, демографическая экспансия в виде иммиграции из ряда стран со временем, если не направить её в нужное русло, может превратиться в мощный фактор изменения не только численности, но и этнической структуры населения России. Этот сценарий вполне реален. 

На востоке страны, на протяжении свыше, чем 4.3 тысяч километров слабо освоенные российские территории граничат с густозаселенными районами Китая, население которых продолжает интенсивно расти. Уже в настоящее  время в приграничных с югом Дальнего Востока регионах Китая проживает 100- 110 млн. человек. Там в безлюдных  в недалеком прошлом, районах  возникли и продолжают расти многолюдные  города и другие поселения, интенсивно развивающиеся, в том числе и  за счет российских инвестиций. 

Китай, в отличие от античных Греции и Римской империи, Египта, Византии, Персии и ряда других древних  и средневековых цивилизаций, единственный смог выстоять во времени, потерять и  восстановить могущество, создать потенциал, который вскоре выведет его в  мировые лидеры. Ему для этого  понадобятся пространство и ресурсы. Полмиллиона кв. км. Казахстанских  и один миллион Российских территорий – это те земли, которые в будущем  могут создать крупные геополитические  проблемы. 

Российские приграничные регионы, прежде всего Приморье и  Приамурье, смогут избежать подобной участи, но только при последовательном проведении такой политики, которая отвечала бы как национальным интересам России, так и национальным интересам  Китая. Фундамент этой политики –  прочность и крупномасштабность экономических отношений между  этими странами, обреченными жить по соседству. Особый блок этой политики должна составлять долголетняя миграционная программа. Её суть - создание таких  предпосылок, которые позволят иммиграцию, прежде всего незаконную, заменить временной трудовой миграцией. Целью  привлечения рабочей силы из Китая  могла бы стать совместная взаимовыгодная эксплуатация природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, для чего могут  быть использованы различные организационно-экономические  формы. При такой постановке будет  решен и вопрос о том, кто должен заселять Дальний Восток – иммигранты из сопредельных стран или титульные  народы России, и вопрос о том, с эксплуатацией каких природных ресурсов Китай может связывать перспективы своего экономического развития. 

Второй регион демографического давления на Россию находится за пределами  её южных границ. Там формируется  мощное сообщество исламских государств. К середине ХХIвека в Казахстане, Средней Азии, Азербайджане, Афганистане, Ираке, Саудовской Аравии, других арабских странах зоны Персидского залива, Пакистане, Иране, граничащим с Россией по акваториям Каспийского моря, и Турции с геополитическими интересами, как и у России на Черном море, численность населения превысит один млрд. человек, причем в трех последних государствах она превысит число жителей России.       

Концентрация многомиллионных  армий безработных в большинстве  этих стран, причем в обстановке исламизации  бывших союзных республик, может  существенно изменить геополитическую  ситуацию, вызвать мощную миграционную экспансию, на которую Россия должна будет реагировать в соответствии с международными нормами и обязательствами. Для России эти миграционные процессы не будут только её внутренним делом. Они становятся уже предметом  интереса международного сообщества. Очевидно, что Россия должна направить  миграционные процессы в русло её собственных национальных интересов, т.е. своевременно определить в отношении  этого региона свою миграционную политику. На этом, южном, геополитически важном направлении также должна проводиться активная миграционная политика, не сводимая лишь к выдаче миграционных карт. 

Рост объемов иммиграции и соответствующее формирование в приграничных районах этнических диаспор из соседних стран может  привести к тому же, с чем столкнулась  в свое время Мексика. Мексиканский Техас, начав заселяться в первой половине ХIХ в. колонистами из соседней страны (Мексика под давлением США вынуждена была дать согласие на это), уже в 1845 г. вошел в состав США на правах штата. За Техасом последовали Калифорния, Аризона, Новая Мексика, Луизиана и Флорида. Слабая Мексика не могла противостоять сильным и агрессивным США. Вероятность подобного сценария для России основана на том, что в Китае пока не отправлен в лету «исторический реестр», согласно которому должен быть возвращён один млн. кв.км. Российской территории. 

Третье обстоятельство - наличие территориальных претензий  к России, начиная от Сахалинской  области и заканчивая Калининградским  анклавом. Не затухает пятидесятилетний спор с Японией относительно нескольких Южно-Курильских островов. Все Курильские острова достались России, как  преемнице Советского Союза, победителя во Второй мировой войне. В свое время Япония ведь тоже полвека удерживала, захваченный ею Южный Сахалин, не говоря уже о временной оккупации и Северного Сахалина. Южные Курилы – это проблема будущих отношений, а ныне – это пограничный спор о части российской территории. 

Информация о работе Концепция демографического развития