Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 19:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить проблему управления конфликтами, а также проанализировать систему управления конфликтами на предприятии УП «***» и предложить пути повышения эффективности работы данной компании путем более рационального управления конфликтами.
Для решения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы исследования конфликтов на предприятии: их сущность и способы разрешения.
2) Провести анализ разрешения конфликтов на предприятии УП «***».
3) Разработать рекомендации по предотвращению конфликтов на предприятии УП «***».
Первый этап исследования заключался в установлении методом наблюдения мнения о каждом сотруднике, его личностных и поведенческих особенностях.
Для этого исследования был выбран механический цех, численность персонала которого составляет 88 человек (в 2009 г.).
Таблица 7 – Сводные результаты исследования
Группа по конфликтности | Количество человек | Доля от всех работников цеха, % |
Конфликтная группа | 27 | 31 |
Бесконфликтная группа | 61 | 69 |
Примечание
– Источник: собственная разработка
В результате
обработки результатов
В бесконфликтную группу сотрудников предприятия входит 61 человек, среди них можно выделить 28 человек, которые отличаются веселым нравом, болтливостью, добродушием, открытостью; 19 человек отличается спокойствием, уравновешенностью, дружелюбием; 14 человек застенчивы, неуверенны в себе, стремящиеся всем угодить.
Таким образом, результаты наблюдения свидетельствуют о том, что в группе 30,7% людей, способных создавать конфликтные ситуации и 69,3% бесконфликтные в общении.
Следующим этапом эмпирического исследования было психологическое тестирование сотрудников цеха.
Задачи тестирования:
выявить уровень общительности;
определить уровень коммуникативного самоконтроля;
определить стиль конфликтного поведения сотрудников компании.
Вопросы тестов отображены в Приложении А, Б, В.
Анализ полученных данных показал, что 33 сотрудника обладают высоким уровнем общительности - эти люди всюду чувствуют себя в своей тарелке, но не всегда доводят дело до конца. 41 человек обладают средним уровнем общительности, их характеризует любопытность, разговорчивость, однако им не достает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами. 14 человека отличатся низким уровнем общительности - они замкнуты, предпочитают одиночество.
Рассматривая уровень самоконтроля в общении, приходим к выводу, что большинство сотрудников компании (37 человек) обладают высоким уровнем коммуникативного контроля, они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, в состоянии даже предвидеть впечатление, которое произведут на окружающих. 32 человека обладают средним уровнем коммуникативного контроля, их отличает искренность, но не сдержанность в эмоциональных проявлениях. У 19 сотрудников выявлен низкий уровень самоконтроля в общении, что характеризует их поведение как устойчивое, они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, некоторые считают их «неудобными в общении».
Анализируя показатели стиля конфликтного поведения у сотрудников компании, выявилось, что 37 человек предпочитают сотрудничество в конфликтной ситуации, характеризующееся тем, что участники конфликта приходят к альтернативе, удовлетворяющей интересы отдельных сторон. Двадцать девять из них помимо сотрудничества также могут пойти на компромисс в конфликтной ситуации.
Соперничество в конфликте характерно для тринадцати сотрудников, а тридцать человек предпочитают избегать конфликтов, хотя если этого не удается, двадцать четыре из них способны пойти на компромисс.
Таким образом, для группы характерен средний уровень общительности, высокий коммуникативный самоконтроль и поиск сотрудничества в конфликтной ситуации.
Последним этапом исследования было интервью, цель которого заключалась в выявлении причин возникновения конфликтных ситуаций в компании, а также условия преодоления конфликтных ситуаций.
Вопросы анкетирования отображены в Приложении Г.
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что 45% конфликтных ситуаций на УП «***» возникают в общении с коллегами по работе, 40% конфликтных ситуаций в компании возникают в общении с руководителями, и, соответственно, 15% конфликтных ситуаций возникают в общении с клиентами.
Для анализа конфликтов на предприятии, а также для оценки психологического климата в коллективе было проведено анкетирование персонала.
Ответы на вопрос: «Довольны ли вы своей работой?» распределились следующим образом:
Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос: «Довольны ли вы своей работой?»
Итак, большинство сотрудников своей работой довольны - это можно оценить положительно. Однако, если человек абсолютно доволен своей работой, это может означать,что он не намерен самосовершенствоваться.
Рисунок 4 – Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли вы себя конфликтным человеком?»
83 % работников не считают себя конфликтными людьми. Возможно, такая самооценка была необъективна.
На вопрос: Легко ли Вы находите общий язык с коллегами? Ответы следующие: постоянно натыкаюсь на стену непонимания, всегда нахожу, чаще нет, чаще да. Что примечательно, сотрудники, отнесшие себя к высшему руководству, а также большинство рядовых работников, ответили «Всегда». А вот руководители среднего звена, а также часть служащих испытывают затруднения во взаимопонимании.
На вопрос: Часто ли Вы становитесь участником конфликтных ситуаций. Ответы следующие: моя хата с краю, без меня не обходится, редко, часто.
Таким образом, до высшего руководства конфликты в коллективе доходят редко. Чаще всего вовлеченными оказываются руководители среднего звена (отделов), причем в основном или с рабочими-продавцами, или между собой. Служащие же предпочитают придерживаться нейтралитета.
На
вопрос: Как часто происходят конфликты?
Ответы следующие: каждый день, раз
в неделю, два раза в неделю, реже. В большинстве
случаев конфликты случаются реже.
Рисунок
5 - Распределение ответов
на вопрос: «Что чаще
всего является причиной
конфликтов с Вашим
участием?»
Таким образом, почти 90% работников уверены, что кто-то или не исполняет свои обязанности, или выполняет чужие. Такая ситуация может быть при недостаточном знании сотрудниками своих должностных обязанностей. Однако 70% сотрудников заявляли, что довольны своей работой (рисунок 3), они знают, что следует делать им и их коллегам. Следовательно, обязанности они знают, однако эти обязанности не согласованы между собой.
Работники осознают необходимость изменения, в первую очередь, системы распределения полномочий и ответственности.
Рисунок
6 - Распределение ответов
на вопрос: «Способствуют
ли конфликтные ситуации
решению текущих проблем
компании?»
Итак, большинство работников убеждены, что возникающие конфликты не способствуют улучшению положения вещей.
Учет и анализ конфликтных ситуаций на предприятии УП «***» ведется психологом данной организации. Для этих целей в 2008 г. был создан «Журнал учета обращений к психологу УП «***»». В нем регистрируется количество конфликтов данной организации. Анализ частоты возникновения конфликтов на УП «***» отражен в таблице.
Таблица 8 – Количество конфликтов на УП «***» за 2008 – 2009 гг.
Вид конфликтов | 2008 г. | 2009 г. |
Групповые | 1 | 0 |
Межличностные | 11 | 7 |
Примечание
– Источник [10]
Как видно из таблицы, количество конфликтов, зарегистрированных в коллективе предприятия снизилось в 2009 г. по сравнению с 2008 г. Так, групповых конфликтов вообще не было 2009 г, а количество межличностных сократилось на 4 пункта.
Вообще, количество конфликтов за год очень мало. Это говорит либо о хорошей организации работы, эффективном управлении конфликтами, неконфликтности персонала организации, либо о плохом учете конфликтов в связи с недостатком информации.
Основным инструментом разрешения конфликтных ситуаций на предприятии является комиссия по трудовым спорам, деятельность которой отражена в коллективном договоре УП «***» за 2008-2009 годы. Данная комиссия находится в составе профсоюзного комитета и рассматривает споры по вопросам:
Любой работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам, если он не урегулировал разногласия самостоятельно с администрацией предприятия или его подразделением (цехом). Работник может обратиться в данную комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал о нарушении своего права. Комиссия же обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.
Споры рассматриваются в присутствии работника, подавшего заявление или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работник или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового сопора повторно в пределах срока, установленного законом.
Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
На
заседании комиссии ведется протокол,
который подписывается
В современной конфликтологии стало традиционным завершающий этап в динамике конфликта называть «разрешение конфликта». Некоторые придерживаются точки зрения, что правильнее говорить о завершении, которое заключается в окончании конфликта по любым причинам. Разрешение, наряду с урегулированием, затуханием, устранением и перерастанием в другой конфликт является формой завершения конфликта (схема 1).
Схема 1 - Формы завершения конфликта (по А.И.Шипилову)
Разрешение
конфликта - это совместная деятельность
его участников, направленная на прекращение
противодействия и решение