Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 08:38, курсовая работа
В России понятие «корпоративная культура» до последнего времени практически не использовалось, что не означает, что в нашей стране нет организаций с развитой корпоративной культурой. Таких предприятий не мало в машиностроении, энергетике, обрабатывающей промышленности и в других ведущих отраслях экономики. Большинство организационных культур исторически носили неявный характер, так как не подчеркивалась их роль и влияние на работу предприятий в целом
Введение. 2
1. Принципы формирования корпоративной культуры. 5
1.1. Понятие и роль корпоративной культуры в организации. 5
1.2. Структура и содержание корпоративной культуры. 12
2.Корпоративная культура – основной инструмент
совершенствования менеджмента предприятия. 18
2.1. Факторы влияющие на формирование корпоративной культуры. 18
2.2.Влияние корпоративной культуры на эффективность
функционирования организации. 25
3. Символы. 33
Заключение. 37
Список литературы. 40
Приложение. 41
Значение
организационной культуры определяется
рядом обстоятельств. Она придает
сотрудникам организационную
Корпоративная культура являясь неотъемлемой частью жизнедеятельности компании, существенно влияет на ее эффективность. Понимая это, руководство компаний сегодня стремится к созданию сильной корпоративной культуры, которая базируется на ином, чем прежде, понимании человека и его роли в системе общественного разделения труда.
В
целом эффективную
И соответственно она обладает большим влиянием на поведение членов организации.
Одним из заметных результатов сильной корпоративной культуры является низкая текучесть кадров. Это объясняется единодушием в мнении сотрудников о том, что является целью организации и за что она выступает. Это, в свою очередь, рождает сплоченность сотрудников, верность и преданность организации, а следовательно, желание покинуть такую организацию у работников пропадает.
Корпоративная культура формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой; она создает систему социальной стабильности в организации, являясь чем-то вроде социального клея, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие ей стандарты поведения. Ее нельзя рассматривать как нечто данное, абсолютное: она постоянно меняется по мере изменения людей и событий в организации.
В настоящее время стало уже традиционным выделять три уровня корпоративной культуры:
1)
поверхностный (символический)
2)
подповерхностный уровень –
3)
базовый (глубинный) уровень –
базовые предположения,
Некоторые
исследователи предлагают более
дробную структуру
Мировоззрение – представления об окружающем мире, природе человека и общества, направляющие поведение членов организации и определяющие характер их отношений с другими сотрудниками, клиентами, конкурентами и т.д. Мировоззрение тесно связано с особенностями социализации индивида, его этнической культурой и религиозными представлениями. Значительные различия в мировоззрениях работников серьезно затрудняют их сотрудничество. В этом случае имеется почва для значительных внутриорганизационных противоречий и конфликтов. При этом очень важно понимать, что кардинально изменить мировосприятие людей очень сложно, и требуются значительные усилия, чтобы достичь некоторого взаимопонимания и принятия позиций лиц с иными мировоззрениями.
Корпоративные ценности, т.е. предметы и явления организационной жизни, существенно важные, значимые для духовной жизни работников. Ценности выступают связующим звеном между культурой организации и духовным миром личности, между корпоративным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентации, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов.
Стили
поведения, характеризующие работников
конкретной организации. Сюда также
относятся специфические
Нормы
– совокупность формальных и неформальных
требований, предъявляемых организацией
по отношению к своим сотрудникам.
Они могут быть универсальными и
частными, императивными и
Психологический климат в организации, с которым сталкивается человек при взаимодействии с ее сотрудниками. Психологический климат представляет собой преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, определяющую отношения членов коллектива друг к другу и к труду.
Ни один из этих компонентов в отдельности не может быть отождествлен с культурой организации. Однако в совокупности они могут дать довольно полное представление о корпоративной культуре.
Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной корпоративной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять содержательных характеристик, свойственных любой корпоративной культуре:
Осознание
себя и своего места в организации
(в одних культурах ценится
сдержанность и сокрытие работником
своих внутренних настроений и проблем,
в других – поощряется открытость,
эмоциональная поддержка и
Коммуникационная
система и язык общения (использование
устной, письменной, невербальной коммуникации,
«телефонного права» и открытости коммуникации
варьируется от организации к
организации; профессиональный жаргон,
аббревиатуры, язык жестов специфичен
для организаций различной
Внешний
вид, одежда и представление себя
на работе (разнообразие униформ, деловых
стилей, нормы использования косметики,
духов, дезодорантов и т.п.), свидетельствующие
о существовании множества
Привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом пищи: как организовано питание работников в организации, включая наличие или отсутствие столовых и буфетов; участие организации в оплате расходов на питания; периодичность и продолжительность питания; совместно или раздельное питание работников с разным организационным статусом и т.п.;
Осознание времени, отношение к нему и его использование: восприятие времени как важнейшего ресурса или пустая трата времени, соблюдение или постоянное нарушение временных параметров организационной деятельности;
Взаимоотношения между людьми: влияние на межличностные отношения таких характеристик как возраст, пол, национальность, статус, объем власти, образованность, опыт, знания. Соблюдение формальных требований этикета или протокола; степень формализации отношений, получаемой поддержки, принятые формы разрешения конфликтов;
Ценности
и нормы первые представляют собой
совокупности представлений о том,
что хорошо, а что – плохо; вторые
– набор предположений и
Мировоззрение: вера или отсутствие веры в справедливость, успех, свои силы, руководство; отношение к взаимопомощи, к этичному или недостойному поведению, убежденность в наказуемости зла и торжестве добра и т.п.;
Развитие и самореализация работника: бездумное или осознанное выполнение работы; опора на интеллект или силу; свободная или ограниченная циркуляция информации в организации; признание или отказ от рациональности сознания и поведения людей; творческая обстановка или жесткая рутина; признание ограниченности человека или акцент на его потенции к росту;
Трудовая
этика и мотивирование: отношение
к работе как ценности или повинности;
ответственность или
Указанные характеристики культуры организации в совокупности отражают и придают смысл концепции корпоративной культуры. Содержание корпоративной культуры определяется не простой суммой ожиданий и реального положения вещей по каждой характеристике, а тем, как они связаны между собой и как они формируют профили определенных культур. Отличительной чертой той или иной культуры является приоритетность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между ее разными составляющими.
В организации может существовать и такой тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих корпоративных контркультур могут быть выделены следующие виды:
–
прямая оппозиция ценностям
– оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;
– оппозиция к образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых доминирующей культурой.
Контркультуры
в организации появляются обычно
тогда, когда индивиды или группы
находятся в условиях, которые, как
они чувствуют, не могут обеспечить
им привычного или желаемого удовлетворения
потребностей. В определенном смысле,
корпоративные контркультуры