Корпоративное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:44, доклад

Описание

Корпорация – это коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах) и осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность.
Корпорация – это организационно-правовая форма бизнеса, отличающаяся и ограниченная от конкретных лиц, владеющих ею. Такая структура, имеющая статус юридического лица, вправе приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск выступать ответчиком в суде, а также выполнять все те функции, которые выполняют деловые предприятия любого другого типа.

Работа состоит из  1 файл

корпорат управл.docx

— 100.41 Кб (Скачать документ)

 

6.     Нормы корпоративного  управления. КУ в большинстве российских компаний находится на низком уровне по сравнению с развитыми странами. Для российского КУ характерны следующие отрицательные черты:

•          Совмещение функций владения и управления.

•          Слабость механизмов контроля за деятельностью менеджмента. Менеджеры подотчётны только доминирующему собственнику (а не всем акционерам).

•          Распределение прибыли по внедивидендным каналам, т.е. прибыль получают не все акционеры, а только доминирующие собственники.

•          Низкая прозрачность большинства компаний.

•          Применение неэтичных и даже незаконных методов.

КУ  в России сдерживается неблагоприятной  для бизнеса государственной  политикой. К примеру, повышать прозрачность невыгодно, т.к. информационная открытость делает компанию более уязвимой перед контролирующими органами и силовыми структурами.

 

 

7.     Принципы  корпоративного управления. Корпоративное управление (англ. corporate governance) — система взаимодействия между акционерами и руководством компании (акционерного общества, корпорации), включая её совет директоров, а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров[1]; комплекс механизмов, позволяющих акционерам (инвесторам) контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния.

 

Корпоративное управление не имеет непосредственного отношения  к оперативному (operational management) и тактическому управлению компанией, но в последнее время включается в стратегическое управление[2]. Предметом корпоративного управления является контроль за совершением корпоративных действий.

Коллегиально на собрании акционеров могут приниматься решения  о реорганизации, слияниях, ценных бумагах, основных исполнительных органах, крупных  сделках, внутренних документах и раскрытии  информации компании.

 

Механизмы корпоративного управления призваны обеспечить ответственность  совета директоров перед акционерами, менеджмента — перед советом  директоров, собственников крупных  пакетов акций — перед миноритариями, корпорации — перед работниками  и покупателями, обществом в целом. Корпоративное управление сосредоточено на том, чтобы все эти группы и институты выполняли свои функции наилучшим образом при сохранении баланса интересов между ними.

 

Акционеры, обладающие пакетами акций разного размера не равны  не только потому, что обладают разным количеством голосов, но и потому что их права зависят от размера  доли. По российскому закону об акционерных  обществах права распределяются так:

1 % — доступ к реестру  акционеров, подача исков в суд  на управленцев за их действия, повлекшие убыток для компании;

2 % — выносить вопросы,  решения и кандидатов на собрании  акционеров;

10 % — созывать внеочередное  собрание;

25 % — блокирующий пакет,  даёт доступ к первичным бухгалтерским  документам и протоколам коллегиального  исполнительного органа;

75 % — право размещения, приобретения обществом собственных  акций, определять их тип, права  и количество, изменение уставных  документов, ликвидация и реорганизация общества;

100 % — отсутствуют требования  о сроках созыва собрания.

 

Это делает возможным ущемление  прав миноритарных акционеров, в том  числе через вывод прибыли  из компании недивидендными способами (трансфертное ценнобразование) и присвоение её менеджментом компании или основным акционером. Один из механизмов корпоративного управления, позволяющий преодолеть этот недостаток — рынок корпоративного контроля, существование которого позволяет  акционерам продать свои акции в случае, если их не устраивает менеджмент компании. Недовольство акционеров снижает равновесную цену акций таким образом, что компания становится уязвимой для «белого» рейдерства.

9.     Корпоративные  конфликты. Известный конфликтолог Л. Козер предлагал понимать под конфликтом «борьбу за ценности и претензии на определенный социальный статус, власть и недостаточные для всех материальные и духовные блага; борьбу в которой целями состоящих в конфликте сторон является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника».  По мнению академика В.Н. Кудрявцева юридическим конфликтом следует признать любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон, следовательно, субъекты конфликта, их мотивация, объект обладают правовыми признаками, а сам конфликт влечет юридические последствия[2]. Автор разделяет данное определение и в последующем анализе проблемы использует его в качестве опорного.

Исходя из вышеуказанных  представлений в настоящее время  юридическим конфликтом является такой  конфликт, который определяется совокупностью следующих признаков:

- определяется правовыми  отношениями сторон;

- объект, предмет,  субъект, мотивация конфликта  обладают правовыми признаками;

- налицо правовое  противоборство сторон;

- конфликт имеет  юридические последствия.

Попытка дать определение  корпоративного конфликта была предпринята  разработчиками Кодекса корпоративного поведения. В главе 10 Кодекса говорится: «Любое разногласие или спор между органом общества и его акционером, которые возникли в связи с участием акционера в обществе, либо разногласие или спор между акционерами, если это затрагивает интересы общества, по своей сути представляет собой корпоративный конфликт, так как затрагии вает или может затронуть отношения внутри общества. В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой под корпоративным понимается «узко групповой, замкнутый пределами корпорации»[7]. Исходя из этого, а также учитывая анализ корпоративных правоотношений, о чем говорилось ранее, следует отметить, что корпоративные конфликты — это внутренние конфликты, зарождающиеся и развивающиеся внутри корпорации.

При анализе поставленной проблемы не менее важно определиться с понятием «конфликт» применительно  к сфере корпоративного предпринимательства. В том же Толковом словаре русского языка дается следующее определение конфликта: «столкновение, серьезное разногласие, спор. Иными словами при корпоративном конфликте имеет место явное противоборство сторон с использованием правовых методов.

корпоративный конфликт — это спор, зарождающийся и развивающийся  внутри корпорации.

Далее для определения  корпоративного конфликта важно  определить и рассмотреть круг участников указанного конфликта. К корпорациям  в Российской Федерации следует  относить акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, полные товарищества, товарищества на вере, производственные и потребительские кооперативы, ассоциации и союзы и др. Соответственно, определение «корпоративного конфликта» должно охватывать указанные виды юридических лиц.

«…Участниками корпоративного конфликта (или по крайней мере одной  из сторон конфликта) всегда являются акционеры, менеджмент или само акционерное  общество, как юридическое лицо. Внешние инвесторы, как правило, вступают в корпоративный конфликт, становясь акционерами. В отдельных случаях участником конфликта становится государство или территориальные властные структуры. Что касается участия в корпоративном конфликте иных лиц, то спор может быть связан с назначением, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих в состав органов управления и контроля хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов, ассоциаций и союзов, а также лиц, входящих в коллегиальные исполнительные органы или осуществляющие функции единоличного исполнительного органа; вытекать из деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг и (или) депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, а также осуществлением держателем реестра владельцев ценных бумаг и (или) депозитарием иных прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, в связи с размещением и (или) обращением ценных бумаг, а также связан с признанием недействительным выпуска эмиссионных ценных бумаг, в том числе с признанием недействительными актов государственных органов о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, либо может привести к таким последствиям.

При участии в  корпоративном конфликте иных лиц  спор может быть так же связан с  созданием, реорганизацией или ликвидацией  организации, либо с отказом в  государственной регистрации, уклонение  от государственной регистрации  юридических лиц или внесения изменений в государственный реестр юридических лиц.

основные критерии корпоративного конфликта: а) наличие, как минимум, двух противоборствующих сторон конфликта в качестве которых, в частности, могут выступать  корпорация, участник(ки) корпорации, исполнительные органы корпорации, держатель реестра  владельцев ценных бумаг, депозитарий, внешний инвестор; б) правовое противоборство сторон конфликта, обусловленное противоположностью целей и интересов участников корпоративных правоотношений; в) объектом конфликта являются корпоративные  правоотношения, а также иные правоотношения, связанные с деятельностью корпорации, либо с требованиями, предъявляемыми в интересах корпорации; г) основой  конфликта являются, в частности, желание получить возможность контролировать и направлять поведение другой стороны, либо изменить свой статус и юридическое  состояние.

В качестве одного из возможных определений корпоративного конфликта предлагается следующее  определение: Корпоративный конфликт — это спор между участниками корпорации, либо между участником(ми) корпорации и корпорацией, объектом которого являются корпоративные правоотношения, а также иные правоотношения, связанные с деятельностью корпорации, либо с требованиями, предъявляемыми в интересах корпорации, а так же спор между участником(ми) корпорации или корпорацией, с одной стороны, и иными лицами (исполнительные органы корпорации, держатель реестра владельцев ценных бумаг, депозитарий, внешний инвестор), с другой стороны, если он затрагивает или может затронуть отношения внутри корпорации, обусловленный противоположными целями и интересами сторон конфликта в связи с желанием контролировать и направлять поведение другой стороны, либо изменить свой статус и юридическое состояние.

На основании  проведенного анализа и предложенного  определения корпоративного конфликта  приходим к мнению, что не может  считаться корпоративным конфликтом конфликтная ситуации в отношениях между корпорациями или с государственными органами. Примером тому может быть неценовая конкуренции корпорации в отрасли или регионе и др.

Не может также  считаться корпоративным конфликтом некое недовольство владельцев компании деятельностью или бездеятельностью менеджмента либо позицией других участников, а также недовольство членов исполнительных органов, к примеру, стимулированием их труда советом директоров компании.

 

10.          Основные  механизмы и инструменты корпоративного  управления. Основные механизмы  корпоративного управления, используемые в странах с развитой рыночной экономикой: участие в Совете директоров; враждебное поглощение («рынок корпоративного контроля»); получение полномочий по доверенности от акционеров; банкротство.

Участие в совете директоров

Базовая идея деятельности совета директоров – формирование группы лиц, свободных  от деловых и иных взаимоотношений  с компанией и ее менеджерами  и обладающих определенным уровнем  знаний о ее деятельности, которые  осуществляют надзорные функции  от имени владельцев (акционеров/инвесторов) и других заинтересованных групп.

Эффективность деятельности совета директоров обусловлена  достижением равновесия между принципами подотчетности и невмешательства  в текущую деятельность менеджмента. В процессе своей работы совет  директоров сталкивается с двумя  основными опасностями: 1) слабый контроль за менеджментом компании; 2) чрезмерное и безответственное вмешательство совета в работу менеджеров.

В мире существуют две основные модели совета директоров – американская (унитарная) модель и немецкая (система  двойных советов).

Враждебное поглощение

Смысл этого механизма  заключается в том, что акционеры, разочарованные в результатах деятельности своей компании, могут свободно продать свои акции. Если такие продажи приобретают массовый характер, падение курсовой стоимости акций позволит другим компаниям скупить их, и, получив таким образом большинство голосов на собрании акционеров,  заменить прежних управляющих на новых, которые смогут полностью реализовать потенциал компании. При этом, однако, компания-покупатель должна быть  уверена в том, что падение стоимости акций вызвано неудовлетворительным управлением компанией и не отражает их реальной стоимости.

Конкуренция за доверенности от акционеров

Принятая в странах  с развитым фондовым рынком практика предусматривает, что менеджмент компании, извещая акционеров, о предстоящем  общем собрании, просит у них доверенность на право голосовать принадлежащим  им числом голосов (одна акция дает акционеру право на один голос) и  обычно получает таковую от большинства  акционеров. Однако группа акционеров или иных лиц, недовольная менеджментом компании, также может попытаться получить от  большого числа (или  большинства) других акционеров доверенности на участие в голосовании от их имени и провести голосование  против действующего менеджмента компании.

Недостатком этого механизма, как и в случае поглощения, является дестабилизация управления компанией, поскольку управляющие структуры  становятся объектом борьбы.

Для того чтобы этот механизм оказался действенным, необходимо, чтобы  большая часть акций была распылена, и менеджмент не мог легко блокировать  недовольную часть акционеров, путем  достижения приватных договоренностей  с владельцами крупных пакетов  акций (или контрольного пакета).

Информация о работе Корпоративное управление