Концепция демографического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по дисциплине.docx

— 163.77 Кб (Скачать документ)

Стало быть, современный уровень  рождаемости (суммарный коэффициент), да и тот, который может быть достигнут  в течение ближайших 10-15 лет, все  равно останутся ниже простого воспроизводства, а значит, будут являться основой  естественной убыли. Именно поэтому, преодолеть депопуляцию нельзя, поскольку она определяется не параметрами смертности, а исключительно уровнем рождаемости: если он ниже величины простого воспроизводства (примерно 2.15), то депопуляция неизбежна. 

Тем не менее, естественная убыль может  быть преодолена для ближайших 15—20 лет. Для этого должны быть сокращены  масштабы другого её компонента. Если бы сегодня умирало столько же, сколько умирало, хотя бы в 70-80 годы (в 1971-1980гг. в среднем за год 1325 тыс. человек и в 1981-1990гг. соответственно 1570 тыс.), или показатели смертности (соответственно и ожидаемой продолжительности жизни) были такими же, как в развитых европейских странах, что, кстати, и было в 60-е годы, то уже в 2004г., когда число родившихся превысило 1.5 млн. человек, естественная убыль сменилась бы приростом. 

Но даже сохранись естественная убыль, это еще не обязательно  сокращение численности населения. Это уменьшение можно избегнуть  путем формирования положительного миграционного сальдо. Является аксиомой, что для сохранения стабильной численности  населения, надо чтобы миграционный прирост был равен естественной убыли. Однако придание на долгие годы в демографической динамике миграционной компоненте решающего значения, причем за счет иммигрантов иной этно-культуры, чем российская, может привести к возникновению проблем сохранения государственности в том виде, как оно исторически сложилась. Очевидно, что масштабы миграции не должны выходить за рамки, после которых нарушится этнический баланс. 

Естественно, что уточненная цель демографического развития России на ближайшие 20 лет, в течение которых  произойдет вначале рост, а затем  катастрофический обвал чисел родившихся, а также возможное в последующем  радикальное изменение этнической структуры миграционного прироста и географии стран выхода мигрантов, должна учитывать эти реалии. В соответствие с этим стратегической целью демографического развития России на ближайшие 20 лет остается достижение стабильной численности населения и создание предпосылок его роста на основе использования в различных пропорциях как воспроизводственных, так и миграционных ресурсов. Эта цель может быть реализована по-разному в различные периоды первой половины ХХI века в зависимости от динамики рождаемости (влияние волны) и возможностей предпочтительного использования миграционного потенциала разных стран: вначале обеспечение стабилизации и даже некоторого роста численности населения, а затем, в период спада рождаемости - в недопущении её сокращения.  

Для превращения демографической  политики в конструктивный элемент  воздействия на рождаемость, смертность и миграцию, сформулированную стратегическую цель с её тактическими различиями необходимо, во-первых, «привязать»  к пятилетним этапам демографического развития страны, для чего следует  установить соответствующие пороговые  значения. Они могут быть различными в зависимости от того, какую политику будет проводить государство: вялое, малозатратное влияние на демографическую динамику или достаточно затратное, но сильное и эффективное воздействие на воспроизводство и миграцию населения.  

Во-вторых, Концепции необходимо придать  общегосударственный характер с  тем, чтобы политика, проводимая в  других, а тем более, в непосредственно  влияющих на динамику населения сферах, не противоречила стратегической цели демографического развития. В частности, одобренная Правительством в марте 2003 г. Концепция регулирования миграционных процессов в России по своей сути противоречит цели, сформулированной в Концепции демографического развития России, одобренной тем же Правительством в сентябре 2001г. Не соответствует  ей и ряд нормативных актов  в сфере регулирования миграции в России (напр., Закон о гражданстве  и т.п.).

В-третьих, вслед за повышением статуса  уточненного варианта Концепции  демографического развития страны до 2025г. необходимо принять на федеральном  уровне сильные меры по повышению  рождаемости и укреплению института  семьи, улучшению здоровья населения  и росту его продолжительности  жизни, привлечению мигрантов в  страну как на постоянное жительство, так и для временного покрытия дефицита в труде. 

Демографическая политика должна быть эффективной, а потому она не может  быть дешевой. Её проведение потребует  значительных финансовых ресурсов (жилищные льготы, единовременные пособия, выплата  женщинам потерь доходов в связи  с рождением ребенка в течение  ряда месяцев и др.). Эти затраты  возможны только в том случае, если семьи получат на них право, т.е. кредиты на жилье будут гаситься после рождения очередного ребенка. Это же относится и к многократно  увеличенным единовременным пособиям и т.д. Затраты на все это нужны  будут, если будет прирост вторых и третьих детей. Но если не будет  прироста вторых и третьих детей, то не нужны будут и расходы  на них. Потребуются также затраты  на организацию притока мигрантов  в страну и их обустройство в предназначенных  для этого регионах. Точно также  будут затраты –будут мигранты и, наоборот, будут мигранты –только тогда будут затраты. Следовательно, во всех случаях затраты потребуются только при условии непременного демографического эффекта. 

Таким образом, Стратегия демографического развития России должна быть подкреплена  сильной, эффективной демографической  политикой. Без существенных затрат на такую политику не будут достигнуты необходимые демографические результаты, вследствие чего продолжится обезлюживание российских территорий, ослабнет национальная безопасность, снизятся темпы роста ВВП и, соответственно, сократятся финансовые возможности государства для формирования доходной части бюджета. Как уже говорилось в части 3.2. настоящей работы при недоборе ВВП в 2010г. бюджет потеряет 440 млрд. руб. и в 2020г. -1.7 трлн. В среднем в течение десятилетия (2011-2020гг.) бюджет ежегодно будет терять свыше одного трлн. рублей (в современных ценах). Этот триллион (2.5% от среднего объема ВВП в течение десятилетия) или 35 млрд. долларов - это те предельные суммы, которые могут быть направлены на финансирование мер по предотвращению наступления в России демографической катастрофы.

Динамика людских  ресурсов и обороноспособность государства

 
 

Сохранение территориальной  целостности России и статуса  Великой державы, требует всемерного поддержания на должном уровне её национальной безопасности. Суть этого  процесса состоит, как сформулировано в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», в обеспечении  безопасности личности, общества и  государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В совокупности факторов, от которых  зависит достаточное противостояние любым угрозам, исключительно важное, если не решающее место, принадлежит  характеру демографического развития страны. Оно - неизменное условие обеспечения  людскими ресурсами силовых структур, призванных защитить от внутренних и  внешних угроз нормальное функционирование всех сфер жизнедеятельности общества и государства. 

Основным направлением в  реализации этих задач является подъем и поддержание на таком уровне оборонного потенциала России, который  может обеспечить адекватное реагирование на все внешние угрозы военного характера. России нужна современная армия, которая могла бы защитить страну не только в локальных войнах (с  этой задачей российская армия плохо  или хорошо, но справляется), но и, главным  образом, в глобальных столкновениях.  

В свете сказанного нельзя оспорить двух фактов. Во-первых, оборонная  мощь современного государства прямо  не зависит от численности призывных  контингентов. Время, когда мощь и  величие государств определялось количеством  подданных и численностью армии  давно прошло. Тем не менее, и в  настоящее время без сравнительно большой армии невозможно сохранить  мощь и величие страны. Во-вторых, российская армия в её нынешнем состоянии  не соответствует геополитическим  и оборонным интересам страны и нуждается в реформировании. Но, независимо от того, какая будет  армия: полностью профессиональная, вся состоящая из призывников  или смешанная в любых пропорциях, в любом случае она комплектуется  из населения определенного возраста, причем из тех его групп, которые  формируют и трудовые ресурсы, и  студенческие контингенты, и кадры  других силовых структур. 

Ныне потребности армии  не обеспечены имеющимися призывными контингентами в большей мере из-за узаконенных отсрочек, медицинской  непригодности части молодежи к  службе и прямого уклонения от призыва (за деньги или дезертирством) в ту армию, в которой слишком  высок процент погибающих и становящихся инвалидами в мирное время. К концу  первого десятилетия ХХI века комплектование вооруженных сил станет одной из труднейших проблем российского государства. Вследствие обвального падения рождаемости в 90-е годы вооруженные силы России не будут укомплектованы даже при двойном сокращении их численности. 

После 2006 г. начнется резкое сокращение численности потенциальных  призывников на воинскую службу – 18-летних молодых людей. Максимальная их численность  была на начало 2005 года. Она не многим больше 1.3 млн. человек. После 2006г. в  течение 10 лет численность этого  контингента будет непрерывно сокращаться: в 2010 г. – 934 тыс., в 2015 г. – 672 тыс., в -2016 г. – 644 тыс. Численность 18-летних за 10 лет  сократится вдвое. После этого она  будет возрастать, но в очень небольшой  степени, и к началу 2025 г. составит 760 тыс. человек. 

Если часть лиц призывного возраста в связи с состоянием здоровья не может пополнять воинские контингенты, то другая –отвлекается на учебу в высших учебных заведениях. Всего студентов очников в возрасте 18 лет, напр., в 2001-2002 учебном году насчитывалось 365.4 тыс. Из них мужчин было 164.4 тыс. или примерно 13% от их общей численности. При сохранении нынешней доли восемнадцатилетних студентов в их общем числе, призывной контингент после 2015г. едва ли будет превышать полмиллиона человек. Оставить ВУЗы без студентов –это обескровить экономику. Поэтому в ближайшие годы будет еще более жесткая конкуренция между призывом в армию и набором в высшие учебные заведения. Пополнение армии женщинами вряд ли решит проблемы, тем более, что они одновременно составляют и репродуктивные контингенты. Иметь красавиц в армии хорошо, но лучше все же - в родильных домах. 

Другим направлением поддержания  национальной безопасности является контроль и охрана государственных границ России, устранение их «прозрачности». Россия обладает примерно вдвое меньшим  по сравнению с СССР экономическим  и демографическим потенциалом  и, одновременно, почти такой же протяженностью границ. Протяженность границ и морских, и сухопутных составляет 61 тыс. км. (38.8 тыс. морских и 22.1 тыс. – континентальных). Из них 13.5 тыс. км. не оформлены в соответствии с международным правовом. Значительная часть сухопутных границ «прозрачна», т.е. практически открыта для перехода из сопредельных стран. Таковы свыше одной тысячи км. сухопутных границ на Кавказе, более 2.5 тыс. км. – с Украиной и Белоруссией и более всего (6846 км.) с Казахстаном . Через многие точки государственной границы в Россию, как потребителю и как стране-транзиту, переправляют наркотики из Центральной Азии и Закавказья, которые сами являются перевалочной базой; завозится и вывозится оружие, взрывчатые вещества; без усилий проникают нелегальные мигранты, часть которых оседает в России, а другая направляется на запад; перемещаются участники трансграничных организованных преступных групп, террористы; идут потоки контрабанды, в первую очередь алкоголь, табачные изделия, и т.д. Только в 2001г. через границу не было пропущено более 91 тыс. российских и иностранных граждан, свыше 4.6 тыс. задержано с поддельными и чужими документами. В целом же проследовало через различные участки границы более 80 млн. человек. 

Решение всех перечисленных  задач зависит от обеспечения  пограничных войск и таможенной службы необходимыми техническими средствам, обустройства новых (более 10 тыс. км.) участков границ: инженерного, зон дислокации войск и служб других силовых структур, инфраструктуры и др. Но все это нуждается в достаточных людских ресурсах. А они в значительной мере черпаются из тех же возрастных контингентов, из которых формируются вооруженные силы, т.е. эти структуры сталкиваются с теми же трудностями.  

Еще одним направлением поддержания  национальной безопасности является борьба с преступностью и, ставшим в  ХХI веке крайне опасным явлением - терроризмом, который в ряде случаев связан с подрывной деятельностью иностранных  государств или, по крайней мере, их сочувствием террористам (финансовая поддержка, открытие представительств, информационных центров, попустительство  созданию баз подготовки боевиков, предоставление политического убежища  и др.). 

Обеспечение профессиональными  кадрами системы МВД и ФСБ (в  обеих структурах, по-видимому, занято от одного до полутора миллиона человек), этих основных ведомств по борьбе с  криминальными группировками и  преступностью вообще, как и с  террористическими организациями, черпается из общих людских ресурсов. По грубым прикидкам в этих и остальных  силовых структурах занято не менее (с корректировкой на участие женщин) 7-9% всех мужчин в возрасте от 18 до 60 лет. 

Итак, чтобы Россия могла  сохранить статус Великой державы, обладающей ядерно-космическим щитом, имеющей место постоянного члена  в Совете Безопасности ООН; не растерять  свои земли; обладать тем природным  потенциалом, благодаря которому многие поколения не будут обречены на нищету; обеспечивать национальную безопасность, контролируя ситуацию на границах и  внутри страны, необходимо, преумножение численности населения и его  рациональное с геополитической  точки зрения расселение по территории государства.

Демографическое будущее и необходимость сохранения территориальной целостности и  природных ресурсов

 

 Россия – самая крупная по размерам территории страна в мире. Это её плюс и одновременно - минус. Ей принадлежит 1/8 часть территории земного шара. Площадь России 17.1 млн.кв.км. Затем идут Канада (10 млн.), Китай (9.6 млн.) и США (9.4 млн.). Будучи в значительной мере северной страной (примерно 2/3 территории), Россия, тем  не менее, обладает огромными сельскохозяйственными  угодьями, среди которых - лучшие в  мире чернозёмы. Это обеспечивает стране возможность быть самодостаточной, т.е. формировать баланс продовольствия и сельскохозяйственного сырья за счет собственного производства. 

Информация о работе Концепция демографического развития