Конфликты на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:41, дипломная работа

Описание

Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности, а управление - не исключение и, возможно, достаточно яркий пример, и даже одна из причин возникновения конфликтов - почему, выясним позже.
Руководить без конфликтов - возможно ли это? Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики.
Конфликты на работе знакомы слишком многим. Организации с идеальными взаимоотношениями между сотрудниками, департаментами и собственниками встречаются в жизни так же часто, как и все идеалы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию конфликтов на предприятии……………………………………………………………………………...6
Сущность конфликта, его понятие. Историческое значение……………6
Типы конфликтов…………………………………………………………..8
Причины конфликтов……………………………………………………..13
Модель процесса конфликтов……………………………………………17
Управление конфликтом. Структурные методы разрешения конфликтов…………………………………………………………………………………18
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций на предприятии (на примере филиала «Белоярскгазторг» ООО «Запсибгазторг»)….26
2.1. Общая характеристика филиала «Белоярскгазторг» ООО «Забсибгазторг». ……………………………..26
2.2. Анализ конфликтных ситуаций в филиале «Белоярскгазторг» ООО «Забсибгазторг»……………………………………………………………………….29
2.3.Способы разрешения и предупреждения конфликтов в филиале «Белоярскгазторг» ООО «Забсибгазторг»………………………………………………34
2.4. Роль руководителя в управлении конфликтами…………………………..45
Глава 3. Совершенствование системы управления конфликтами в филиале «Белоярскгазторг» ООО «Запсибгазторг»……………………………………..52
3.1. Организационный механизм управления конфликтами………………….52
3.2. Совершенствование системы управления конфликтами в филиале «Белоярскгазторг» ООО «Запсибгазторг»)…...61
3.3. Выводы………………………………………………………………………64
Заключение……………………………………………………………………….73
Глоссарий………………………………………………………………………...76
Список использованной литературы…………………………………………...77

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 171.37 Кб (Скачать документ)

Конфликтология - наука о возникновении, течении и разрешении конфликтов. В России основателем конфликтогологии является А.П.Егидес.

Конфликтологическая экспертиза – это карта ситуации, которая изготавливается профессионалами по заказу одной из сторон (конфликта) и исключительное право использования которой имеет Заказчик. Такая карта часто помогает избавиться от иллюзий и необоснованных страхов и наладить коммуникацию с другой стороной, но она может быть использована для планирования сокрушающего удара по противнику. Выбор остается за заказчиком, планирование действий за разработчиком.

Конфликтоустойчивость – способность человека оптимально организовать своё поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми.

Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; или - стремление к противоположным целям или использование различных средств для их достижения; или - несовпадение интересов, желаний.

Децентрация – [лат. de — приставка, означающая отделение, отмену + centrum — средоточие] — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной.

Конфликтолог – специалист по распознаванию, экспертизе, управлению и разрешению конфликтов.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2000.-48с.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2008.-С.208. Неопубликованные
  3. Положение о филиале «Белоярскгазторг» ООО «Запсибгазторг». № 3-2001 от 3 апреля 2001.
  4. Устав фирмы ООО «Запсибгазторг» (новая редакция). – г. Белоярский,  2007г.
  5. Анцупов A.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008.-496с.
  6. Анцупов, А. Я. Конфликтология. Учебник/Шипилов А. И. - М.: Юнити, 2009.
  7. Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2008. - 264с.
  8. Баринов В. А., Баринов Н. В Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации, Менеджмент в России и за рубежом, Управление персоналом №15 2009 г.
  9. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Висбес, изд-во Проспект, 2007.504с.
  10. Вернер, Зигерт, Лючия Ланг Руководить без конфликтов. - Москва. Экономика, 2008.
  11. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология/ Кибанов А.Я., Захаров Д.К. - М.: ИНФРА-М, 2008.
  12. Гаполенко, А.Л. Общий и специальный менеджмент/ Панкрухин А.П.- М.:РАГС, 2007;
  13. Горянина В.А. Психология общения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 5-е изд. - М.: Издательский центр «Академия». 2008.-416с.
  14. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.-464с.
  15. Дубровская, О.Ф. Конфликт: что о нем нужно знать //Справочник кадровика. - 2005, №10
  16. Еникеев М.И. Общая социальная психология: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2005.-624с.
  17. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта.- М.:Аспект-Пресс.-2005.
  18. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: 2006.
  19. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Владос, 2007 год.
  20. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология - М.: ИНФРА - М, 2007.-301с.
  21. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организаций. - М.:ИНФРА-М, 2007.
  22. Климова, С. Трудовые конфликты на российских предприятиях.//Кадры,- № 5. - 2007.
  23. Козырев Г.И. Конфликты в организации//Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание.-2001.-№2. - С. 136-150.
  24. Корнелиус,Х. 111. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. Пер. с англ., М., АО Стрингер, 2002. - 116с.
  25. Кричевский Р.JI. Если Вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: «Дело», 2003 год.
  26. Литвинцева, Ж. А.. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. - М., 2007.
  27. Лютенс. Организационное поведение. - М.: Инфра-М, 2007 год.
  28. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушек.- М.: МГУ, 2007 год.
  29. Попова, Е. Внутрифирменные конфликты: природа и методы преодоления. //Кадры, - 2007.- № 5.
  30. Психология и этика делового общения / Под ред. В.К. Лавриненко. М., 2007 год.
  31. Психология здоровья. Учебник для вузов./ Под редакцией Г.С. Никифорова - СПб.: Питер, 2003.-389с.
  32. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов./Под редакцией В.Н. Лавриненко. - 4-е издание переработанное о доп. - М.: ЮНИТА ДАНА, 2003.-415с.
  33. Пугачев Е.П. Руководство персоналом организации: Учебник. М., 2008 год.
  34. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005.-335с.
  35. Тутушкина, М.К. Практическая психология для менеджеров. - М.: «Филинь». 2006.
  36. Управление персоналом организации: Практикум: Учеб. пособие /Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2007год.
  37. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. - М.:2005.
  38. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - 7-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2005.-448с.
  39. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М., 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тест К. Томаса

Предлагаемый тест имеет целью  определить характерную для Вас  тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б. Сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз выбирайте из них то, которое является более типичным для Вашего поведения.

Обведите а или б в соответствии с Вашим выбором.

1а. Иногда я предоставляю  другим возможность взять на  себя ответственность за решение спорного вопроса.

1б. Чем обсуждать то, в чем  мы расходимся, я стараюсь обратить  внимание на то, в чем согласны мы оба.

2а. Я стараюсь найти компромиссное  решение. 

2б. Я пытаюсь уладить дело  с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

3б. Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

4а. Я стараюсь найти компромиссное  решение. 

4б. Иногда я жертвую своими  собственными интересами ради  интересов другого человека.

5а. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти  поддержку у другого.

5б. Я стараюсь сделать все,  чтобы избежать бесполезной напряженности.

6а. Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

6б. Я стараюсь добиться своего.

7а. Я стараюсь отложить решение  сложного вопроса с тем, чтобы  со временем решить его окончательно.

7б. Я считаю возможным в  чем-то уступить, чтобы добиться  чего-то другого. 

8а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

8б. Первым делом я стараюсь  ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и спорные вопросы.

9а. Думаю, что не всегда  стоит волноваться из-за каких-то  возникающих разногласий.

9б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10а. Я твердо стремлюсь достичь своего.

10б. Я пытаюсь найти компромиссное  решение. 

11а. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

11б. Я стараюсь успокоить другого  и стремлюсь, главным образом,  сохранить наши отношения.

12а. Зачастую я избегаю занимать  позицию, которая может вызвать  споры. 

12б. Я даю возможность другому  в чем-то остаться при своем  мнении, если он также идет  навстречу мне. 

13а. Я предлагаю среднюю позицию. 

13б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.

14а. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

146. Я пытаюсь показать другому  логику и преимущество своих  взглядов

15а. Я стараюсь успокоить другого  и стремлюсь, главным образом,  сохранить наши отношения.

15б. Я стараюсь сделать все  необходимое, чтобы избежать напряженности.

16а. Я стараюсь не задеть чувства другого.

16б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17а. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

17б. Я стараюсь сделать все,  чтобы избежать бесполезной напряженности.

18а. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

18б. Я дам возможность другому  в чем-то оставаться при своем  мнении, если он также идет мне навстречу.

19а. Первым делом я стараюсь  ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и  спорные вопросы. 

19б. Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20а. Я пытаюсь немедленно разрешить  наши разногласия. 

20б. Я стараюсь найти наилучшее  сочетание выгод и потерь для  нас обоих. 

21а. Ведя переговоры, я стараюсь  быть внимательным к желаниям  другого.

21б. Я всегда склоняюсь к  прямому обсуждению проблемы.

22а. Я пытаюсь найти позицию,  которая находится посередине  между моей и той, которая  отстаивается другим.

22б. Я отстаиваю свои желания. 

23а. Как правило, я озабочен  тем, чтобы удовлетворить желания  каждого из нас.

23б. Иногда я предоставляю  другим возможность взять на  себя ответственность за решение спорного вопроса.

24а. Если позиция другого кажется  ему очень важной, я постараюсь  пойти навстречу его желаниям.

24б. Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.

25а. Я пытаюсь показать другому  логику и преимущество своих  взглядов.

25б. Ведя переговоры, я стараюсь  быть внимательным к желаниям  другого.

26а. Я предлагаю среднюю позицию. 

2бб. Я почти всегда озабочен  тем, чтобы удовлетворить желания  каждого.

27а. Зачастую я избегаю занимать  позицию, которая может вызвать  споры. 

27б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28а. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

28б. Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29а. Я предлагаю среднюю позицию. 

29б. Думаю, что не всегда  стоит волноваться из-за каких-то  возникающих разногласий.

30а. Я стараюсь не задеть  чувств другого.

30б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

Сумма количества баллов по каждой шкале  даст Вам представление о выраженности той или иной стратегии решения  конфликтов и поведении в конфликтных  ситуациях.

Теперь Вы больше знаете о себе и Вы способны выбирать нужную Вам стратегию решения конфликтной ситуации.

Ключ для анализа (совпадение - 1 балл)

Стратегия

Вопросы (ответы)

Сотрудничество

2б 5а 8б 11а 14а 19а 20а 21б  23а 26б 28б 30б

Приспособление

1б 3б 4б 11б 15а 16а 18а 21а  24а 25б 27б 30а

Соперничество

3а 6б 8а 9б 10а 13б 14б 16б  17а 22б 25а 28а

Компромисс

2а 4а 7б 10б 12б 13а 18б 20б  22а 24б 26а 26б 29а

Избегание

1а 5б 6а 7а 9а 12а 15б 17б  19б 23б 27а 29б


Приложение 2

Тест на поведение в конфликте

Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили  с вашим участием, и оцените  их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает, что Вы ведете себя так всегда, а оценка 5, что для вас не характерно такое поведение.

№ п/п

Позиция

Оценка

1

Критически оцениваю партнера

1  2  3  4  5

2

Приписываю ему низменные или  плохие намерения

1  2  3  4  5

3

Демонстрирую знаки превосходства

1  2  3  4  5

4

Обвиняю и приписываю ответственность  только партнеру

1  2  3  4  5

5

Игнорирую интересы соперника

1  2  3  4  5

6

Вижу все только со своей позиции

1  2  3  4  5

7

Уменьшаю заслуги партнера

1  2  3  4  5

8

Преувеличиваю свои заслуги

1  2  3  4  5

9

Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнера

1  2  3  4  5

10

Выдвигаю перед партнером множество  претензий

1  2  3  4  5

11

Раздражаюсь, перехожу на крик, повышаю  голос

1  2  3  4  5


 

Обработка результатов 

Отклонение вправо от оценки «3»  по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте. Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.

 

Приложение 3

Тест «Самооценка  конфликта»

Выберите в каждом вопросе один из трех вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос вы не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов присвойте этому вопросу два очка.

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпримете?

а) избегаю вмешиваться в ссору;

б) я могу вмешаться, встать на сторону  потерпевшего, того, кто прав;

в) всегда вмешиваюсь и до конца  отстаиваю свою точку зрения.

2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки?

а) всегда критикую за ошибки;

б) да, но в зависимости от моего  личного отношения к нему;

в) нет.

3. Ваш  непосредственный начальник излагает  свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше?

а) если другие меня поддержат, то да;

б) разумеется, я предложу свой план;

в) боюсь, что за это меня могут  лишить премиальных.

4. Любите  ли вы спорить со своими  коллегами, друзьями?

а) только с теми, кто не обижается  и когда споры не портят наши отношения;

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

в) я спорю со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то  пытается пролезть вперед вас  без очереди. Ваша реакция. 

а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;

б) возмущаюсь, но про себя;

в) открыто высказываю свое негодование.

6 . Представьте,  что рассматривается проект, в  котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как вы поступите?

а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого  проекта;

б) выделю положительные стороны  проекта и предложу предоставить автору возможность продолжить его  разработку;

Информация о работе Конфликты на предприятии