Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:52, курсовая работа
В современных условиях глобализации рынка и конкуренции, сближения различных стран по качественному уровню техники и технологий важнейшим ресурсом организаций являются управленцы, способные быстро реагировать на изменения внешней среды, предлагать новые, нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и предложения, разрабатывать уникальные стратегии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы креативного подхода в управлении………………...4
1.1. Типология мышления в управленческой деятельности…………………...4
1.2. Сущность и факторы развития креативности………………………………9
1.3. Роль и место креативного менеджмента в системе управления…………14
2. Особенности формирования креативного мышления……………………...22
2.1. Характеристика менеджера креативного типа……………………………22
2.2. Творческие методы решения проблем в организации……………………26
2.3. Принципы организации групповой деятельности в условиях креативного менеджмента……………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы …………………………………………..40
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы
креативного подхода в
1.1. Типология мышления
в управленческой деятельности…
1.2. Сущность и факторы
развития креативности………………………
1.3. Роль и место креативного
менеджмента в системе
2. Особенности формирования
креативного мышления……………………..
2.1. Характеристика менеджера креативного типа……………………………22
2.2. Творческие методы решения
проблем в организации……………………
2.3. Принципы организации
групповой деятельности в
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………..40
Введение
В современных условиях глобализации рынка и конкуренции, сближения различных стран по качественному уровню техники и технологий важнейшим ресурсом организаций являются управленцы, способные быстро реагировать на изменения внешней среды, предлагать новые, нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и предложения, разрабатывать уникальные стратегии. В связи с этим возрастают требования к управленцам, в частности, к их навыкам разработки и реализации нестандартных, инновационных идей и решений на практике, а также к творческому потенциалу организаций и административных структур, так как «творческий потенциал играет ключевую роль в определении места предприятия в информационном обществе».
Рост требований к управленцам
во многом связан с эскалацией процессов
реформирования и инновационных
преобразований в России и за рубежом.
Возросшие требования к креативности
обусловлены также увеличением
числа организаций, специализирующихся
на разработке новых технологий и
внедрении концепций
Объектом исследования выступает креативный менеджмент, предметом исследования выступают креативность личности и креативный менеджмент как фактор креативности потенциала коллектива.
Целью курсовой работы является рассмотрение
проблем особенностей креативного
менеджмента в современных
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, а также заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы креативного подхода в управлении
1.1 Типология мышления в управленческой деятельности
Для того чтобы лучше и полнее
понять своеобразие этого процесса
в управленческой деятельности, следует
учитывать некоторые
Вторая особенность состоит
в том, что мышление руководителя обычно
рассматривают в качестве одного из видов:
как практическое мышление. Затем его
специфику выявляют путем сравнительного
анализа двух видов мышления — теоретического
и практического.
Вместе с тем (и это третья особенность) подавляющее
большинство всех данных о мышлении в
психологии получено при изучении первого
из этих видов — теоретического. То, насколько
они справедливы для практического мышления
и какие особенности присущи этому виду,
изучается в специальном направлении,
которое так и обозначается — «психология
практического мышления». Решающий стимул
к ее развитию дала классическая работа
Б.М. Теплова «Ум полководца», а также предшествующие
ей общетеоретические работы С.Л. Рубинштейна.
Работа Б.М. Теплова взята здесь за основу
характеристики практического мышления;
она до сих пор остается лучшей в этом
плане.
Итак, мышление руководителя — это, прежде
всего, практическое мышление; данный
вид наиболее специфичен содержанию и
условиям управленческой деятельности.
Иначе говоря, имеет место та же ситуация,
которая характерна для других психических
процессов (восприятия и памяти). Каждый
из них имеет определенную — наиболее
специфическую для управленческой деятельности
разновидность. Для восприятия — это процессы
социальной перцепции; для памяти — это
мобилизационная готовность (для оперативной
памяти) и прошлый опыт (для долговременной
памяти). Для мышления — это его специфический
вид — практическое мышление. В этом проявляется
общая закономерность психологии управленческой
деятельности. Эта деятельность, опираясь
на весь потенциал, на все особенности
каждого из когнитивных процессов, предполагает,
однако, наличие в каждом из них наиболее
специфических для нее видов. И наоборот,
каждый из когнитивных процессов «входит»
в управленческую деятельность в форме
наиболее специфической для нее разновидности.
1) Практическое мышление в
целом связано с практикой управления
и состоит в том, что оно иначе, чем теоретическое
мышление, связано с практикой, с деятельностью
и иначе включено в них.
Эта связь является непосредственной
и неразрывной, а весь процесс мышления
осуществляется для решения конкретных
практических задач управления и в их
контексте. Он носит не абстрактно-отвлеченный,
а конкретный характер и реализуется совместно
с выполнением других функций руководителя.
Психологические особенности практического
мышления руководителя:
а) Он должен сам сформулировать, вычленить и определить проблему своей деятельности. Такое мышление формирует возможность умения видеть проблему, различать ее в текучке дел и ситуаций.
б) В отличие от теоретического мышления в практическом, решаемые задачи, как правило, не имеют "единственно правильного" решения, "правильного ответа". Параметром решения задачи в управленческой деятельности является не положение "правильно-неправильно", а "более или менее приемлемо".
в) Для практического мышления руководителя характерна специфическая форма ответственности за решаемые и решенные задачи и проблемы. Ответственность за конечный результат решения задачи руководителя гораздо более высокая.
г) Общая направленность мыслительного процесса в практическом решении задач иная - "от общего к частному", а не от "частного к общему", как в теоретическом мышлении.
д) Практическое мышление руководителя характеризуется иной системой отношения и позицией к возникающим проблемам, чем в теоретическом мышлении. Для практического мышления эта позиция является исходно преобразующей, действенной. Она требует реализации полученного решения как средства организации действий по изменению ситуации в нужном направлении (а не абсолюте).
е) Отличается и характер работы с информацией в рамках практического мышления. Мышление концентрируется вокруг наиболее общих, главных существенных черт, а затем, постепенно различия между "существенными" и "несущественными" чертами во многом утрачивают смысл. В практике управления хорошо известна большая важность, которую имеют детали, частности. Они нередко подсказывают путь решения задачи, а упущение какой-либо "детали" на практике может иметь серьезные и даже необратимые последствия.
2) Высокая степень
3) Решения руководителя должны быть конкретными и понятными остальным субъектам управленческой деятельности. В результате развития теоретического мышления получаются общие, принципиальные решения проблем. Чем более общий характер носят они, тем они более ценны. Но в плане практического мышления руководителя, его результатом должно быть решение, которое будет являться основой исполнения, действий определенного рода. Поэтому, для практического мышления решение не самоцель, а средство организации деятельности. Чем конкретнее решение, тем меньше возможностей для его искажения, тем больше возможностей для четкого контроля за его исполнением
4) Одной из важнейших
и постоянно решаемых
1.2. Сущность и факторы развития креативности.
Современная ситуация такова, что
человеку приходится очень быстро меняться,
постоянно расти и развиваться
чтобы быть востребованным в обществе.
Креативность позволяет человеку совершенствоваться
и не бояться нового, быстро адаптироваться
к изменяющимся условиям и требованиям.
Она создает благоприятные
Управленческая креативность - это
социально-профессиональная компетенция
субъектов деятельности, предполагающая
способность к продуктивной активности,
результатом которой является формирование
новых, нестандартных подходов, технологий
и методов осуществления
Развитие креативности управленцев
необходимо осуществлять на предварительном,
начальном, среднем, высшем, послевузовском
и дополнительном этапах профессиональной
подготовки; при этом инструменты
диагностики и развития креативности
должны соответствовать целям
На высшем, послевузовском и дополнительном этапах профессиональной подготовки развитие креативности управленцев целесообразно осуществлять в следующих направлениях: дивергентность мышления, оригинальность мышления, способность предложить новый способ использования объекта, способность к генерированию большого числа идей, способность к анализу, воображение, способность к обнаружению и постановке проблемы, способность находить множество ассоциаций, стремление к совершенству, индивидуализм, способность преодолевать стереотипы, целеустремленность, интуиция, мотивация, образная память, «цепкость» внимания [3].2
Креативность - это общая творческая способность, значимая для общества, являющаяся условием создания новых материальных и нематериальных ценностей; существует возможность и необходимость развития креативности личности в процессе профессиональной подготовки - процессе формирования и развития знаний, навыков, способностей личности, необходимых для успешного осуществления конкретного вида профессиональной деятельности.
Креативность - это способность личности к творческой активности в различных сферах профессиональной деятельности, результатом которой является формирование новых, нестандартных подходов, технологий и методов осуществления профессиональной деятельности, разработка и получение новых, уникальных продуктов; развитие креативности личности - это формирование устойчивой направленности личности к творческой деятельности и создание условий для количественных и качественных преобразований креативности личности; наиболее актуальными направлениями дальнейших исследований креативности как детерминанты профессиональной деятельности являются выявление личностных и социокультурных факторов креативности личности.
Е.В. Батоврина, на основе анализа работ Дж. Гилфорда, Е. Торренса, Э. де Боно, Я.А. Пономарева, В.Н. Дружинина, Ф. Бэррона, Х. Андерсона, Р. Мэя, Р. Ранко и др. выявила 28 личностных факторов креативности - способностей и свойств личности, оказывающих влияние на развитие креативности: дивергентность мышления, оригинальность мышления, семантическая гибкость, способность к обнаружению и постановке проблемы, способность к генерированию большого числа идей, способность к анализу, способность преодолевать стереотипы, способность находить множество ассоциаций, любознательность, стремление к совершенству, способность идти на риск, мотивация, образная память, эмоциональность, спонтанность поведения, целеустремленность, способность к обостренному восприятию дисгармонии, уверенность в себе, индивидуализм, «цепкость» внимания, воображение, интуиция, способность к фантазированию, установка на положительное восприятие и применение нововведений, самостоятельность и независимость суждений, темпераментность, проницательность, способность рассматривать явления и события с различных точек зрения. Данные факторы, по мнению Е.В. Батовриной оказывают влияние на развитие креативности личности в том случае, если они ярко выражены Батоврина Е.В. На пути к достижению эффективности управленца: способности как факторы успеха управленческой деятельности.