Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа
Цель работы – разработать предложения по повышению конкурентоспособности продукции
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности продукции;
-провести анализ конкурентоспособности продукции предприятия;
-разработать предложения по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.
Введение 3
1.Понятие, показатели и факторы, определяющие конкурентоспособность продукции 5
1.1.Понятие и показатели конкурентоспособности продукции 5
1.2.Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции 10
1.3.Методы оценки конкурентоспособности продукции 18
2.Оценка конкурентоспособности продукции в РУП «БПХО» 27
2.1.Краткая характеристика предприятия 27
2.2.Анализ конкурентоспособности продукции предприятия 29
3.Предложение по повышению конкурентоспособности продукции 37
Заключение 42
Список использованных источников 45
Приложение А 46
Приложение Б 47
Приложение С 48
Конкурентоспособный
товар, как правило, может производить
только конкурентоспособное
Таким
образом, конкурентоспособность с
точки зрения потребителя – это более
высокое по сравнению с аналогами-заменителями
соотношение современных качественных
характеристик товара и затрат на его
приобретение и потребление при их соответствии
требованиям определенного сегмента.
Сточки зрения производителя конкурентоспособность
продукции – это достижение безусловной
рентабельности в своей деятельности
и создание положительного имиджа у своих
потребителей.
1.2.Факторы,
определяющие конкурентоспособность
продукции
Конкурентоспособность
продукции и
Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.
Для
того, чтобы более полно осветить
сущность конкурентоспособности
Как известно, товар – главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар – точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара – конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность товара – это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке.
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для производителя, является конкурентоспособность его продукции.
Конкурентоспособность товаров зависит от ряда факторов, в связи с чем, понятие конкурентоспособность достаточно ёмкое. Конкурентоспособность рассматривают, как способность товаров быть проданными. Чтобы удовлетворить различные потребности покупатель приобретает товары, качество и потребительские свойства товаров которых и способны удовлетворить эту потребность. Поэтому конкурентоспособность товаров можно считать и рядом качеств, обеспечивающих преимущества товару на рынке и содействующих его успешному сбыту.
При
сравнении групповых
Рассматривая
конкурентоспособность в данном аспекте,
можно сказать о том, что конкурентоспособность
это более товароведное понятие чем какой-либо
другой науки.
Таблица
1.1 – Сравнение потребительских
свойств и
Групповые потребительские свойства | Факторы конкурентоспособности |
Социальные | Престижность |
Функциональные | Технические параметры |
Эргономические | Сервисные возможности |
Надежность | Имидж фирмы |
Безопасность | Имидж фирмы |
Эстетические | Дизайн |
Послепродажное время | |
Цена покупки и потребления |
В этой связи и по причине того, какое значение принимает конкурентоспособность на этапе становления цивилизованного рынка и по тому, как оно связано с. потребительскими свойствами данное понятие можно рассматривать, как новое потребительское свойство с конкретными показателями, которые характеризуют, товары со всех точек зрения.
Конкурентоспособность можно рассматривать и как комплексное свойство, характеризующее способность товара обладать определенной предпочтительностью для потребления с различных точек зрения, как социальных, функциональных, так и экономических. Таким образом «конкурентоспособность» – совокупность только конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для покупателя. Конкурентоспособность товара – степень его притягательности для потребителя. Это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.
Конкурентоспособность товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара – конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.
Конкурентоспособность товара – комплекс потребительских стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарам: других отечественных и зарубежных предприятий.
Конкурентоспособность определяется только теми свойствами которые представляют существенный интерес для покупателя, поэтому она слагается из таких показателей как качество продукции, маркетинг и коммерческая деятельность, цена товара, имидж товара и престижность фирмы.
Существует много факторов, определяющих конкурентоспособность товара. Современному предпринимателю, чтобы выжить и процветать, необходимо постоянно следить за поставщиками, потребителями и другими силами, определяющими конкуренцию.
Для
того чтобы товар был приемлемым
для покупателя, он должен обладать
набором определенных характеристик.
Существуют следующие основные параметры,
характеризующие конкурентоспособность
товара (рисунок 1.2):
Параметры конкурентоспособности товара |
Рисунок 1.1 – Параметры конкурентоспособности товара
Технические параметры включают:
Параметры назначения – свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять (например, швейное производство, перевозка грузов, обработка сельхозпродукции);
Эргономические параметры, характеризующие, соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения различных операций (трудовых, отдыха);
Конструктивные параметры, отражающие конструктивно технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т.п.);
Эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (цвет, мода, стиль).
Нормативные параметры. Они характеризуют, свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.
Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты.
Система
экономико-статистических показателей
оценки конкурентоспособности
1.Экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия.
Его характеризуют активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, темп роста объема продаж, доля на рынке, отношение прибыли к объему продаж и т.д.
2.Производственный и сбытовой потенциал. Он показывает возможность предприятия производить ту или иную продукцию в требуемых количествах и в необходимые сроки и включают показатели: производственные и сбытовые мощности, наличие сырьевой базы, средств труда, централизованного технического обслуживания, общее число занятых в процессе производства, уровень автоматизации и технологии производства, выражаемый отношением объема продаж к общему числу занятых; объем и направление использования капитальных вложений, определяющие производственную политику предприятия.
3.Научно-исследовательский потенциал.
Организация научных исследований; число исследовательских центров, лабораторий; ежегодные расходы на НИОКР в абсолютном выражении и в процентах к общему числу занятых на предприятии; число патентов на изобретения, число публикаций и докладов на одного специалиста; направления научных исследований предприятия; оценка возможности занятия фирмой монопольного положения в какой-либо области.
4.Анализ относительного уровня затрат.
Определяется путем отнесения издержек какого-либо функционального подразделения к соответствующим показателям конкурентов. Относительный уровень затрат обычно выражается индексом, который определяется как частное от деления уровня издержек данного предприятия на средний уровень издержек каждого из его конкурентов. Таким образом, если индекс равен единице, это означает, что издержки данной компании в точности совпадают с издержками ее конкурентов. Если индекс меньше единицы, то предприятие имеет преимущество перед конкурентами.
Анализ относительно уровня издержек можно проводить в отдельности для каждой единицы продукции, для каждого вида продукции, для всей компании в целом.
5.Финансовое положение.
Платежеспособность, кредитоспособность фирмы и условия кредитования, структура капитала, рентабельность предприятия.
Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия. Она (оценка) призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятию необходимо предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке. Такая оценка должна характеризовать:
-потребность в капиталовложениях фактически и на перспективу как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным направлениям затрат;