Конкуренция на рынках инновационных продуктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:48, курсовая работа

Описание

Среди различных методов и средств повышения конкурентного статуса фирмы особое место занимает восприимчивость ее к инновациям, активизация инновационной деятельности, направленная на внедрение новшеств, создаваемых на основе достижения науки и техники.
Развитие любого бизнеса предусматривает, прежде всего, формирование конкурентных превосходств фирмы на рынке, создание и удержание ее конкурентных преимуществ, которые являются основой успешного бизнеса.
Для достижения конкурентных преимуществ фирма должна обладать соответствующей инновационной стратегией поведения на рынке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Конкуренция на рынках инновационных продуктов…………………..……4
1.1 Особенности рынка инновационных продуктов…………………………...4
1.2 Конкуренция на инновационном рынке…………………………………….7
1.3 Позиционирование как фактор конкуренции………….…………………..10
1.4 Методы конкурентной борьбы на рынке инновационных продук-тов……………………………………………………………………………….16
2. Бизнес-план инновационной деятельности предприятия в условиях проведения НИ-ОК……….………………………………………………...............…23
2.1 Исходные данные…………………………………………………………..23
2.2 Маркетинговая стратегия………………………………………………....27
2.3 Производственная стратегия……………………………………………...33
2.4 Финансовая стратегия……………………………………………………..34
2.5 Анализ полученных результатов…………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..36
Приложение А Отчет в программе Project Expert 6.1 …….…………………38
Приложение Б Графики безубыточности …………………………………..40
Приложение В Базовая диаграмма Ган-нта………………………………....41
Приложение Г График прибыли – убытки………………………………..…42
Приложение Д График налоговые выплаты …………………………….….43
Приложение Е Графики прямых и постоянных издержек ……………….44
Приложение Ж График кассовых остатков………………………………..…45
Список использованных источников……………………………………….....

Работа состоит из  1 файл

Зенг.doc

— 861.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Конкуренция на рынках инновационных продуктов…………………..……4

1.1 Особенности рынка инновационных продуктов…………………………...4

1.2 Конкуренция на инновационном рынке…………………………………….7

1.3 Позиционирование как фактор конкуренции………….…………………..10

1.4 Методы конкурентной борьбы на рынке инновационных продуктов……………………………………………………………………………….16

2. Бизнес-план инновационной деятельности предприятия в условиях проведения НИОК……….………………………………………………...............…23

2.1 Исходные данные…………………………………………………………..23

2.2 Маркетинговая стратегия………………………………………………....27

2.3 Производственная стратегия……………………………………………...33

2.4 Финансовая стратегия……………………………………………………..34

2.5 Анализ полученных результатов…………………………………………34

Заключение……………………………………………………………………..36

Приложение А Отчет в программе Project Expert 6.1 …….…………………38

Приложение Б   Графики безубыточности …………………………………..40

   Приложение В  Базовая диаграмма Ганнта………………………………....41

   Приложение Г  График прибыли – убытки………………………………..…42

   Приложение Д   График налоговые выплаты …………………………….….43

   Приложение Е  Графики прямых и постоянных издержек ……………….44

  Приложение Ж  График кассовых остатков………………………………..…45

Список использованных источников……………………………………….....46
Введение

 

Инновационная деятельность стала ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения качества товаров и услуг и эффективности производства. На этой основе достигается устойчивая тенденция улучшения потребительских свойств продуктов, обеспечивающая стабильность общественного благосостояния в развитых странах.

Нововведения являются необходимым условием успеха в конкурентной борьбе, позволяя передовым фирмам добиваться сверхприбылей за счет монопольного присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при освоении новых продуктов и технологий.

Важной особенностью современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок занимает все больший вес в инвестиционных расходах, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство.

Особое значение в обеспечении современного экономического роста имеет государственное стимулирование научно-технического прогресса, которое объясняется объективными свойствами инновационных процессов.

Современный мировой уровень технического прогресса характеризуется настолько высоким уровнем технологий, материалов и оборудования, что на сегодня практически не существует технических проблем создать товар, удовлетворяющий любым потребностям даже самого изысканного потребителя.

Проблемы выработки стратегии конкурентной борьбы на рынке инновационной продукции приобретают особую актуальность в современных экономических условиях.

 

 

 

1 Конкуренция на рынках инновационных продуктов

1.1    Особенности рынка инновационных продуктов

 

Проблемы инновационного бизнеса в России в значительной степени связаны с недостаточным развитием маркетинга в научно-технических организациях и на инновационных предприятиях. Одной из важнейших проблем инновационной компании становится маркетинговое сопровождение создания новых продуктов.

Практический опыт свидетельствует о высокой степени риска выведения на рынок именно инновационных продуктов: в среднем около трети новых товаров терпят поражение и вместо прибылей приносят одни убытки. Особенности выведения на рынок новых товаров связаны как со спецификой самих продуктов, так и с особенностями рынка. Среди причин провала новых продуктов обычно выделяют следующие факторы:

- недостаточный анализ рынка;

- дефекты продукта;

- недостаток эффективных маркетинговых мероприятий;

- чрезмерно высокие издержки;

- действия конкурентов;

- недостаток поддержки при выведении товара на рынок;

- производственные проблемы.

Факторами успешности нового товара являются:

- превосходство товара над конкурирующими (отличительные свойства, способствующие лучшему восприятию со стороны потребителей);

- маркетинговое ноу-хау компании (понимание поведения покупателей, темпов принятия новинки и размеров потенциального рынка);

- наличие технологического ноу-хау.

Как мы видим, одно лишь технологическое преимущество не сможет обеспечить коммерческий успех. Таким образом, любому инноватору или, инновационной компании рано или поздно придется задуматься о маркетинговых и конкурирующих факторах.

Инновационные продукты образуют специфический рынок наукоемкой и научно-технической продукции. Его особенности по сравнению с рынком «традиционных» товаров многообразны и затрагивают все стороны отношений, складывающиеся между продавцом и покупателем, требуя, соответственно, своего отражения в маркетинговой политике компании. Среди особенностей данного рынка следует выделить следующие:

- особенности самого продукта (уникальность; порой технологическая сложность; высокие затраты на его производство на первых этапах);

- новизна рынка для фирмы (особенно для малой инновационной компании,

находящейся на этапе start-up);

- неизвестность продукта (а, иногда, и фирмы-производителя) для рынка;

- непредсказуемость поведения потребителей;

- малая эластичность спроса от цены, поэтому ограниченное влияние ценовой политики на объемы продаж;

- небольшая емкость рынка (особенно для высокотехнологичной продукции производственного назначения);

- отсутствие прямых конкурентов (из-за монополии на интеллектуальную собственность);

- достижения сотрудников компании в теоретической области при грамотно построенной PR-политики могут существенно поднять рейтинг фирмы у потребителей;

- зависимость сбыта инновационной продукции от уровня инновационного потенциала потребителя: многие пионерные инновации трудно продаются из-за общей технологической отсталости ряда рынков сбыта.

Проблемы продвижения на рынок инновационной, незнакомой для потребителя продукции, связаны, прежде всего, с риском непредсказуемости реакции покупателей. Это характерно для компаний, действующих в любой отрасли, но для рынка

высокотехнологичной (high-tech) продукции, где скорость обновления продукции

особенно высока, это особенно актуально. Инновационный продукт может «провалиться» без должной подготовки потребителя, без продуманной стратегии выведения данного продукта на рынок.

Как уже было сказано выше, специфика рынка инноваций определяет особенности маркетинга инноваций, что проявляется в следующем:

- необходимость поиска и изучения потенциальных потребителей сразу в нескольких отраслях, так как довольно часто результаты научно-технической разработки имеют межотраслевой характер;

- продажа инновационных товаров предполагает длительную и последовательную рекламную кампанию, так как покупатель должен «созреть»: ему надо подробно разъяснить смысл и преимущества инновации, иначе он просто не будет покупать данный товар, поскольку с ним не знаком;

- инновационные товары должны не только удовлетворять качественно новые

потребности или старые потребности качественно новым способом, но и давать дополнительные понятные потребителям преимущества по сравнению с существующими аналогами и субститутами;

- при продвижении сложной научно-технической продукции на рынке следует ориентироваться на опытного, так называемого «коллективного» потребителя («закупочный центр», в который могут входить сотрудники из различных подразделений – от закупочных до производственных);

- продажа инновационной продукции требует длительных переговоров, так

как высокотехнологичные товары как на производственных рынках, так и на потребительских являются товарами предварительного выбора, и, следовательно, покупка

осуществляется через процедуры многократных сравнений и обсуждений с экспертами;

- очень часто техническая сложность инновационной продукции предполагает

организацию хорошего послепродажного сервиса: другими словами, нет сервиса – нет коммерческого успеха у товара-новинки. Примером может служить продвижение на рынок гибридных автомобилей, распространение которых сдерживалось не только их ценой, но и недостаточным развитием на первом этапе инфраструктуры их обслуживания.

- на имидж инновационной компании значительное влияние оказывают результаты теоретических исследований ее сотрудников, поэтому это можно использовать в PR- кампаниях. Кроме того, для инновационного бизнеса в качестве каналов маркетинговых коммуникаций могут служить конференции, научные форумы и другие формы общения в профессиональном сообществе;

- сложность инновационного продукта создает особые предпосылки к формированию так называемого «целостного продукта», где все реальные и потенциальные его преимущества рассматриваются в комплексе.

 

1.2 Конкуренция на инновационном рынке

 

Современная экономика характеризуется возросшим значением инновационной деятельности. В условиях ускорения научно-технического              прогресса, усложнения конкуренции и ее динамики, инновационность ставится условием и результатом эффективности хозяйственной деятельности и, как следствие, соответствующего соперничества на рынке инновационной продукции.

Конкуренция в инновационной деятельности – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Следствием конкуренции на рынке инновационной продукции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – развитие науки, появление новых решений и вариантов производства продукции, совершенствование имеющихся технологий производства, приток инвестиций в наиболее прогрессивные отрасли.

Конкуренция в инновационной сфере – это главный фактор восприимчивости предприятий к техническим новинкам, вынуждающий предпринимателей постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые необходимы потребителям.

Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, рассматривается как инновационный процесс, который всегда имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, обеспечивающий определенный технический или социально-экономический эффект.

Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Применение в предпринимательской практике той или иной формы организации инновационных процессов определяет состояние внешней и внутренней среды хозяйственной системы, специфику самого процесса как объекта управления.

Главной определяющей частью инновационного предпринимательства является создание новой продукции, работ, информации, интеллектуальных ценностей, т.е. это особый новаторский процесс постоянного поиска новых возможностей, умение извлекать и использовать для решения постоянных задач новые материальные и интеллектуальные ресурсы из самых разнообразных источников.

Использование инновационного подхода при производстве конкурентоспособной продукции, то есть выпуск новых продуктов с уникальными свойствами или использование «ноу-хау», создает конкурентные преимущества.

Хозяйственная деятельность конкурентоспособной инновационной фирмы подчиняется основным законам экономики, таким, как закон стоимости, закон денежного обращения, закон конкуренции.

Конкурентоспособность фирмы на рынке инновационных продуктов и услуг характеризуется рядом факторов, которые могут быть объединены в две основные группы:

1. Первая из них определяется элементами конкурентного преимущества. В эту группу внутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельности, отражающие степень использования факторов производства и включающие в себя:

- технический уровень и темпы роста продукции;

- темпы обновления технологии;

- организацию производства на фирме;

- наличие и полноту использования трудовых ресурсов;

Информация о работе Конкуренция на рынках инновационных продуктов