Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:41, дипломная работа
Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности, а управление - не исключение и, возможно, достаточно яркий пример, и даже одна из причин возникновения конфликтов - почему, выясним позже.
Руководить без конфликтов - возможно ли это? Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики.
Конфликты на работе знакомы слишком многим. Организации с идеальными взаимоотношениями между сотрудниками, департаментами и собственниками встречаются в жизни так же часто, как и все идеалы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию конфликтов на предприятии……………………………………………………………………………...6
Сущность конфликта, его понятие. Историческое значение……………6
Типы конфликтов…………………………………………………………..8
Причины конфликтов……………………………………………………..13
Модель процесса конфликтов……………………………………………17
Управление конфликтом. Структурные методы разрешения конфликтов…………………………………………………………………………………18
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций на предприятии (на примере филиала «Белоярскгазторг» ООО «Запсибгазторг»)….26
2.1. Общая характеристика филиала «Белоярскгазторг» ООО «Забсибгазторг». ……………………………..26
2.2. Анализ конфликтных ситуаций в филиале «Белоярскгазторг» ООО «Забсибгазторг»……………………………………………………………………….29
2.3.Способы разрешения и предупреждения конфликтов в филиале «Белоярскгазторг» ООО «Забсибгазторг»………………………………………………34
2.4. Роль руководителя в управлении конфликтами…………………………..45
Глава 3. Совершенствование системы управления конфликтами в филиале «Белоярскгазторг» ООО «Запсибгазторг»……………………………………..52
3.1. Организационный механизм управления конфликтами………………….52
3.2. Совершенствование системы управления конфликтами в филиале «Белоярскгазторг» ООО «Запсибгазторг»)…...61
3.3. Выводы………………………………………………………………………64
Заключение……………………………………………………………………….73
Глоссарий………………………………………………………………………...76
Список использованной литературы…………………………………………...77
в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок.
7. При обсуждении того или иного вопроса с руководством:
а) высказываете свою точку зрения, хотя, быть может, она отличается от мнения большинства;
б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и имеете иную точку зрения;
в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении.
8. В
парке вы встретил и
а) делаю им замечание;
б) думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов;
в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал.
9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:
а) в таком случае я не дам ему чаевых, хотя и собирался это сделать;
б) попрошу, чтобы он еще раз, при мне составил счет;
в) выскажу ему все, что о нем думаю.
10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности: следить за уборкой в комнатах, разнообразием меню... Возмущает ли вас это?
а) я нахожу способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;
б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, то это вряд ли
что-то изменит;
в) придираюсь к обслуживающему персоналу - повару, уборщице.
11. Вы
спорите с вашим сотрудником,
которого недолюбливаете и
а) нет;
б) разумеется, признаю;
в) постараюсь примирить наши точки зрения.
Оценка результатов
Каждый ваш ответ оценивается от 1 до 4 очков. Оценку ответов вы найдете в предлагаемой таблице 3.
Ответ |
Вопросы | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | |
А |
4 |
0 |
2 |
4 |
2 |
4 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
Б |
2 |
2 |
0 |
2 |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
4 |
4 |
В |
0 |
4 |
4 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
От 30 до 44 очков. Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко избежать критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, вы учитываете, как это может отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение к себе в глазах других?
От 15 до 29 очков. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личностные отношения. И за это вас уважают.
До 14 очков. Вы мелочны, ищете поводы для споров, большая часть которых излишня. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если вы не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?
Приложение 4
Сводные результаты анкетирования
«Причины возникновения конфликтов на предприятии» проведенного в филиале «Белоярскгазторг» ООО «Запсибгазторг».
Формулировка вопроса и ответа |
Количество ответов | |
Руководители |
Подчиненные | |
Какую должность вы занимаете на данном предприятии: |
||
- руководитель |
3 |
- |
- подчиненный |
- |
15 |
Как вы сами оцените конфликтный ли вы человек: |
||
- очень конфликтный |
0 |
0 |
- зависит от настроения |
3 |
8 |
- никогда не конфликтую |
0 |
7 |
Часто ли у вас на работе случаются конфликты: |
||
- часто |
0 |
0 |
- не очень часто |
1 |
6 |
- редко |
2 |
9 |
- вообще не случаются конфликты |
0 |
0 |
Конфликты на работе обычно происходят: |
||
- между мною и начальником |
- |
7 |
- между мною и подчиненными |
1 |
- |
- между мною и коллективом |
2 |
8 |
Конфликты у вас на работе, как правило: |
||
- разгораются стихийно |
1 |
10 |
- очень долго назревают |
2 |
5 |
Причиной конфликтов в офисе, как правило, является: |
||
- мое плохое настроение |
0 |
0 |
- сложившееся противоречие |
3 |
9 |
- конфликты бывают без видимых причин |
0 |
6 |
- конфликты возникают по серьезн |
2 |
0 |
Как часто ваше плохое настроение является причиной: |
||
- часто |
2 |
0 |
- никогда |
1 |
14 |
- у меня на работе всегда хорошее настроение |
0 |
1 |
Если у вас на работе случился конфликт, то в нем, как правило, замешаны: |
||
- отдельные личности |
2 |
14 |
- группы |
0 |
0 |
- один человек против группы |
1 |
1 |
Если вы чем-то недовольны, ваши действия: |
||
- лишний раз стараюсь промолчать |
2 |
3 |
- честно выскажу свое мнение |
1 |
2 |
- стараюсь самостоятельно исправ |
0 |
10 |
Нравится ли вам ваш руководитель: |
||
- да, он прирожденный руководитель |
- |
1 |
- мог бы повнимательнее относиться к моим интересам |
- |
14 |
- ему вообще нельзя занимать руководящую должность |
- |
0 |
- я сам (сама) руководитель |
3 |
- |
Как правило, конфликты на работе возникают: |
||
- в связи с разногласиями по рабочим вопросам |
2 |
8 |
- из-за несовпадения взглядов по личным вопросам |
0 |
1 |
- по другим причинам |
1 |
6 |
Как по вашему мнению, если руководитель вмешивается в конфликт, то: |
||
- конфликт разрешится гораздо быстрее |
3 |
14 |
- он только все испортит |
0 |
1 |
- от его вмешательства развитие конфликта не изменится |
0 |
0 |
Приложение 5
Тест на конфликтность
Определите,
что у вас преобладает в
ответах – эго-хватание или гармоничность:
1) да – гармоничность;
нет – эгохватание;
2) да – эгохватание;
нет – гармоничность;
3) да – эгохватание;
нет – гармоничность;
4) да – эгохватание;
нет – гармоничность;
5) да – эгохватание;
нет – гармоничность;
6) да – эгохватание;
нет – гармоничность;
7) да – гармоничность;
нет – эгохватание;
8) да – гармоничность;
нет – эгохватание;
9) да – эгохватание;
нет – гармоничность;
10) да – эгохватание;
нет – гармоничность;
11) да – гармоничность;
нет – эгохватание;
12) да – гармоничность;
нет – эгохватание;
13) да – эгохватание;
нет – гармоничность;
14) да – эгохватание;
нет – гармоничность;
15) да – эгохватание;
нет – гармоничность;
16) да – эгохватание;
нет – гармоничность;
17) да –эгохватание;
нет – гармоничность;
18) да – гармоничность;
нет – эгохватание;
19) да – гармоничность;
нет – эгохватание;
20) да – эгохватание;
нет – гармоничность.
Эгохватание.
Это внутренняя конфликтность личности.
Склонность к самообвинениям, нерешительности
и неуверенности в себе. Потребность в
постоянной опеке.
Гармоничность.
Спокойствие. Уверенность в себе. Сбалансированность
желаний, стремлений, уровня притязаний.
Последовательность поведения.
Приложение 6.
Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»
1. Вводная фаза
Цель фазы: Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.
Название упражнений: «Смысл моего имени», «Правила группы»
Время: 5 минут.
Необходимые материалы: Карточки для имен, булавки, фломастеры, лист с правилами.
2. Фаза контакта
Цель фазы: Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.
Название упражнений: «Веселый счет» («Поворот в прыжках»)
Время: 5-7 минут.
3. Фаза лабилизации
Цель фазы: Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.
Название упражнений: «Вавилонская башня», «Поиск сходства», «Построимся»
Время: 20-25 минут.
Необходимые материалы: Картинки с изображением животных, бланки для диагностики по количеству участников, ватман, фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями.
4. Фаза обучения
Цель фазы: Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде, нахождение общего между участниками.
Название упражнений: «Кто быстрее», «Паззлы», «Дом»
Время: 30 минут.
Необходимые материалы: Карточки с изображением животных, паззлы.
5.Заключительная фаза
Цель фазы: Подведение итогов, снятие напряжения
Название упражнений: «Говорящие руки», «Круг», «Подарки группе»
Время: 10-15 минут.
Необходимые материалы: Карточки с изображением животных.
Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность.
Время: 5 минут.
Ресурсы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.
Ход упражнения: Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.
Время: 2 минуты.
Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.
Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
Цель: активизация группы, сплочение.
Время: 2-3 минуты.
Описание упражнения: Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.