Концепция стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:26, контрольная работа

Описание

Целью данного реферата является изучение концепции стратегического менеджмента.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.изучить понятие стратегии;
2.дать определение стратегического менеджмента;
3.рассмотреть объекты, субъекты и уровни стратегического управления;
4.определить роль ресурсов в стратегическом менеджменте;
5.изучить модель и методологию стратегического менеджмента;
6.рассмотреть становление стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики:

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность стратегического менеджмента 4
1.1. Понятие стратегии. Стратегия организации 4
1.2. Определения стратегического менеджмента 9
1.3. Объекты, субъекты и уровни стратегического управления 17
1.4. Стратегия и ресурсы 19
2. Модель и методология стратегического менеджмента 21
3. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики 27
3.1. Первые стратегии – исследователи и практики 27
3.2. Этапы становления 28
4. Эволюцию управленческих систем по И. Ансоффу 32
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Концепция стратегического менеджмента.doc

— 1.53 Мб (Скачать документ)

      Пример:

      Стратегии СК «Югория»

     Все стратегии, которые  организации применяют  в реальной жизни, являются модификациями  нескольких базовых  стратегий. Поэтому  выделяют четыре базовых стратегии:

  1. Ограниченный рост –более глубокое внедрение с уже существующими видами страхования на старый рынок, либо расширение границ отработанного рынка, либо совершенствование видов страхования, но на отработанном рынке.
  2. Рост – выявление видов страхования, которые компания хотела бы внедрить в будущем; ужесточение политики с конкурентами; освоение совершенно новых видов страховани..
  3. Сокращение –удержание позиций на рынке, совершенствование системы управления компанией.
  4. Комбинированная стратегия – Одно из стратегических направлений компании - развитие бизнеса на федеральном рынке страховых услуг. ГСК «Югория» стремится создать разветвленную сеть филиалов в стране, совершенствуя уже функционирующие структуры в центральном регионе. Стратегическая задача - стать крупнейшей компанией федерального уровня.
 

      Междисциплинарный подход. Теория стратегического менеджмента базируется на комплексе поведенческих наук — социологии, психологии, политологии, экономике, праве и др. В ней широко применяются математические, статистические, системные, вероятностные методы исследования.

      Пример:

      Прикладная  математика - актуарная  математика (страховая  математика).

      Актуарий  — специалист по страховой математике, владеющий теорией  актуарных расчетов. Занимается разработкой методологии и исчислением страховых тарифов.

      Оптимизация использования ресурсов. Исследование возможностей организации и выбор стратегии, обеспечивающей эффективное использование ресурсов в долговременной перспективе, — определяющий фактор планирования, выбора и осуществления стратегии.  

      Пример:

      В деятельности страховых  компаний решающими  ресурсами  являются размеры денежных фондов и эффективное  использование этих фондов. Неправильное распределение этого  ресурса может  привести к неспособности  компании  выполнять свои обязательство, т.е. производить выплаты клиентам, что в свою очередь может привести к банкротству.  

      Осуществление стратегии и контроль. Значительное внимание в стратегическом менеджменте уделяется человеческому фактору реализации стратегии. Успешная реализация стратегии возможна, когда менеджеры владеют навыками управления организационными инновациями, умеют преодолевать сопротивление изменениям, формировать инновационные команды и управлять ожиданиями людей, вовлеченных в процесс стратегических изменений.

      Пример:

     Страховая компания «Югория» следует  четырем основным пунктам организации  реализации стратегических планов:

  • разработка, согласование и утверждение программы реализации выбранной стратегии;
  • организация учета и контроля выполнения планов;
  • мотивация сотрудников выполнять все запланированное в установленные сроки;;
  • регулирование процесса реализации стратегических планов при появлении изменений во внешней и внутренней среде компании.
 

      Понимание задач и методов стратегического  менеджмента можно углубить, если использовать ранее проведенное сопоставление стратегического и оперативного менеджмента. Между этими понятиями много общего, но и существуют важные отличия, главное из которых состоит в том, что стратегический менеджмент имеет дело с общим управлением организацией, в то время как оперативный менеджмент сосредотачивается на специфике управления функциональными отделами организации, такими, например, как финансовый, производственный отдел или отдел маркетинга. Отличие стратегического менеджмента от оперативного состоит также в той специфической методологической основе, видении организации как сложной системы в развитии. Такое развитие определяется множеством факторов как внешнего, так и внутреннего происхождения, взаимозависимостью структурных элементов и функций организации, поэтому им чрезвычайно трудно управлять, и тем более управлять в соответствии с жестким планом, в котором учитывались бы все детали и частные аспекты поведения групп людей организации вплоть до отдельных индивидов. Стратегический менеджмент — эта область господства "мягких" организационных проблем, а попытки управлять ими как "жесткими" ведут к неудачам и провалам. Таким образом, эффективное управление организацией включает как эффективный стратегический, так и эффективный оперативный менеджмент.

      Какие преимущества дает управленцам (прежде всего высшего звена) знание стратегического  менеджмента? Кроме того, что стратегический менеджмент заставляет всерьез задумываться о будущем организации, он позволяет:

    • формулировать на рациональной основе возможные стратегии и определять, в какой мере подходит организации та или иная стратегия;
    • находить альтернативные пути развития бизнеса, чтобы выбрать оптимальный из них;
    • развивать умение ориентироваться в будущем, что приводит к систематическому учету возможных последствий тех или иных решений;
    • более эффективно и грамотно размещать ресурсы организации;
    • понимать природу и значение неопределенностей и рисков в развитии бизнеса;
    • использовать методологию системного подхода в решении организационных проблем и на этой основе развивать более эффективное управление;
    • связывать в единый комплекс взаимозависимых элементов процессы коммуникации, координации и контроля в рамках организации как целого;
    • стимулировать мотивацию и энтузиазм сотрудников, определять миссию организации и понимание значения достижения организационных целей для индивидуального развития и роста сотрудников;
    • преодолевать сопротивление переменам, формировать инновационную организационную культуру.

      Стратегический  менеджмент развивает широту управленческого мышления руководителей, делает их более полезными для организации. Руководители, имеющие знания и навыки в области стратегического менеджмента, имеют больше шансов добиться быстрого роста по служебной лестнице. А начинающим руководителям стратегический менеджмент позволяет достаточно быстро понять, как работает организация, какова взаимосвязь ее структурных компонентов, какова роль отдельных индивидов в принятии важных организационных решений.

 

3. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики

3.1. Первые стратегии  – исследователи  и практики

 

      Стратегический  менеджмент явился естественным результатом  развития управления в целом. История  развития управления – это история формулирования управленческих проблем и целых парадигм, конструирования управленческих нововведений, методов исследования и воздействия. Основные этапы развития менеджмента могут быть отражены следующим образом (таб.3.1). 

      Таблица 3.1

Годы Индивидуум или этническая группа Основной  вклад в развитие менеджмента
5000 до  н.э. Шумеры Письменность; Регистрация фактов
4000 до  н.э. Египтяне Признание необходимости  планирования, организации и контроля
2600 до  н.э. Египтяне Децентрализация в организации управления
1800 до  н.э. Хаммурапи Использование свидетелей и письменных документов для контроля, установление минимальной  заработной платы; признание недоступности  перекладывания ответственности
1491 до  н.э. Евреи Концепция организации, скалярный принцип
600 до  н.э. Навуходоносор Контроль производства и стимулирование  через заработную плату
400 до  н.э. Сократ Формировка  принципа универсальности управления
400 до  н.э. Ксенофонт Признание менеджмента  как особого вида искусства
175 до  н.э. Като Использование описаний работ
20 Иисус Христос Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения
1100 Газали Требования  к менеджеру
1835 Маршал, Логман Признание и  обсуждение относительной важности менеджмента
1881 Джозеф Вартон Разработка  для колледжа курса предпринимательского менеджмента
Годы Индивидуум  или этническая группа Основной  вклад в развитие менеджмента
1916 Генри Файоль Первая полная теория менеджмента, его функции  и принципы, признание необходимости  его преподавания
  Александр Г. Черч Функциональная концепция менеджмента
1919 Моррис Л. Кук Различные области  использования менеджмента
1927 Элтон Мэйо Социологическая концепция групповых устремлений
1943 Ленделл Уорвик Сведение воедино  и корреляция принципов менеджмента
1949 Норберт Винер Разработка  системного анализа в теории информации
1965 Игорь Ансофф Модель стратегического  планирования
1976 Ромари Стюарт Альтернатива  и ограничения действий менеджера  в разных симтуациях
1985 Том Питерс Отношение к  потребителям как к людям, а к  персоналу организации как к важному ресурсу развития бизнеса

3.2. Этапы становления

 

    Становление стратегического менеджмента как  самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа:

    1.  Бюджетирование и контроль. Эти управленческие функции активно разрабатываются и совершенствуются уже в первой четверти XX века. Значительный вклад в их развитие внесла школа научного менеджмента. Основная посылка бюджетирования и контроля - представление о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие условия деятельности фирмы (например, технологии, конкуренция, степень доступности ресурсов, уровень квалификации персонала и т. п.) в будущем существенно не изменятся. Изменения начальных условий рассматриваются как препятствия, преодолимые на основе прошлого опыта. Бюджетирование и контроль по-прежнему являются важнейшими методами управления, однако в настоящее время более точно определена область их успешного применения, а именно так называемые жесткие проблемы, которые характеризуются определенностью задач, средств для их решения, необходимым количеством ресурсов, применением известных методов достижения целей и жесткими временными рамками.  
 
 
 

    Пример:

    Положение по системе бюджетирования страховой компании является внутренним нормативным документом компании, регулирующим процессы бюджетного управления:

    - Формирование бюджетов  компании;

    - Контроль их исполнения;

    - Анализ исполнения  по итогам бюджетного  периода. 

    Как и любой нормативный  документ, документ должен учитывать специфические особенности компании.

    Положение по системе бюджетирования страховой компании состоит из следующих  основных разделов:

    1. Общие положения

    2. Описание общих  принципов функционирования  системы

    3. Описание методики  формирования бюджетных форм

    4. Регламент бюджетных  процессов: годового  планирования, а также  – квартального, месячного или  скользящего. 

    5. Приложения: структура  бюджетов и алгоритм  калькулирования  себестоимости продукции. 

    В этом случае, система  бюджетирования обеспечит  принятие обоснованных управленческих решений и эффективное использование ресурсов страховой компании. 
 

    2. Долгосрочное планирование. Методы долгосрочного планирования 
сформировались в 1950-е годы. Подход долгосрочного планирования 
основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции таких тенденций (или трендов) в будущее. Этот подход оказался  наиболее полезным для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом как потенциального роста компании, так и запланированного сокращения производства того или иного вида продукции или услуг.

    Пример:

    Долгосрочный  план представляет собой  видение развития страховой компании на ближайшие 3–5 лет  и имеет следующую  логику построения.

    Для разработки долгосрочного  стратегического  плана используется динамическая финансовая модель стратегических целей страховой  компании, учитывающая  основные факторы  внешней среды  и внутренние особенности  компании.

    В качестве внешних  факторов учитываются: макроэкономические показатели, прогноз развития страхового рынка, данные о конкурентах компании. На базе этих факторов выстраивается ряд стратегических целей страховой компании: доля рынка, планы по страховым продуктам, план развития региональной сети, клиентская база, агрегированный бюджет страховой компании.

    3. Стратегическое планирование. Широкое применение в практике 
бизнеса стратегического планирования начинается с конца 1960-х - начала 1970-х годов. Этот подход основывается на выявлении трендов не 
только экономического развития корпорации, но и среды ее существования. Среда понимается как сложно структурированная система факторов, воздействующих на организацию и ее конкурентов. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования. 
Такое   планирование   с   учетом   существующих   тенденций 
в изменении конкурентного окружения опирается на выявленные сильные стороны организации, благоприятные возможности, предоставляемые переменами в окружении и угрозами со стороны конкурентов и социальных, политических, технологических и экономических факторов окружения.

    Пример:

Информация о работе Концепция стратегического менеджмента