Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа
Цель работы – разработать предложения по повышению конкурентоспособности продукции
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности продукции;
-провести анализ конкурентоспособности продукции предприятия;
-разработать предложения по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.
Введение 3
1.Понятие, показатели и факторы, определяющие конкурентоспособность продукции 5
1.1.Понятие и показатели конкурентоспособности продукции 5
1.2.Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции 10
1.3.Методы оценки конкурентоспособности продукции 18
2.Оценка конкурентоспособности продукции в РУП «БПХО» 27
2.1.Краткая характеристика предприятия 27
2.2.Анализ конкурентоспособности продукции предприятия 29
3.Предложение по повышению конкурентоспособности продукции 37
Заключение 42
Список использованных источников 45
Приложение А 46
Приложение Б 47
Приложение С 48
, (1.10)
где Пк – произведение всех показателей:
Пк = 1, если все показатели соответствуют стандарту,
Пк = 0, если хотя бы один из показателей не соответствует стандарту.
Считается,
что если коэффициент
В
основе построения матрицы БКГ лежит анализ
конкурентоспособности с учетом жизненного
цикла товара / услуги. Сущность оценки
состоит в анализе матрицы, построенной
по принципу системы координат: по горизонтали
– темпы роста / сокращения количества
продаж в линейном масштабе; по вертикали
– относительная доля совокупности товаров /
услуг на рынке. Наиболее конкурентоспособными
считаются предприятия, которые занимают
значительную долю на быстрорастущем
рынке, т.е. являются «звездами» (рис. 1.2).
Преимущество
метода заключается в том, что
при наличии достоверной
Недостатками метода являются исключение проведения анализа причин происходящего и осложнение выработки управленческих решений.
Карта стратегических групп характеризует позиционирование предприятия в конкуренции в каждой из целевых стратегических зон хозяйствования, т.е. в каждом отдельном сегменте внешнего окружения, на который предприятие имеет или желает получить выход. Каждая карта стратегических групп строится по двум переменным позиционирования, которые должны быть количественными (или дискретными). На карту наносится положение предприятия в конкуренции по рассматриваемым переменным, а также его главных конкурентов. После построения карты необходимо провести ее анализ относительно:
а)
совпадения позиций предприятия
и его конкурентов в
б) расстояния между позициями предприятия и его конкурентов и их опасности;
На
основании данного анализа
Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка.
Недостатки концепции конкурентной стратегии:
Данная
концепция предусматривает
Концентрация на одной из этих стратегий может быть опасна при быстрых изменениях рыночных условий.
Основным
недостатком рассмотренных
2.ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРОДУКЦИИ В РУП
«БПХО»
2.1.Краткая
характеристика
предприятия
Республиканское
унитарное предприятие «
Объединение состоит из трех фабрик:
-прядильно-ткацкой фабрики, специализирующейся на выпуске товарной трикотажной и ткацкой пряжи, а также вырабатывающей суровые хлопчатобумажные ткани для дальнейшей их отделки. Кроме этого, фабрика вырабатывает нетканые материалы типа тканей и ватины, что позволяет перерабатывать отходы, образующиеся при производстве пряжи;
-отделочной фабрики, выпускающей ткани отбеленные, гладкокрашеные, набивные разного назначения: бельевые, плательные, одежные, паковочные;
-швейного производства, производящего швейные изделия различного назначения: столовое и постельное белье, сувенирную продукцию, спецодежду, изделия для детей, одежда для взрослых;
Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение является единственным в республике производителем хлопчатобумажных тканей и одним из крупнейших производителей хлопчатобумажной пряжи.
По качеству экспортируемых тканей объединение является безусловным лидером среди родственных предприятий стран СНГ. Около 30% выпускаемых тканей поставляется на экспорт. Мощность объединения позволяет производить в год 93,8 млн. кв. м хлопчатобумажных тканей, 27,5 тыс. тонн хлопчатобумажной пряжи, более 1 млн. швейных изделий.
Основной продукцией объединения являются хлопчатобумажная пряжа, хлопчатобумажные суровые и готовые ткани ситцевой, бязевой, одежной, полотенечной, технической групп, постельное, столовое белье.
Основные технико-экономические показатели представлены в табл.2.1.. (Приложение Б)
В
исследуемом периоде объем
Из таблицы 2.1 видно, что повышение темпа роста общих издержек (180%) в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло в основном за счет значительного темпа роста затрат на топливно-энергетические ресурсы (640,3%) и подтверждается увеличением показателя энергоемкости на 7,4%.
Отмеченное превышение прироста стоимости произведенной продукции (82%) над приростом затрат (80%) свидетельствует о повышении эффективности производства, что и подтверждает повышение показателя прибыли в 2010 году по сравнению с 2009 на 159 млн.руб., а также снижения затрат на 1 рубль товарной продукции на 1.1%.
Темп роста производительности в исследуемом периоде составил 182 %.
По
полученным результатам видно, что снижение
суммы оборотных средств на 7% и среднегодовой
стоимости основных производственных
фондов на 9% привел к увеличению отдачи
оборотных фондов на 74%, увеличению показателя
фондоотдачи и снижению показателя фондоемкости
на 99% и 61% соответственно.
2.2.Анализ
конкурентоспособности
продукции предприятия
Конкурентами РУП «БПХО» по производству хлопчатобумажной пряжи для трикотажной отрасли на внутреннем рынке являются РУУП «Гронитекс» (1500 тонн) г. Гродно и СП «Соптотекс» г. Могилев. В 2010 году РУП «БПХО» реализовано на внутреннем рынке товарной пряжи 3 034 тонн, хотя производственные мощности позволяют выпускать около 20000 тонн, что связано с отсутствием оборотных средств на закупку хлопкового волокна и несвоевременными расчетами за поставленную пряжу.
РУП «БПХО» является практически единственным производителем хлопчатобумажных тканей в РБ. В 2010 году на внутренний рынок было реализовано 17 226,7 тыс.п.м. готовых тканей, что значительно ниже возможностей предприятия и потребностей рынка.
Проведенный анализ показал, что только на внутреннем рынке хлопчатобумажных тканей бязевой, бельевой, одежной групп можно было бы реализовать в 2 раза больше, при условии сохранения конкурентной цены.
Конкурентами предприятия по производству швейных изделий в Республике выступают предприятия концерна «Беллегпром», Местпрома, Минздрава, Комитета по исполнению наказаний МВД, мелкие частные фирмы, которые производят постельное и столовое белье как из тканей РУП «БПХО», так и из тканей импортного производства, в основном российских. Несмотря на то, что многие из перечисленных организаций пользуются налоговыми льготами и произведенная ими продукция дешевле, продукция РУП «БПХО» имеет свою нишу на рынке Республики, в основном, благодаря высокому качеству. В 2007 году предприятие реализовано на внутреннем рынке 1 238 тыс.шт. швейных изделий, в основном постельного белья и столовых принадлежностей.
Использование в собственном производстве последних разработок по видам и рисункам ткани выгодно отличает продукцию предприятия, которая пользуется устойчивым спросом.
В Российской Федерации динамику развития и долю продукции РУП «БПХО» на рынке готовых хлопчатобумажных тканей и пряжи определяет, в первую очередь, положение предприятия в сравнении с предприятиями текстильной отрасли России и Узбекистана (как основного поставщика хлопкового волокна по СНГ).
По объему производства готовых хлопчатобумажных тканей (по данным за 2010 г.) в м2 доля РУП «БПХО», в сравнении с объемами производства текстильной отрасли России (по данным концерна «Ростекстиль»), составляет 2,46-2,48 %.
В 2010 году темпы роста производства хлопчатобумажной пряжи в России замедлился. В Минэкономразвития России отмечают, что во многом сокращение производства обусловлено ростом объемов нелегальной продукции, поступающей на рынок. Также причинами снижения являются проблемы с реализацией пряжи, несмотря на положительную динамику производства тканей. Причина заключается в том, что Узбекистан с 2007 года увеличил производство хлопчатобумажной пряжи и суровых тканей на экспорт и тенденция эта будет сохраняться, так как правительство Узбекистана сегодня принимает активные меры по привлечению иностранных инвестиций в текстильную отрасли (особенно в прядильные фабрики).
Анализ
импорта готовых
Отличительной особенностью российского рынка в настоящий момент является появление и активная работа объединений предприятий текстильной промышленности (концернов), наиболее крупным из которых является Альянс «Русский текстиль», в который вошли: ООО «Пауэр Интернешнл», один из крупнейших поставщиков хлопка-волокна в Россию со среднегодовым объемом продаж более 55 тысяч тонн хлопка; ООО «Новая Текстильная Компания», современная сбытовая структура, предлагающая широкий ассортимент тканей, трикотажа, готовых изделий и фурнитуры, а также поставляющая лучшие текстильно-вспомогательные вещества и красители для хлопчатобумажных комбинатов и фабрик; ОАО «Тейковский хлопчатобумажный комбинат», крупнейший производитель хлопчатобумажных тканей в Ивановской области; ОАО «Товарищество Тверская мануфактура», современное предприятие, выпускающее более 800 тысяч погонных метров тканей шириной до 308 см, а также до 1000 тонн высококачественной кардной хлопчатобумажной пряжи и около 2 млн. погонных метров набивных и гладкокрашеных тканей шириной 75 и 150 см. в месяц; Камышинская прядильно-ткацкая фабрика № 1, одна из ведущих прядильно-ткацких фабрик России с объемом производства более 6 млн. погонных метров суровых хлопчатобумажных тканей и до 300 тонн товарной пряжи в месяц; ОАО «Муромский хлопчатобумажный комбинат «Красный Луч», лидер отрасли по производству тканей тиковой группы с полным циклом технологического процесса выпуска ткани, включающим прядильный, ткацкий и отделочный цеха, и с объемом выпуска более 350 тонн хлопчатобумажной пряжи и более 1 млн. погонных метров тканей.