Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:41, дипломная работа
Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности, а управление - не исключение и, возможно, достаточно яркий пример, и даже одна из причин возникновения конфликтов - почему, выясним позже.
Руководить без конфликтов - возможно ли это? Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики.
Конфликты на работе знакомы слишком многим. Организации с идеальными взаимоотношениями между сотрудниками, департаментами и собственниками встречаются в жизни так же часто, как и все идеалы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию конфликтов на предприятии……………………………………………………………………………...6
Сущность конфликта, его понятие. Историческое значение……………6
Типы конфликтов…………………………………………………………..8
Причины конфликтов……………………………………………………..13
Модель процесса конфликтов……………………………………………17
Управление конфликтом. Структурные методы разрешения конфликтов…………………………………………………………………………………18
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций на предприятии (на примере филиала «Белоярскгазторг» ООО «Запсибгазторг»)….26
2.1. Общая характеристика филиала «Белоярскгазторг» ООО «Забсибгазторг». ……………………………..26
2.2. Анализ конфликтных ситуаций в филиале «Белоярскгазторг» ООО «Забсибгазторг»……………………………………………………………………….29
2.3.Способы разрешения и предупреждения конфликтов в филиале «Белоярскгазторг» ООО «Забсибгазторг»………………………………………………34
2.4. Роль руководителя в управлении конфликтами…………………………..45
Глава 3. Совершенствование системы управления конфликтами в филиале «Белоярскгазторг» ООО «Запсибгазторг»……………………………………..52
3.1. Организационный механизм управления конфликтами………………….52
3.2. Совершенствование системы управления конфликтами в филиале «Белоярскгазторг» ООО «Запсибгазторг»)…...61
3.3. Выводы………………………………………………………………………64
Заключение……………………………………………………………………….73
Глоссарий………………………………………………………………………...76
Список использованной литературы…………………………………………...77
Конфликтология - наука о возникновении, течении и разрешении конфликтов. В России основателем конфликтогологии является А.П.Егидес.
Конфликтологическая экспертиза – это карта ситуации, которая изготавливается профессионалами по заказу одной из сторон (конфликта) и исключительное право использования которой имеет Заказчик. Такая карта часто помогает избавиться от иллюзий и необоснованных страхов и наладить коммуникацию с другой стороной, но она может быть использована для планирования сокрушающего удара по противнику. Выбор остается за заказчиком, планирование действий за разработчиком.
Конфликтоустойчивость – способность человека оптимально организовать своё поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми.
Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; или - стремление к противоположным целям или использование различных средств для их достижения; или - несовпадение интересов, желаний.
Децентрация – [лат. de — приставка, означающая отделение, отмену + centrum — средоточие] — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной.
Конфликтолог – специалист по распознаванию, экспертизе, управлению и разрешению конфликтов.
Список использованной литературы
Приложение 1
Тест К. Томаса
Предлагаемый тест имеет целью определить характерную для Вас тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б. Сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз выбирайте из них то, которое является более типичным для Вашего поведения.
Обведите а или б в
1а. Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
1б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.
2а. Я стараюсь найти
2б. Я пытаюсь уладить дело
с учетом всех интересов
3а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
3б. Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
4а. Я стараюсь найти
4б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5а. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
5б. Я стараюсь сделать все,
чтобы избежать бесполезной
6а. Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
6б. Я стараюсь добиться своего.
7а. Я стараюсь отложить
7б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.
8а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
8б. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9а. Думаю, что не всегда
стоит волноваться из-за каких-
9б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10а. Я твердо стремлюсь достичь своего.
10б. Я пытаюсь найти
11а. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
11б. Я стараюсь успокоить
12а. Зачастую я избегаю
12б. Я даю возможность
13а. Я предлагаю среднюю
13б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.
14а. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
146. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов
15а. Я стараюсь успокоить
15б. Я стараюсь сделать все
необходимое, чтобы избежать
16а. Я стараюсь не задеть чувства другого.
16б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17а. Обычно я настойчиво
17б. Я стараюсь сделать все,
чтобы избежать бесполезной
18а. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
18б. Я дам возможность
19а. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
19б. Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20а. Я пытаюсь немедленно
20б. Я стараюсь найти
21а. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
21б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22а. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.
22б. Я отстаиваю свои желания.
23а. Как правило, я озабочен
тем, чтобы удовлетворить
23б. Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24а. Если позиция другого
24б. Я стараюсь убедить
25а. Я пытаюсь показать
25б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26а. Я предлагаю среднюю
2бб. Я почти всегда озабочен
тем, чтобы удовлетворить
27а. Зачастую я избегаю
27б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28а. Обычно я настойчиво
28б. Улаживая спорную
29а. Я предлагаю среднюю
29б. Думаю, что не всегда
стоит волноваться из-за каких-
30а. Я стараюсь не задеть чувств другого.
30б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.
Сумма количества баллов по каждой шкале
даст Вам представление о
Теперь Вы больше знаете о себе и Вы способны выбирать нужную Вам стратегию решения конфликтной ситуации.
Ключ для анализа (совпадение - 1 балл)
Стратегия |
Вопросы (ответы) |
Сотрудничество |
2б 5а 8б 11а 14а 19а 20а 21б 23а 26б 28б 30б |
Приспособление |
1б 3б 4б 11б 15а 16а 18а 21а 24а 25б 27б 30а |
Соперничество |
3а 6б 8а 9б 10а 13б 14б 16б 17а 22б 25а 28а |
Компромисс |
2а 4а 7б 10б 12б 13а 18б 20б 22а 24б 26а 26б 29а |
Избегание |
1а 5б 6а 7а 9а 12а 15б 17б 19б 23б 27а 29б |
Приложение 2
Тест на поведение в конфликте
Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает, что Вы ведете себя так всегда, а оценка 5, что для вас не характерно такое поведение.
№ п/п |
Позиция |
Оценка |
1 |
Критически оцениваю партнера |
1 2 3 4 5 |
2 |
Приписываю ему низменные или плохие намерения |
1 2 3 4 5 |
3 |
Демонстрирую знаки |
1 2 3 4 5 |
4 |
Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру |
1 2 3 4 5 |
5 |
Игнорирую интересы соперника |
1 2 3 4 5 |
6 |
Вижу все только со своей позиции |
1 2 3 4 5 |
7 |
Уменьшаю заслуги партнера |
1 2 3 4 5 |
8 |
Преувеличиваю свои заслуги |
1 2 3 4 5 |
9 |
Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнера |
1 2 3 4 5 |
10 |
Выдвигаю перед партнером |
1 2 3 4 5 |
11 |
Раздражаюсь, перехожу на крик, повышаю голос |
1 2 3 4 5 |
Обработка результатов
Отклонение вправо от оценки «3» по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте. Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.
Приложение 3
Тест «Самооценка конфликта»
Выберите в каждом вопросе один из трех вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос вы не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов присвойте этому вопросу два очка.
1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпримете?
а) избегаю вмешиваться в ссору;
б) я могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав;
в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения.
2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки?
а) всегда критикую за ошибки;
б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;
в) нет.
3. Ваш
непосредственный начальник
а) если другие меня поддержат, то да;
б) разумеется, я предложу свой план;
в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных.
4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) я спорю со всеми и по любому поводу.
5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваша реакция.
а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;
б) возмущаюсь, но про себя;
в) открыто высказываю свое негодование.
6 . Представьте, что рассматривается проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как вы поступите?
а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;
б) выделю положительные стороны проекта и предложу предоставить автору возможность продолжить его разработку;