Концепция демографического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по дисциплине.docx

— 163.77 Кб (Скачать документ)

Активные комплексные  действия, направленные на снижение смертности, могут привести к повышению продолжительности  жизни в 2015 г. до 63,8 года у мужчин и 74,4 года у женщин, а в 2025 г. до 67,7 года и 76,3 года. Число умерших в  течение 20 лет (2006-2025гг.) в этом случае будет меньше чем при осуществлении  прогноза, сохраняющего современные  показатели смертности, на 6.8 млн. человек.

Таким образом, снижение смертности в результате проведения демографической  политики позволило бы уменьшить  масштабы сокращения численности населения  к началу 2025 г. на 6,8 млн. человек, а  повышение рождаемости – на 4,6 млн. человек (по сравнению с потерями при сохранении существующих уровней  рождаемости и смертности). Суммарный  же эффект при проведении демографической  политики, направленной на повышение  рождаемости и снижение смертности составит 11,4 млн. человек или 8,0% от нынешней численности населения России.

Среднегодовая естественная убыль, составляющая ныне примерно 900 тыс. человек в год, в 2010-2020гг. снизится до 400-410 тыс. Но в дальнейшем она будет  снова увеличиваться вследствие неблагоприятных изменений возрастного  состава населения и даже при  продолжении положительных сдвигов  в рождаемости и смертности, к 2024 г. увеличится до 563,9 тыс. человек. Это  означает, что после 2015 г. целесообразно  будет еще более усилить демографическую  политику, чтобы компенсировать негативное влияние изменений возрастной структуры.  

В случае реализации мер, направленных только на повышение рождаемости  или только на снижение смертности, увеличение естественной убыли населения  под влиянием структурных сдвигов  начнется с 2012 г., т.е. четырьмя годами раньше, чем в при проведении демографической политики, направленной одновременно и на снижение смертности и на повышение рождаемости.

В то же время потери населения  трудоспособного возраста в России в ближайшие 20 лет даже при проведении активной демографической политики, направленной на снижение смертности и повышение рождаемости будут  весьма существенны и составят 16,9 млн. человек. Это будет меньше на 2,6 млн. по сравнению со стабильным вариантом прогноза и на 5,2 млн. – по сравнению с прогнозом, основанным на гипотезе негативных тенденций рождаемости и смертности. Более того, доля населения трудоспособного возраста к началу 2025 г. составит всего 54,9% и будет меньше не только по сравнению с нынешней, но и с той, которая может иметь место при стабильном (57,9%) и негативном (59,7%) варианте прогноза.

Это связано, прежде всего  с тем, что эффект от повышения  рождаемости не успеет в течение  прогнозируемого периода отразиться на численности населения трудоспособного  возраста. В то же время он скажется на динамике численности населения  моложе трудоспособного возраста. Если при стабильном варианте прогноза она  сокращается на 4,5 млн. человек, при  негативном – на 5,8 млн., то в случае проведения демографической политики – всего лишь на 3,4 тысячи человек, т.е., по сути дела, не изменится по сравнению с нынешней. Это создаст базу для более позитивной динамики численности населения трудоспособного возраста в будущем. Первые признаки этого будут заметны уже в конце прогнозируемого периода. Так, если при стабильном варианте прогноза в 2024 г. численность населения трудоспособного возраста сократится на 585,4 тыс., при негативных демографических тенденциях – на 736,2 тыс., то в случае проведения демографической политики – лишь на 335,9 тыс. человек. 

С учетом выше изложенных соображений  и прогноза демографического развития, опирающегося на сильные меры политики в области рождаемости, продолжительности  жизни и внешней миграции, определены пороговые значения показателей  по четырем пятилетним этапам (табл.4.2).

Для поддержания численности населения  на уровне 143-144 млн., необходимо чтобы  в течение 2006-2025гг. среднегодовые  величины рождаемости не были ниже 1540 тыс., смертности – не превышали 2030 тыс. и миграционный прирост составлял 490 тыс. человек (среднегодовая для 20-тилетнего  периода естественная убыль). В этом случае миграционный прирост будет  стопроцентно компенсировать естественную убыль (в эти годы его величина должна составить 9.8 млн.), а численность  населения сохранится стабильной, что  будет соответствовать стратегической цели демографического развития России, по крайней мере, в течение ближайшего двадцатилетия.

Стратегическая  цель демографического развития страны на ближайшие 20 лет

 

 Вслед за одобрением российским правительством (24 сентября 2001г.) Концепции демографического развития России осуществлен ряд целенаправленных мер в этой области: повышено единовременное пособие в связи с рождением ребенка; утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы; сокращен возраст выхода на пенсию в связи с рождением ребенка; осуществляется постановление Правительства РФ «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения лиц управляющих транспортными средствами»; внесены поправки в законы, регулирующие миграционные процессы; разрабатываться региональные концепции и программы мер по оздоровлению ситуации в области рождаемости, смертности и др.  

Однако существенных изменений  в демографической ситуации за истекшие годы не произошло, причем не из-за инерционности  демографических процессов и  действия лага запаздывания между принятием  решений и их результатами, а потому что принятые меры, во-первых, оказались, в силу незначительности затрат на них, не достаточно сильными, способными переломить негативные тенденции в  воспроизводстве и миграции населения, и, во-вторых, они по своей сути не были направлены на решение поставленной цели (напр., в области рождаемости акцент сделан не на стимулирование рождения второго и третьего ребенка, а на осуществление социальной помощи тем, у кого и без этой помощи рождаются первенцы, в области миграции - изменение норм получения гражданства, исходило не из необходимости привлечения новых граждан в страну, а для того чтобы ограничить их приток и затруднить получение гражданства. Не эффективными оказались также приказы бывшего Минздрава о регулировании цен на лекарственные средства для льготных категорий граждан и др. 

В результате происшедший рост рождаемости  в 2000-2004гг. был вызван не действием  введенных мер, а в основном структурными факторами (пополнение репродуктивного  контингента женщинами, лицами, родившимися  в «урожайные» 80-е годы). Наряду с  ростом рождаемости возросла смертность. Числа умерших в среднем за 4 года нового ХХI века, увеличились по сравнению с аналогичным предыдущим периодом на 220 тыс. и держатся на отметке в 2.3 млн. человек. В те же 2001-2004гг. миграционный прирост сократился в 5 раз по сравнению с 1995-2000гг. и составил в 2004г. -0.03% к численности населения России, тогда как естественная убыль превысила -0.55% (почти в 20 раз больше). 

Таким образом, одобренная Правительством РФ Концепция демографического развития страны не стала действенным рычагом  воздействия на демографические  и миграционные процессы. К тому же во властных структурах, не говоря уже  о средствах массовой информации, до самого последнего времени отсутствовало  осознание того, что углубляющийся  в России демографический кризис становится главной опасностью для  её настоящего и будущего. Действительно  все последние 10 лет демографическая  проблематика в том или иной мере обсуждалась в различных законодательных  и исполнительных структурах (в начале 1993г. на этот счет было принято даже Постановление ВС РСФСР, проведены десятки парламентских слушаний, направленные, в основном, на повышение демографической грамотности депутатов, в 2001г. демографическая ситуация рассматривалась Правительством РФ, которое одобрило Концепцию демографического развития, несколько раз демографические вопросы, как крайне актуальные для страны, звучали в ежегодных посланиях Президента и т. д.), тем, не менее, лишь в Послании Президента РФ в 2005г. озабоченность демографическим будущим страны получила конструктивное продолжение. 

Частично это объясняется тем, что демографические параметры  в настоящее время еще не воспринимаются как катастрофические, поскольку  динамика их ухудшения носит пока эволюционный характер. Однако в ближайшее  время произойдет резкое сокращение численности населения и масштабов  трудового потенциала. Начиная с 2008г. при сохранении современных  уровней рождаемости, смертности и  миграции ускорится сокращение населения. Его численность к 2010г. составит 139 млн., к 2015г.- 134.3 млн., к 2020г. -128.6 млн. и  к началу 2025г. оно снизится до 122.1 млн. человек, т.е. очень скоро оно  будет примерно на 20 млн. меньше чем  в настоящее время. Если же сохранятся в течение ближайших 20 лет современные  тенденции рождаемости и смертности, то численность населения к началу 2025г. сократится до 114 млн. человек. Бездействующая Россия (прежде всего, власть и бизнес) за 20 лет, даже в мирное время, может  потерять почти 30 млн. человек. 

С 2006г. начнет уменьшаться численность  населения трудоспособных возрастов. За год она сократится на 330 тыс. человек, а затем, с 2009г. вплоть до 2018г. будет  сокращаться на 1.2-1.4 млн. в год. В  ближайшие 10 лет (2006-2015гг.) численность лиц в трудоспособном возрасте уменьшится на 11 млн. человек (более чем на 12%). Произойдет также обвал численности населения, из которого формируются репродуктивные, воинские и образовательные контингенты. В частности, численность 18-ти летних мужчин к началу 2016г. уменьшится вдвое. 

Очевидно, что предотвратить будущую  катастрофу можно лишь «упредив»  её, поскольку для роста рождаемости  нужны задолго установленные  и эффективно функционирующие меры. Хотя это в меньшей степени  относится к условиям сокращения смертности и увеличения миграционного  прироста, тем не менее, здесь также  нужны своевременно вводимые достаточно сильные меры. Стратегия демографического развития России (Стратегия) должна исходить из понимания того, что как бы не росла рождаемость, она не сможет в ближайшие 15-20 лет дать прирост трудовых ресурсов, призывных и репродуктивных контингентов. Поэтому, в течение 2-3-х пятилетий, во-первых, необходимо в максимальной степени использовать трудовой потенциал нового зарубежья, привлекая его в качестве, как потенциальных граждан России, так и трудовых мигрантов, сглаживающих дефицит труда в российской экономике, и, во-вторых, добиться сокращения смертности населения, особенно мужчин в трудоспособном возрасте, ежегодная сверхсмертность которых (суммарное превышение аналогичных показателей у женщин в возрасте 20-59 лет) достигает почти 400 тысяч человек (по этой причине в течение 2006-2020гг. потери трудовых ресурсов могут составить 6 млн. человек). 

Чтобы превратить Стратегию в целенаправленный и конструктивный механизм выхода России из демографического кризиса, что в  полной мере соответствует геополитическим  интересам государства, необходимо, прежде всего, утучнить положения Концепции  с учетом ухудшающейся ситуации в  области рождаемости, смертности, миграции населения и перспектив возможной  демографической динамики. 

В Концепции 2001г. сказано, что «Целями  демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности  населения и формирование предпосылок  к последующему демографическому росту». В первоначальной формулировке, которая  была откорректирована в правительственных  структурах того времени, говорилось о  том, что для достижения поставленной цели должны быть мобилизованы как  воспроизводственные, так и миграционные ресурсы. Из документа также было исключено геополитическое обоснование  стратегии демографического развития России. Тем не менее, цель, поставленная в Концепции в целом, отвечала и отвечает интересам страны, ибо  альтернативой ей может быть только сокращение численности населения. И уж никак не может выступать  в качестве цели демографического развития (политики) улучшение качества населения, поскольку это цель отнюдь не демографической, а социальной политики, хотя очевидно, что только одновременное осуществление  цели той (демографический рост) и  другой (улучшение качества) позволит сохранить и преумножить российское население. 

Одним из недостатков одобренного  Правительством варианта Концепции  было то, что не учитывалась специфика  демографического развития России в  первой четверти ХХIвека (влияние, созданной в 80-90-е годы демографической волны). Суть её в том, что на смену повышению рождаемости, связанному с увеличением численности репродуктивных контингентов (они пополняются лицами, рожденными в 80-е годы, число которых в среднем за год составляло 2330 тыс. человек), придут женщины 90-х годов рождения (1385 тыс.), с чем неминуемо будет связан обвал рождений: в 2010г. число родившихся составит 1479 тыс. в 2015г. -1287 тыс. в 2020г. -1066 тыс. и в 2025 -944 тыс. человек. При меньшем (примерно на 30%) населении страны даже в труднейшие годы войны (1942-1943гг.) числа родившихся в России не опускались ниже отметки в один миллион человек. 

Второй принципиальный недостаток состоял в декларативном характере  цели, исключавшей какой-либо контроль за её достижением, вследствие, во-первых, отсутствия тех пороговых значений демографических параметров, которые  должны быть достигнуты к определенному  сроку, и, во-вторых, потому, что во властных структурах отсутствовал и отсутствует  до настоящего времени орган, контролирующий демографическое развитие страны в  направлении поставленной цели. 

Цель демографического развития России следует уточнить в соответствии с новыми демографическими и геополитическими реалиями. Причем корректировка цели должна исходить из того, что расширенное  воспроизводство населения в  современных условиях не возможно по определению. Мало вероятно и простое  воспроизводство, один из вариантов  которого предполагает, что все семьи  должны иметь по 2-3 ребенка, причем примерное  соотношение между ними составляет 80 и 20%. Если такая пропорция не возможна, то естественная убыль рано или поздно станет правилом. 

Снижение уровня замещения поколений  родителей поколениями детей  ниже границы простого воспроизводства  еще не означает немедленного наступления  естественной убыли. Благодаря особенностям возрастной структуры между ними лаг запаздывания может составлять десятки лет. В частности, в России суммарный коэффициент рождаемости  оказался ниже границы простого воспроизводства  населения в 1964-1965гг.(2.139), а естественная убыль наступила в 1992г., т.е. спустя три десятка лет (28-29 лет). Причем в 1992г. число рожденных детей по отношению к 1964г. составило 75%, что  при сохранении чисел умерших  на уровне, хотя бы 80-х годов, не привело  бы в 90-е годы к естественной убыли  населения. Она наступила бы заметно  позже. Тем не менее, даже повышение  рождаемости, наступившее после 1999г., при сокращении современного уровня смертности не исключило бы, а лишь замедлило наступление естественной убыли населения. 

Информация о работе Концепция демографического развития