Конфликт и пути его решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание

В данной работе большое внимание уделено первопричинам конфликта, возможным вариантам возникновения, развития, разрешения конфликтов, а также способам управления конфликтами и др. Все эти знания являются необходимыми для формирования бесконфликтного общения.
В обзорном формате рассмотрены основные понятия темы «Стресс» и дан один из возможных вариантов борьбы с «неуправляемыми» эмоциями, ведь сильные, чаще всего негативные, эмоции является спутником любого конфликта, справится с которыми способен каждый заинтересованный в этом человек.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………….стр. 2
2. Природа и структура конфликта….…………………………………..стр. 3
3. Первопричины конфликтов……………………………..…………….стр.5
4. Типология конфликтных личностей………………………………....стр. 7
5. Классификация и типология конфликтов ………………………….стр. 9
6. Технология разрешения конфликтов……………………………….стр. 17
7. Управление конфликтами……………………………………………стр. 19
8. Ошибочные действия руководителей………………………………стр. 22
9. Действия в конфликтных ситуациях………………………………..стр. 26
10. Стрессы. Обретение стрессоустойчивости…………………………стр. 30
11. Заключение……………………………………………………………стр. 33
12. Список литературы…………………………………………………..стр. 34

Работа состоит из  1 файл

курсаччч.doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

      Но  также он мог проявить настойчивость, требовательность, безапелляционность, если того требовала ситуация. Примером может служить следующий случай:  в гарантийном отделе работал очень опытный, профессионально сильный и грамотный сотрудник, но у него был очень тяжелый характер, по типу демонстративно-неуправляемый рационалист с эгоистическими наклонностимя. Он всегда был недоволен всем и вся. Стремился показать своё превосходство и значимость перед другими сотрудниками, давал распоряжения не соответствующие занимаемой должности. В курсе всего этого было и вышестоящее руководство, но чаще всего либо закрывали глаза на это, т.к. ценили его как профессионала, либо ограничивались беседой, в крайнем случае уменьшением премии. Точкой кипения этого постоянного конфликта стало доведения нового менеджера по работе с клиентами до истерического состояния. И тут наш руководитель предпринял крайние меры: этот сотрудник получил строгий выговор с занесением в личное дело, а т.к. вся подобная информация распространяется по электронной почте всем подразделениям организации, то  в очень неприглядном свете оказался этот человек. После чего он был более лоялен, терпелив и сдержан. Внешнее проявление конфликта было снято.

  X Стрессы. Обретение стрессоустойчивости 

        В предыдущих разделах было доказано, что  избежать конфликтов  в нашей повседневной и деловой жизни практически невозможно. Обязательным  же спутником почти любого конфликта является стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточится, чувство беспричинной усталости, неуправляемые эмоции и др.) проявляются мгновенно и видны невооруженным глазом. Стрессовая ситуация захватывает нас и не отпускает. Но с этим можно и нужно бороться. Для этого необходимо три условия: 1. понимание природы стресса и стадий его развития; 2. отчетливое представление о границах возможного воздействия на протекание стрессовой ситуации; 3. готовность к активным усилиям по достижению стрессоустойчивости.

  Слово «стресс» в переводе с английского  означает «напряжение».  В научный  оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье, разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов).

  По  классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифической реакцией организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособления к возросшим требованием.

      Каждое  предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас и т.д. Но кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса.

  Еще можно дать следующее определение:

      Стресс  – это физиологическое и/или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия стрессоров, которые нарушили существовавшее равновесие.

        В свою очередь, стрессор это физико-химический или эмоционально-психологический фактор, который вызывает физическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни.

      Факторы, вызывающие стресс, - стрессоры, различны, но они пускают в ход одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса. Различие между стрессором и стрессом было, вероятно, первым важным шагом в анализе этого биологического явления, которое мы все слишком хорошо знаем по собственному опыту.

        В динамике стрессового реагирования  Г. Селье видит три фазы:

  1. реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;
  2. фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;
  3. фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.

        Физиологическая и биохимическая природа стресса изучена достаточно хорошо. В частности, большой вклад в изучение стресса внес Г.Селье. Укажем лишь то, что биохимические сдвиги при стрессе являются сформированной в процессе длительной эволюции оборонительной реакцией организма на внешнюю угрозу. Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно спровоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Но стрессов избежать нельзя в принципе, ведь полная свобода от стресса, по Г. Селье, означает смерть, т.к. стресс обязательный компонент жизни, это «аромат и вкус жизни».

      Как подчеркивал Г. Селье, стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций он предложил различать собственно «стресс» (stress (англ.) - давление, нажим, напряжение), как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и «дистресс» (distress (англ.) - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда), как состояние, безусловно вредное для здоровья.

      Таким образом, стресс – это напряжении, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций. Дистресс – это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды. Состояние дистресса фактически соответствует третей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Поэтому нужно стараться не допускать перехода стресса в дистресс.

      Перечень  причин стресса огромен. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с профессиональной деятельностью. Выделяют организационные (перегрузка или малая рабочая нагрузка, неинтенсивная работа, конфликт и неопределенность ролей и др.), организационно-личностные (страх не справится с работой, допустить ошибку, потерять работу и др), организационно-производственные ( психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, проблемы в личной жизни и др.) факторы, способные вызвать стресс.

      Достаточно  часто конфликты и стресс сопровождаются слишком сильными эмоциями. Обычно это эмоции тревожного или агрессивного ряда: страх, паника, гнев и др. Иногда «эмоциональные бури» становятся слишком частыми, эмоции дезорганизуют, делают  поведение не управляемым, мешают действовать разумно.  

      Попытки справится с эмоцией в момент её максимального развития, заранее обречены на провал. Поэтому, лучше переждать это «стихийное бедствие». Но научится предотвращать их можно и нужно! Ведь подобные эмоциональные проявления представляют рефлекторную реакцию на происходящее, являются своеобразной «вредной привычкой». А самым эффективным путем преодоления вредной привычки является выработка противоположной «правильной» привычки, которая или блокирует нежелательную эмоцию и препятствует её распространению,  или вообще предотвращает её возникновение.

      Рассмотрим  один из возможных алгоритмов работы с чрезмерными эмоциями:

  1. Вначале проанализируйте типичные ситуации, в которых возникают неуправляемые эмоции. Это можно сделать самостоятельно или вместе с другом, в сложных случаях с психологом или психотерапевтом.
  2. Составьте полный список ситуаций, вызывающих неуправляемые эмоции. Выберите из них для дальнейшей работы одну-две, наиболее актуальные.
  3. Внимательно изучите, как данные ситуации возникают и развиваются. Обратите особое внимание на два момента: 1. когда эмоции только начинают возникать и могут быть легко изменены; 2. когда эмоции усиливаются и становятся неуправляемыми.
  4. Найдите ранние симптомы приближения неконтролируемых эмоций.
  5. Проанализируйте все возможные варианты ваших действий, которые могут остановить развитие нежелательных эмоций. Выберите 2-3 наиболее подходящие для вас.
  6. Используйте эти варианты как основу для выработки новых привычек, останавливающих и предупреждающих проявление неконтролируемых эмоций. Если эти варианты оказались не эффективными, вернитесь к 5 шагу или обучитесь релаксации, универсальному и гарантированно эффективному способу управления эмоциональным стрессом.
  7. Продолжайте культивировать новые привычки и сознательно «включайте» их при каждом проявлении ранних симптомов эмоционального напряжения, выявленных на 4-м шаге. Доведите их до автоматизма, так чтобы они сами «включались» при первых признаках эмоционального напряжения.

          Когда новые привычки будут включатся  автоматически в любой ситуации, способной вызывать слишком сильные эмоции, проблема с неконтролируемыми эмоциями и излишним стрессом будет решена. Аналогично можно поступить и с конфликтными ситуациями.

          Закончить рассмотрение этого очень важно  вопроса хочется тем, что основой  стрессоустойчивой жизненной стратегии  является поиск выхода из сложившейся ситуации, активная жизненная позиция, грамотное чередование труда и отдыха. Поисковая активность, направленная на изменение неблагоприятной или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих факторов обладает стимулирующим воздействие на организм и повышает его стрессоустойчивость. Дефицит же такой активности создает предрасположенность к дистрессу и всем его негативным проявлениям. Девизом такой жизненной стратегии могут стать слова А. Теннисона «Дерзать, искать, найти и не сдаваться!».

                                                                  

                                                               Заключение

      Руководитель, не способный разглядеть и предотвратить  зарождение и развитие конфликта, может  понести большие потери, как в плане персонала, так и финансовой стороне вопроса, ведь разрушительная сила конфликтов такова, что организации, где не уделяют должного внимания своевременному их разрешению, оказываются полностью парализованными и найти пути к ликвидации конфликта, к восстановлению работоспособности очень сложно. А в современных условиях конкуренции одним из важнейших факторов успеха является компетентный, трудолюбивый и дружный коллектив. Повышение стрессоустойчивости, формирование принципов бесконфликтного общения является залогом успеха в трудовой деятельности и счастливой  личной жизни!

      Поэтому улучшение психологического климата в коллективе, формирование корпоративной культуры должны являться одним из приоритетных направлений развития организации. 
 
 
 
 
 

Список литературы 

  1. А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. Конфликтология: Учебник  для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 с.
  2. Баринов В.А.. Конфликт как метод управления в кризисной ситуации/ Управление персоналом/ www.elitarium.ru/2006/09/07
  3. Менеджмент: Учебник для вузов/М.М. Максимцов, А.В. Игнатьев и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-343с. стр.276-279
  4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н, Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415с.
  5. Радюк О. «Неуправляемые» эмоции/ http://stress.depressii.net/index.php
  6. Ганс Селье. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979г.
  7. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. - М., 1992, с. 310
  8. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. 
    Мн., 1997, с. 215.

Информация о работе Конфликт и пути его решения