Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:48, курсовая работа
Среди различных методов и средств повышения конкурентного статуса фирмы особое место занимает восприимчивость ее к инновациям, активизация инновационной деятельности, направленная на внедрение новшеств, создаваемых на основе достижения науки и техники.
Развитие любого бизнеса предусматривает, прежде всего, формирование конкурентных превосходств фирмы на рынке, создание и удержание ее конкурентных преимуществ, которые являются основой успешного бизнеса.
Для достижения конкурентных преимуществ фирма должна обладать соответствующей инновационной стратегией поведения на рынке.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Конкуренция на рынках инновационных продуктов…………………..……4
1.1 Особенности рынка инновационных продуктов…………………………...4
1.2 Конкуренция на инновационном рынке…………………………………….7
1.3 Позиционирование как фактор конкуренции………….…………………..10
1.4 Методы конкурентной борьбы на рынке инновационных продук-тов……………………………………………………………………………….16
2. Бизнес-план инновационной деятельности предприятия в условиях проведения НИ-ОК……….………………………………………………...............…23
2.1 Исходные данные…………………………………………………………..23
2.2 Маркетинговая стратегия………………………………………………....27
2.3 Производственная стратегия……………………………………………...33
2.4 Финансовая стратегия……………………………………………………..34
2.5 Анализ полученных результатов…………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..36
Приложение А Отчет в программе Project Expert 6.1 …….…………………38
Приложение Б Графики безубыточности …………………………………..40
Приложение В Базовая диаграмма Ган-нта………………………………....41
Приложение Г График прибыли – убытки………………………………..…42
Приложение Д График налоговые выплаты …………………………….….43
Приложение Е Графики прямых и постоянных издержек ……………….44
Приложение Ж График кассовых остатков………………………………..…45
Список использованных источников……………………………………….....
Немалое значение для инновационных предприятий имеет контроль за ноу-хау и патентами по выпуску определенного рода продукции. На этой основе появляется возможность создавать все новые и новые образцы изделий, придерживаясь какой-то одной базовой модели.
Важную роль в конкурентной борьбе на рынке инноваций играют товары-заменители, позволяющие получать высокие прибыли.
Существуют два основных метода конкуренции: ценовой и неценовой.
Среди неценовых методов можно выделить рыночные и внерыночные формы конкурентной борьбы. Наиболее характерны для ценовой конкуренции лизинг, кредиты, продление сроков гарантийного обслуживания, дифференциация качества товаров при одной и той цене. Через ценовую конкуренцию предприниматели влияют на спрос главным образом посредством изменений в цене. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса. Если предложенная продукция является уникальной, то у производителя больше свободы в установлении более высоких цен, чем на конкурирующие товары.
Важное условие в конкурентной борьбе на инновационных рынках – сокращение производственных и непроизводственных расходов. Чтобы выстоять в конкуренции производителей на рынке, чтобы гарантировать своему предприятию финансовых успех, необходимо сокращать издержки производства, прежде всего переменные издержки, лидерство в которых обеспечивает высокое преимущество в ценовой политике фирмы. Ценовая конкуренция производителей в условиях массового производства выступает главной формой конкурентной борьбы.
Главное в условиях рынка инновационных продуктов - способность производителя дать потребителю инновационный продукт за ту же цену, при тех же издержках производства, что и у товаров-предшественников.
Особенности конкуренции в инновационной сфере, обусловливающие необходимость ее развития:
- конкуренция - главный фактор восприимчивости организации к техническим новинкам;
- конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям, и могут удовлетворять потребности рынка;
- конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка в целях удержания потребителей;
- конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства;
- конкуренция вынуждает предпринимателей оперативно реагировать на изменение желаний потребителей, а также на все изменения экономики;
- конкуренция обеспечивает высокий доход тому, кто упорно и производительно трудится.
В обеспечении конкурентоспособности организации на инновационном рынке важная роль принадлежит технологическому фактору, который включает в себя технический уровень продукции и собственно технологию производства.
Конкурентоспособность технологии - базовая категория по отношению к конкурентоспособности инновационной организации. Она во многом зависит от конкурентных возможностей взаимодействующих средств производства и рабочей силы, зависит также от внешних факторов (технологического процесса в масштабах страны и за рубежом, развитости рынка инноваций, развития науки).
Основной формой конкуренции в инновационной сфере является научно-техническое превосходство новой продукции, которое определяется превосходством научных достижений инженерно-технических работников (интеллектуальной собственности). Наука имеет ценность как выражение интеллектуального труда. Конкурентоспособность продукции можно оценить уровнем новейших изобретений и результатом научного поиска.
В целях обеспечения конкуренции между инновационными организациями в решении закрепленных за ними научно-технических проблем следует осуществить в отраслях народного хозяйства переход к проектированию на конкурентной основе образцов новой техники, технологии, материалов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение, проводить открытые конкурсы по решению важнейших научно-технических задач с участием зарубежных ученых и организаций при обязательном условии внедрения полученных результатов в производство, целесообразно создавать научно-технические консультативные и внедренческие организации для оказания содействия в использовании новейших достижений науки и техники, изучить передовой опыт в развитых странах по совершенствованию экономического механизма научно-технического прогресса.
Конкуренция заставляет инновационных предпринимателей идти на рынок инновационных продуктов, участвовать в его формировании:
- развивать собственную научную и научно-техническую экспериментальную базу для проведения НИОКР;
- заключать договоры на проведение НИОКР сторонней организацией;
- приобретать лицензии на право производство продукции (оказании услуг);
- покупать готовую продукцию, технологии, ноу-хау и другую интеллектуальную собственность;
- инвестировать в предпринимательскую деятельность.
Инновационный процесс выступает как равнодействующая многих экономических факторов, что проявляется и в механизме конкуренции. Этот конкурентный фактор обеспечивает отбор инноваций на рынке товаров.
Вместе с тем, конкуренция - это и экономическая среда конкретного рынка, на котором взаимодействуют и другие экономические факторы.
Между конкуренцией и инновационными отношениями - самая тесная связь. В определенном смысле инновационные отношения являются порождением конкуренции, а результаты таких отношений являются орудием в конкурентной борьбе. Причем в зависимости от того, насколько дифференцирован инновационный продукт, конкуренция может проявляться и в форме монополии, или олигополии.
Олигополия предполагает производство идентичной продукции несколькими компаниями. Рынок такой продукции определяется небольшим числом продавцов. Соответственно инновации, осуществляемые фирмами-конкурентами, нацелены, прежде всего, на совершенствование отдельных свойств товара, дизайна, сервиса с расчетом на определенную группу покупателей или сегмент рынка, на снижение себестоимости продукции за счет внедрения новых технологий, позволяющих создать «ценовой барьер» на пути новых конкурентов. Это может стать тормозом и на пути распространения нововведений, поскольку информационный потенциал, возможности получения сведений о новой технике сужаются. С другой стороны, фиксированное число компаний при олигополии позволяет относительно мирно делит рынок, что также в некоторой степени уменьшает их инновационную активность.
Фактором, способным активизировать конкуренцию в условиях олигополии является международная конкуренция на внутреннем рынке. В условиях открытости внутреннего рынка и экономика отдельной страны становится открытой системой, что существенно изменяет характер конкуренции на всех сегментах рынка. Осуществлять инновационную деятельность, ориентируясь одновременно на «пассивный» внутренний рынок и «требовательный» внешний рынки, сложно. Поэтому для развития инновационных отношений необходимо знать потребности, стимулы и требования единого рынка. Открытость внутреннего рынка создает условия для «динамичной конкуренции», признаками которой являются цепная реакция распространения удачных нововведений, их мультипликация, высокая эластичность спроса по параметрам и цены, и качества. При этом инновационные издержки рассматриваются предпринимателями как неизбежные вложения для обеспечения «выживания» в условиях «динамичной конкуренции».
В рыночной экономике практически любая экономическая система действует в условиях несовершенной конкуренции. Но каждый конкретный тип конкуренции обусловливает структурные характеристики рынка, на котором складываются и инновационные отношения. Структурные характеристики рынка через воздействие объективных экономических факторов определяют и инновационную стратегию фирм. В то же время для оценки степени воздействия конкуренции на инновационную активность важно учитывать и степень интенсивности конкурентной борьбы, зависимость между интенсивностью конкурентной борьбы и восприимчивостью к нововведениям.
Умеренная конкуренция способствует ускорению процесса внедрения новшеств. Но с усилением конкурентной борьбы денежные ресурсы истощаются, инновационный процесс или замедляется или прекращается совсем. Только определение оптимальной, или предельной интенсивности конкурентной борьбы, которая не «охлаждала» бы финансового обеспечения инновационного процесса, позволяет реально оценить ее созидательное воздействие на инновационную деятельность. Критерием созидательной конкурентной борьбы и является состояние инновационных отношений на конкретном типе рынка.
2. Бизнес-план инновационной деятельности предприятия в условиях проведения НИОКР
2.1 Исходные данные
Таблица 2 – Параметры спроса
Рынки сбыта | Период | Продукция | |||||||
Астра | Тюльпан | Пион | |||||||
Спрос | Цена | Спрос | Цена | Спрос | Цена | ||||
Внутренний | 1.I | 20 000 | 2 200 | 3 000 | 3 600 |
|
| ||
1.II | 19 000 | 2 200 | 4 000 | 3 600 |
|
| |||
1.III | 18 000 | 2 200 | 5 000 | 3 600 |
|
| |||
1.IV | 17 000 | 2 200 | 6 000 | 3 600 |
|
| |||
2.I | 16 000 | 2 100 | 7 000 | 3 600 |
|
| |||
2.II | 16 500 | 2 100 | 8 000 | 3 500 | 1 000 | 3 800 | |||
2.III | 15 000 | 2 100 | 9 000 | 3 500 | 2 000 | 3 800 | |||
|
|
|
|
|
|
| |||
2.IV | 14 500 | 2 100 | 9 500 | 3 500 | 3 000 | 3 800 | |||
3.I | 14 000 | 2 000 | 10 000 | 3 500 | 5 000 | 3 800 | |||
3.II | 13 500 | 2 000 | 10 500 | 3 500 | 6 000 | 3 800 | |||
3.III | 13 000 | 2 000 | 11 000 | 3 500 | 7 000 | 3 800 | |||
3.IV | 12 500 | 2 000 | 12 500 | 3 500 | 8 000 | 3 800 | |||
Число конкурентов | 5 | ||||||||
Северный
| 1.I | 12 000 | 2,4 | 3 000 | 3,6 |
|
| ||
1.II | 10 000 | 2,4 | 3 500 | 3,4 |
|
| |||
1.III | 9 000 | 2,4 | 4 000 | 3,5 |
|
| |||
1.IV | 8 000 | 2,4 | 5 000 | 3,5 |
|
| |||
2.I | 7 500 | 2,4 | 6 000 | 3,5 |
|
| |||
2.II | 7 000 | 2,4 | 7 000 | 3,5 | 2 000 | 4,1 | |||
2.III | 6 500 | 2,3 | 8 000 | 3,5 | 2 500 | 4,1 | |||
2.IV | 6 000 | 2,3 | 9 000 | 3,4 | 3 000 | 4 | |||
3.I | 5 500 | 2,3 | 10 000 | 3,4 | 4 000 | 4 | |||
З.II | 5 000 | 2,3 | 11 500 | 3,4 | 6 000 | 4 | |||
з.III | 4 500 | 2,3 | 13 500 | 3,4 | 8 000 | 4 | |||
3.IV | 4 000 | 2,3 | 15 000 | 3,4 | 10 000 | 4 | |||
1.I | 12 000 | 2,4 | 3 000 | 3,6 |
|
| |||
Число конкурентов | 3 | ||||||||
Западный
| 1.I | 17 500 | 2,4 | 3 000 | 3,5 |
|
| ||
1.II | 16 000 | 2,4 | 4 000 | 3,5 |
|
| |||
1.III | 14 000 | 2,4 | 5 000 | 3,5 |
|
| |||
1.IV | 13 000 | 2,4 | 6 000 | 3,5 | 2 500 | 4,4 | |||
2.I | 12 000 | 2,4 | 6 500 | 3,5 | 3 500 | 4,4 | |||
2.II | 11 000 | 2,4 | 7 500 | 3,4 | 5 000 | 4,4 | |||
2.III | 10 000 | 2,3 | 8 500 | 3,4 | 6 000 | 4,4 | |||
2.IV | 9 000 | 2,3 | 9 000 | 3,4 | 6 500 | 4,4 | |||
3.I | 8 000 | 2,3 | 10 000 | 3,4 | 7 500 | 4,4 | |||
3.II | 7 000 | 2,2 | 11 500 | 3,3 | 8 500 | 4,4 | |||
з.III | 6 500 | 2,2 | 13 500 | 3,3 | 9 500 | 4,4 | |||
3.IV | 6 000 | 2,2 | 15 000 | 3,3 | 10 500 | 4,4 | |||
Число конкурентов | 2 |
В таблице 3 приведены затраты на производство единицы продукции (себестоимость продукции).
Таблица 3 – Себестоимость продукции
Продукция | Материальные затраты (тыс. руб.) | Трудовые затраты (тыс. руб.) | Производственные издержки (тыс. руб.) | ||
На УО | На СО | На УО | На СО | ||
Астра | 0,5 | 0,35 | 0,35 | 0,85 | 0,85 |
Тюльпан | 1,0 | 0,7 | 0,7 | 1,7 | 1,7 |
Пион | 1,0 | 1,0 | 0,7 | 2,0 | 1,7 |
Информация о работе Конкуренция на рынках инновационных продуктов