Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:55, курсовая работа
В данной работе большое внимание уделено первопричинам конфликта, возможным вариантам возникновения, развития, разрешения конфликтов, а также способам управления конфликтами и др. Все эти знания являются необходимыми для формирования бесконфликтного общения.
В обзорном формате рассмотрены основные понятия темы «Стресс» и дан один из возможных вариантов борьбы с «неуправляемыми» эмоциями, ведь сильные, чаще всего негативные, эмоции является спутником любого конфликта, справится с которыми способен каждый заинтересованный в этом человек.
1. Введение ……………………………………………………………….стр. 2
2. Природа и структура конфликта….…………………………………..стр. 3
3. Первопричины конфликтов……………………………..…………….стр.5
4. Типология конфликтных личностей………………………………....стр. 7
5. Классификация и типология конфликтов ………………………….стр. 9
6. Технология разрешения конфликтов……………………………….стр. 17
7. Управление конфликтами……………………………………………стр. 19
8. Ошибочные действия руководителей………………………………стр. 22
9. Действия в конфликтных ситуациях………………………………..стр. 26
10. Стрессы. Обретение стрессоустойчивости…………………………стр. 30
11. Заключение……………………………………………………………стр. 33
12. Список литературы…………………………………………………..стр. 34
Содержание
Введение
Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями в повседневной жизни. Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой деятельности. И ничего странного в этом нет. Как заметил американский психолог Б. Вул, «жизнь – это процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, стратегиях поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумении находить достойный выход из них. Ведь долгое время нас учили управлять и совершенствовать своё телесное физическое начало (занятие физкультурой и различными видами спорта), свой разум (внедрялись различные программы по раскрытию талантов и глубинных резервов человеческого ума), но вот управлению внутренним миром (управлению эмоциями, поведением, переживаниями, борьбе со стрессами и формированию стрессоустойчивости и т.д.), нас, к сожалению, не учили. А ведь именно это часто становится камнем преткновения в развитии гармоничной личности, готовой к максимальной реализации своих способностей и талантов в жизни, творчестве, работе. Часто неумение управлять своими эмоциями и поведением, правильно выходить из конфликтной и стрессовой ситуации, приводит к крушению карьеры, значительному ущербу для здоровья, а иногда и гибели человека, как личности.
Считаю, что тема «Конфликты и пути их преодоления» очень важна для более успешного менеджмента, и её необходимо включать в программу подготовки менеджеров различного звена в более широком аспекте и практическом применении.
В данной работе большое внимание уделено первопричинам конфликта, возможным вариантам возникновения, развития, разрешения конфликтов, а также способам управления конфликтами и др. Все эти знания являются необходимыми для формирования бесконфликтного общения.
В
обзорном формате рассмотрены основные
понятия темы «Стресс» и дан один
из возможных вариантов борьбы с
«неуправляемыми» эмоциями, ведь сильные,
чаще всего негативные, эмоции является
спутником любого конфликта, справится
с которыми способен каждый заинтересованный
в этом человек.
II
Природа и структура
конфликта
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Но как показывают наблюдения, 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены ("способствующие конфликту").
Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.
Слово "могущие" является здесь ключевым. То, что он не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами и это происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.
На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
Закономерность
Игнорирование закономерности эскалации конфликтогенов - это прямая дорога к конфликту. И если помнить об этом, то конфликтов будет меньше, особенно тех, в которых не заинтересован ни один из его участников. Ибо первый конфликтоген может быть (а чаще всего и бывает) непреднамеренным, результатом стечения обстоятельств.
Это одна из схем, по которой рождаются конфликты.
Данная схема помогает понять, почему 80% конфликтов возникает самопроизвольно, без всякого желания всех, ставших участниками конфликта.
Первый конфликтоген часто появляется ситуативно, помимо воли людей, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов... и вот уже конфликт налицо, для предотвращения которого надо как-то прервать цепочку конфликтогенов.
Таким образом можно сформулировать
Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.
Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Чтобы выполнить первое правило, поставьте себя на место собеседника: не обиделись бы вы, услышав подобное? И допустите вероятность, что положение этого человека в чем-то уязвимее вашего.
Способность
ощутить чувства другого
Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.
Существует понятие, противоположное понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес собеседника. Сюда относится все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение и т.д. И логично, следующее правило:
Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.
Именно благожелательные посылы настраивают нас на комфортное, бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых "гормонов удовольствия" – эндорфинов, в отличии от конфликтогенов, которые настраивают нас на борьбу и сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего нашему поведению агрессивность.
Но каждый из нас нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий благожелательными посылами, становится желанным собеседником.
Два первых правила бесконфликтного общения легче выполнить, когда знаешь, что может послужить конфликтогеном. Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:
* стремление к превосходству;
* проявления агрессивности;
* проявления эгоизма.
Общим для всех этих типов является то, что конфликтогены представляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем или на достижение каких-то целей (психологических или прагматических).
Можно выделить несколько наиболее распространенных конфликтогенов каждого из типов.
* Прямые проявления превосходства (приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка);
* Снисходительное отношение (проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: "Не обижайтесь", "Успокойтесь", "Как можно этого не знать?", "Неужели Вы не понимаете?" и т.д);
* Хвастовство (восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых);
* Категоричность, безапелляционность (проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности, личное превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в частности такие, как "Я считаю", "Я уверен". Безопаснее употреблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: "Я думаю", "Мне кажется", "У меня сложилось впечатление, что...");
* Навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства.
* Перебивание собеседника, повышение голоса или когда один поправляет другого. Тем самым показывается, что его мысли более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать.
* Утаивание информации. Информация - это необходимый элемент жизнедеятельности. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги, возникший вакуум заполняется домыслами, слухами, сплетнями, которые бывают еще хуже правды.
* Нарушения этики, намеренные или непреднамеренные.
(лат. "agressio" - "нападение"). Агрессия может проявляться как черта личности и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства.
К сожалению, некоторым людям действительно присуща природная агрессивность. Но у подавляющего большинства природная агрессивность в норме, а проявляется лишь ситуативная агрессивность.