Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:41, дипломная работа
Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности, а управление - не исключение и, возможно, достаточно яркий пример, и даже одна из причин возникновения конфликтов - почему, выясним позже.
Руководить без конфликтов - возможно ли это? Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики.
Конфликты на работе знакомы слишком многим. Организации с идеальными взаимоотношениями между сотрудниками, департаментами и собственниками встречаются в жизни так же часто, как и все идеалы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию конфликтов на предприятии……………………………………………………………………………...6
Сущность конфликта, его понятие. Историческое значение……………6
Типы конфликтов…………………………………………………………..8
Причины конфликтов……………………………………………………..13
Модель процесса конфликтов……………………………………………17
Управление конфликтом. Структурные методы разрешения конфликтов…………………………………………………………………………………18
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций на предприятии (на примере филиала «Белоярскгазторг» ООО «Запсибгазторг»)….26
2.1. Общая характеристика филиала «Белоярскгазторг» ООО «Забсибгазторг». ……………………………..26
2.2. Анализ конфликтных ситуаций в филиале «Белоярскгазторг» ООО «Забсибгазторг»……………………………………………………………………….29
2.3.Способы разрешения и предупреждения конфликтов в филиале «Белоярскгазторг» ООО «Забсибгазторг»………………………………………………34
2.4. Роль руководителя в управлении конфликтами…………………………..45
Глава 3. Совершенствование системы управления конфликтами в филиале «Белоярскгазторг» ООО «Запсибгазторг»……………………………………..52
3.1. Организационный механизм управления конфликтами………………….52
3.2. Совершенствование системы управления конфликтами в филиале «Белоярскгазторг» ООО «Запсибгазторг»)…...61
3.3. Выводы………………………………………………………………………64
Заключение……………………………………………………………………….73
Глоссарий………………………………………………………………………...76
Список использованной литературы…………………………………………...77
Существование конфликтов
отнюдь не всегда является
отрицательным показателем,
Итак, рассмотрим несколько примеров конфликтов, действительно имевших место в организации. Один из них - конфликт, возникший из-за неточного определения обязанностей сотрудников и отсутствия четкого расписания, то есть чисто производственный конфликт.
Пример 1.
Каждое рабочее место в одном из магазинов предприятия закреплено за двумя работниками. Которые занимают его согласно графику 2х2. Бывали случаи, когда работники выходили на работу вне графика, и занимали рабочее место в свободное время продавцы, за которым это место было закреплено в данный день. Обычно продавцы сами договаривались друг с другом, руководство в этих договоренностях не принимало участие и не регулировало. Требований к четкому соблюдения графика смен тоже не предъявляло.
Одна работница хотела выйти в не свою смену и занять место другой работницы. О чем предупредила за пару дней. В оговоренный день на работу вышли обе сотрудницы, причем та, которой рабочее место было определено по графику, сказала, что не договаривалась с первой сотрудницей, и место уступать не будет. Аргументировав тем, что каждый должен выходить только в свою смену и отслеживать это должно руководство, и оно же должно принимать решения о возможности обмена рабочими местами. Данная ситуация была не первая.
В такой ситуации выявить
действительно виновного
Другой пример основан на «человеческом», субъективном аспекте конфликта, то есть противоречия заложены в самих людях, их действиях, поступках и поведении - чисто личностных неблагоприятных проявлениях. К этим проявлениям относится склонность настаивать на своем мнении, категоричность суждений, импульсивность, неумение слушать и убеждать, склонность к обвинению партнера и многие другие отрицательные качества человека.
Пример 2.
Одна из руководителей магазина при общении со своими работниками использовала строго приказной, не терпящий никаких возражений стиль. Надо отметить, что все сотрудники - это знающие свое дело, умеющие работать, но, тем не менее, руководитель не учитывала это.
В данном случае наслоение заданий, неумение или нежелание определить приоритеты и последовательность выполнения заданий, требование выполнить все сразу и при том срочно, то есть повышенные и необоснованные требования - все это имеет отрицательный характер: нервирует работников, вносит отрицательный климат в отдел, что, безусловно, отбивает желание трудиться и не способствует качественному и продуктивному труду работников.
В силу своей скромности, сотрудники долгое время не решались высказать претензии своей начальнице. Но такая ситуация продолжаться в скрытой форме бесконечно не могла, и в какой-то момент претензии были частично высказаны.
Ненормальная, накаленная обстановка, как и следовало ожидать, в итоге привлекла внимание второго руководителя. В этой ситуации была сделана попытка организовать откровенный разговор - беседу руководительницы и ее сотрудников, но, к сожалению, она должного результата не имела. Конечно, определенные улучшения появились, но в полной мере устранить конфликтную ситуацию не удалось.
Из этого примера хорошо видно, что разрешить конфликт, возникший из-за каких-то личностных проявлений, порой бывает сложнее, чем производственный, поскольку его успешный исход зависит не только от знаний руководителя и умения правильно вести себя в критической ситуации (анализ ситуации, управление ей, прогноз последствий, принятие оптимального решения, устранение отрицательных последствий), но и от желания самих конфликтующих.
Итак, мы рассмотрели два примера. Естественно, существует множество различных видов конфликтов, но основных все-таки два: возникших по объективным причинам или возникших по субъективным причинам. Так, например, производственный конфликт может перерасти в межличностный (если из-за недоработанной системы труда возникают разногласия между людьми, затем перерастающие в личную неприязнь) или наоборот (если из-за личностных противоречий появляются негативные изменения в системе организации или происходят постоянные сбои в ее работе). Так же могут произойти конфликты между группами людей, целыми организациями, могут развиваться по линии руководитель - подчиненный или подчиненный - подчиненный; бывают так же и другие конфликты. Но каков бы ни был конфликт, не стоит его избегать и надо помнить, что он является своего рода сигналом к действиям, которые должны изменить ситуацию и в результате должны в той или иной степени привести к улучшению работы организации, к ее усовершенствованию в целом.
Организационно-
Сотрудничество в целях
предотвращения трудовых конфликтов на
предприятиях обычно рассматривается
в терминах социального партнерства.
В широком понимании оно
Наиболее характерными для
организационно-
Причиной конфликта в
организационно-
Итак, можно сделать вывод, что одной из важнейших причин возникновения организационно-технологических конфликтов является низкий уровень организации труда и управления, который может иметь как объективные, так и субъективные основания. Объективные могут быть заложены в самой функциональной структуре организации и в ее системе управления, а субъективные - привноситься членами организации (как управляемыми, так и управляющими).
Также следует отметить конфликты
в административно-
1) внутренние конфликты
в административно-
2) конфликты между центральной
администрацией и
3) конфликты между
4) конфликты между
Такие конфликты могут
быть вызваны следующими причинами:
экономическими; организационно-
Специфические системы регуляции поведения и деятельности людей в производственных организациях состоит в том, что она содержит признаки как формальной, так и неформальной организаций. С одной стороны, она возникает по поводу производственных отношений и, таким образом, выполняет или дополняет функции формальной организации, а с другой стороны, спонтанность возникновения и относительная добровольность членства во внеформальной организации сближает ее по ряду признаков с неформальной организацией.
Роль внеформальной организации по отношению к трудовым конфликтам довольно неоднозначна. С одной стороны, внеформальные связи и отношения способствуют предотвращению и разрешению многих конфликтов, а с другой - порождают разного рода конфликты, например:
1. конфликты в самой внеформальной организации между ее членами;
2. конфликты между внеформальной организацией и отдельными членами (группами) формальной организации, не входящими в неформальную;
3. конфликты между формальным
и неформальным методами
4. конфликты формальных и неформальных интересов;
5. ролевые конфликты, связанные
с индивидом формальных
Типичны конфликты внутри неформальной организации, которые обусловлены, в первую очередь, социально-психологическими свойствами людей и их личными и групповыми интересами:
1. конфликты целей, ценностей, интересов (на всех уровнях неформальной системы);
2. ролевые конфликты, связанные
с нарушением сложившейся
3. конфликты доминирования и лидерства;
4. межличностные социально-
конфликты;
5. конфликты между подгруппами в отдельной группе;
6. межгрупповые конфликты;
7. конфликты между формальной и неформальной организациями на различных уровнях.
Хочу отметить, что чем
больше в коллективе людей, удовлетворенных
трудом, тем благоприятнее нравственно-
Руководители постоянно сталкиваются с довольно сложными управленческими ситуациями, среди которых конфликтные ситуации занимают особое место. В некоторых организациях руководители затрачивают 50% своего рабочего времени на изучение и улаживание различных конфликтных взаимоотношений.
Между тем признаки напряженности в трудовом коллективе могут быть выявлены методом обычного наблюдения. Возможны следующие формы проявления «назревающего» конфликта в организации: стихийные минисобрания (беседы нескольких человек); увеличение числа неявок на работу; снижение производительности труда; увеличение числа локальных конфликтов; повышенный эмоционально-психологический фон; массовые увольнения по собственному желанию; распространение слухов; коллективное невыполнение указаний руководства; стихийные митинги и забастовки; рост эмоциональной напряженности.
Условиями, определенным образом влияющими на возникновение конфликтных ситуаций в трудовых коллективах, могут быть:
1. искусственно сохраняющиеся
в группах отрицательные
2. недостатки в организации труда и быта членов трудового коллектива и членов их семей;
3. преобладание в коллективе аморальных, безнравственных отношений между отдельными членами как по «вертикали», так и по «горизонтали», которые могут складываться в силу неблагоприятного подбора людей и других субъективных причин;
4. недоверие начальника
к подчиненным, выражающееся в
излишней опеке и подмене
5. предвзятое отношение начальника к подчиненному и наоборот;
6. снисходительное отношение
отдельных начальников к
7. наличие в трудовом коллективе неофициальных микрогрупп с отрицательной направленностью. В основе образования таких групп лежит, как правило, стремление отдельных членов коллектива к уклонению от общественной работы, недовольство высокой требовательностью руководителя, личные симпатии, антипатии, привязанности.
В зависимости от характера конфликтной ситуации, стратегии поведения, избираемой участниками конфликта, и методов урегулирования, конфликт может иметь как негативные, так и позитивные последствия.
К негативным последствиям
конфликта в организации
1) усиление напряженности
в отношениях между
2) ограничение взаимодействия
и общения между
3) уменьшение деловых
контактов вопреки
4) падение мотивации к труду вследствие негативного настроения и неуверенности в положительном решении возникших проблем; снижение производительности труда и рост текучести кадров;
5) отвлечение от работы, потеря времени и средств на ведение конфликта и ликвидацию его последствий;
6) бессмысленная трата
сил и энергии на конфронтацию,
субъективные переживания и
Так или иначе, трудовые конфликты выполняют следующие функции, которые носят также и позитивный характер:
- трудовой конфликт влияет
на баланс индивидуальных, групповых,
коллективных интересов и