Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:31, контрольная работа
Организационная психология — прикладная отрасль психологии, изучающая все аспекты психической деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации.
Помимо указанных прикладных направлений психологии, организационная психология в силу своих задач соприкасается с целым рядом смежных наук. Каждая из этих дисциплин использует свою собственную методологию в проблемах объяснения и прогнозирования поведения, вносит в организационную психологию свой вклад по многим важным вопросам.
Тема 1 «Организационная психология как научная дисциплина»
1.Дать пояснения, каким образом организационная психология соотносится с каждой из перечисленных смежных наук: общая психология, социология……………………….
3
2.Описать специфику методов организационной психологии……………………………..
4
Тема 2 «Организационная власть»
1. Составить психологический контур власти и воспроизводства ресурсов в насильственно-мотивационной организации…………………………………………….
5
2. Заполнить таблицу 4 «Классификация оснований власти» с приведением примеров из собственной практики с точки зрения руководителя и работника…………………..
6
Тема 3 «Мотивы и потребности людей в организации»
1. Выписать из Трудового Кодекса Российской Федерации – мотивационный пакет предоставляемый государством (постатейно)……………………………………………
7
2. Эссе на тему «О вреде мотивации»………………………………………………………..
8
3. Поясните, каковы потребности в аффилиации, удовлетворяемые организацией……...
10
4. В чем сущность негативной мотивации и имеет ли она позитивное значение для корректировки поведения сотрудников?...........................................................................
11
Тема 4 «Организационная культура и развитие»
1. Конспект: Организационная психология…………………………………………………
11
2. Конспект: Марат Богатырев «Организационная культура предприятия» (функции культуры)………………………………………………………………………………………
13
3. Формирование команд как метод организационного развития………………………....
15
4. Изменения в культуре организации без изменения в поведении работника…………...
16
Тема 5 «Власть и группа»
1. Перечислить факторы, усиливающие конформизм……………………………………...
18
2. Поясните явление «стадного инстинкта». ……………………………………………….
19
3. Приведите ситуации, когда вы оказали сопротивления авторитету или давлению со стороны остальных……………………………………………………………………………
19
4. Факторы влияющие на эффективную деятельность группы……………………………
20
5. Как, и по средствам каких психологических феноменов, осуществляется управление динамикой развития малой группы………………………………………………………….
20
Тема 6 «Коммуникация в организации»
1. Дать определение понятиям………………………………………………………………..
21
2 Конспект: Статья А.Л. Свенцицкий «Понятие о коммуникации и её основных характеристиках»………………………………………………………………………………
22
Тема 7 «Власть и индивид»
1. Дать определение понятиям……………………………………………………………….
24
2.Что такое личность и почему именно личность является объектом и субъектом управления одновременно? …………………………………………………………………..
26
3.Практическое упражнение «Нормы поведения» ………………………………………….
27
5. Как, и по средствам каких психологических феноменов, осуществляется управление динамикой развития малой группы?
Малые группы — немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии. Исследования показывают, что наиболее эффективны группы из 5-7 человек.
С увеличением размера группы усложняется общение между ее членами, труднее достигается согласие в деятельности при выполнении задач, отдельным членам групп не уделяется достаточно времени, они испытывают затруднения, робость в высказывании собственного мнения перед другими.
В группах из 2-3 человек возникает напряженность между ее членами, они обеспокоены слишком очевидной персональной ответственностью за принимаемые решения.
.
Факты говорят о том, что маленькие группы страдают от прогулов и текучести рабочей силы меньше, чем группы, численность которых превышает 20 человек. Так, например, исследования показывают, что малые группы способны более быстро выполнять задачи, чем большие.
Группы с меньшим составом более эффективны в задачах по преобразованию информации или обработке документов на входе.
Исследования показывают,
что увеличение размера группы не
ведет к пропорциональному
Тема 6 «Коммуникация в организации»
1 Словарь:
Барьеры коммуникации - барьеры эффективного общения. В условиях общения могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры не связаны с уязвимыми местами в каком-либо из каналов коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования.
Они носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но и различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию понятий, но и различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью к различным социальным группам.
Процесс общения осуществляется и при наличии этих барьеров, ведь даже военные противники ведут переговоры. Однако если мы вспомним рассказанную в начале главы историю о послании скифов царю Дарию, то увидим, как такие барьеры могут усложнить всю ситуацию коммуникативного акта.
Барьеры при коммуникации могут возникать и вследствие индивидуальных психологических особенностей (например, некоммуникабельность, чрезмерная застенчивость или скрытность), или в силу отношений неприязни, недоверия и т. п., сложившихся между партнерами по общению.
Коммуникация как процесс – это общение, сложный, многоплановый процесс
установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией между индивидами. Коммуникация — связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией. Коммуникацию также определяют как «использование слов, букв, символов или аналогичных средств для получения общей или разделенной информации об объекте или событии». На первый взгляд, общение и коммуникация выглядят почти синонимами. Однако это оправданно только в том случае, если общение рассматривать исключительно в контексте коммуникативной функции. Но даже в этом смысле эти понятия хотя и близки по смыслу, но не тождественны.
Коммуникативный процесс можно разбить на пять этапов:
- 1 этап — начало обмена информацией, когда адресант должен ясно представить, что именно (какую идею и в какой форме), с какой целью он хочет передать и какую ответную реакцию получить.
- 2 этап — кодирование или перевод идей адресанта в систематический набор символов. Кодирование обеспечивает форму, в которой идеи и цели могут быть переданы адресату.
- 3 этап — выбор и передача информации через определенный канал связи: голос, жесты, мимика, текст, электронные средства связи: (компьютерные сети, электронная почта) и т. д. Теперь цель адресанта выражена в форме сигнала, которая зависит от используемого канала.
- 4 этап — декодирование-прием. Адресат «переводит» вербальные (словесные) и невербальные сигналы и символы в свои мысли. Он интерпретирует (декодирует) сигнал на основе своего предыдущего опыта. Чем полнее достигнута цель адресанта, тем более эффективно общение.
- 5 этап — этап обратной связи или оценки реакции адресата на полученную информацию. На всех этапах процесса общения могут возникать помехи, искажающие смысл передаваемой информации. Контур обратной связи обеспечивает канал для реакции адресата, позволяющий адресанту определить, был ли получен сигнал, как он был понят и достигнута ли цель общения.
2 Конспект: Организационная психология. Серия «Хрестоматия по психологии»/ Сост. и общ. редакция Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка.-СПб., 2001. Статья А.Л. Свенцицкий «Понятие о коммуникации и её основных характеристиках»
А. Л. Свенцицкий
ПОНЯТИЕ О КОММУНИКАЦИИ И ЕЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ
Совместная деятельность
людей предполагает контакты между
ними и обмен необходимой
Многочисленные определения коммуникаций и у нас, и за рубежом подчеркивают прежде всего направленный характер передачи сообщения, основанного на определенной системе знаков, и восприятие данного сообщения как необходимые характеристики акта коммуникации. Таким образом, для осуществления любой коммуникации необходимы как минимум два человека — отправитель информации (коммуникатор) и ее получатель (коммуникант, или адресат).
В соответствии с основными функциями коллектива возникающие в нем коммуникации преследуют две главные цели: 1) решение официальных задач коллектива в сфере производственной или общественно-политической деятельности; 2) удовлетворение социальных потребностей его членов (в общении, принадлежности к той или иной неформальной группе, информации и т. д.).
Исходя из направления потока информации в организации, различают коммуникации нисходящие — направленные «сверху вниз», от руководителей к подчиненным, восходящие — направленные «снизу вверх», от подчиненных к руководителям, и горизонтальные — осуществляемые между членами трудового коллектива, равными по своему служебному положению.
При изучении коммуникаций в организации обычно исходят из модели К. Шеннона, в соответствии с которой можно выделить следующие основные элементы коммуникационной цепи: 1) источник информации; 2) передатчик; 3) приемник; 4) получатель информации.
Под источником информации понимается лицо или группа лиц, составляющих определенное организационное целое и располагающих той или иной информацией. Эти данные кодирует на основе какой-либо системы знаков отправитель информации (коммуникатор) и передает далее сообщение соответствующему лицу или группе в целом. Преобразование данных в те или иные сигналы производится отправителем информации посредством передатчика, в роли которого могут выступать биологические органы (например голосовые связки) или технические устройства (например автоматическое электротабло). Эти сигналы поступают к приемнику, который, как и передатчик, представляет собой биологический орган или техническое устройство с функцией декодирования полученного сообщения.
Весь путь от отправителя информации до ее получателя называется каналом коммуникации (имеется в виду как физическая, так и социальная среда). Следует отличать каналы от различных средств, используемых при передаче информации. В качестве таких средств выступают письменные документы, сообщения по телефону, радио, телевидению и т. д. Передача информации может быть осуществлена и непосредственным образом — когда участники коммуникации взаимодействуют на основе устной речи лицом к лицу.
Подчеркнем, что роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отправители информации) и пассивные (получатели информации). Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпретировать информацию. Кроме того, отправитель информации и ее получатель могут меняться своими ролями в ходе коммуникационного процесса.
Эффект коммуникации зависит от ряда социально-психологических факторов, сопутствующих процессу передачи и восприятия информации. Рассматриваются, например, особенности социальных ролей участников коммуникации, престижность коммуникатора, социальные установки получателя информации, особенности протекания его психических процессов и т. д.
Имеются экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что возрастные, профессиональные и ролевые характеристики личности существенно влияют на процессы восприятия и понимания людьми друг друга.
При рассмотрении путей информации в социальной среде различают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) каналы. Формальные каналы установлены административно в соответствии с должностной организационной структурой производственного коллектива. К неформальным каналам коммуникаций относятся все те, которые не совпадают с официально установленными. Можно выделить две основные причины, побуждающие работников использовать неформальные каналы: 1) потребность членов организации в социальных контактах, которая в пределах системы официальных коммуникаций никогда не удовлетворяется полностью; 2) низкая эффективность отдельных элементов официальной системы. В пределах неформальных групп информация распространяется быстрее, чем в формальных. Однако неформальные коммуникации могут возникать не только между членами неформальных групп. Хорошие личные взаимоотношения между теми или иными работниками облегчают неформальную передачу информации и по горизонтали, и по вертикали. Для эффективного функционирования производственного коллектива необходимо наличие в нем систем как формальных, так и неформальных коммуникаций. Если организация обладает только системой формальных коммуникаций, процесс прохождения информации будет бюрократизироваться. Если же окажется превалирующей система неформальных коммуникаций, это приведет к распространению слухов и предложений, мешающих деятельности организации.
Тема 7 «Власть и индивид»
1.Словарь:
Возраст – категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития. Лонгитюдинальные исследования возрастных изменений интеллекта, проведенные с использованием традиционных тестов, показывают, что в детстве наблюдается медленный рост его показателей, затем следует более быстрое его увеличение, а при достижении взрослого состояния наступает его некоторое снижение. Тесты показывают, что интеллект постоянно повышается, по меньшей мере, до двадцатилетнего возраста. У высокоинтеллектуальных людей, в особенности имеющих университетское образование, а также у тех, кто занят умственным трудом, такое улучшение может продолжаться в течение всей жизни. В более простых случаях тестируемые способности имеют тенденцию снижаться после 30 лет. В наибольшей степени ухудшается решение задач на скорость реакции, зрительное восприятие и выявление абстрактных пространственных отношений. Пожилые люди тоже могут обучаться, однако с большим трудом, так как обучение затрудняют устоявшиеся навыки. Исследования с помощью метода поперечных срезов, использующие представителей разного возраста, могут дать обманчивые результаты ввиду невозможности усреднения групп по уровню образования, культуры и другим условиям.
Возрастные кризисы – понятие, обозначающее резкий скачок в развитии индивида, переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Во внешнем поведении возрастные кризисы проявляются в непослушании, упрямстве, негативизме. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и кризис юношеский. В дальнейшем своем развитии человек также испытывает возрастные кризисы, например, связанные с уходом на пенсию. Но проявления подобных кризисов во взрослом возрасте индивидуально. Разумеется, жизненные кризисы могут возникать в любом возрасте и предугадать их вряд ли возможно. Тем не менее у большого числа людей жизненные кризисы возникают приблизительно в одном и том же возрасте, что служит основанием для деления и описания этих стадий развития зрелой личности. Каждый из возрастных кризисов может влиять на деятельность организации. Однако, если кризисы на заре и закате карьеры обычно воспринимаются как естественные, то кризис середины жизни часто кажется парадоксальным и неожиданным. Успешное преодоления кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку жизненных целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознания ограниченности времени жизни всякого человека
Информация о работе Контрольная работа по "Организационная психология"