Креативный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание

В современных условиях глобализации рынка и конкуренции, сближения различных стран по качественному уровню техники и технологий важнейшим ресурсом организаций являются управленцы, способные быстро реагировать на изменения внешней среды, предлагать новые, нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и предложения, разрабатывать уникальные стратегии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы креативного подхода в управлении………………...4

1.1. Типология мышления в управленческой деятельности…………………...4

1.2. Сущность и факторы развития креативности………………………………9

1.3. Роль и место креативного менеджмента в системе управления…………14

2. Особенности формирования креативного мышления……………………...22

2.1. Характеристика менеджера креативного типа……………………………22

2.2. Творческие методы решения проблем в организации……………………26

2.3. Принципы организации групповой деятельности в условиях креативного менеджмента……………………………………………………………………..32

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованной литературы …………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Федюнина Екатерина 1418-2 2012.docx

— 117.79 Кб (Скачать документ)

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы  креативного подхода в управлении………………...4

1.1.  Типология мышления  в управленческой деятельности…………………...4

1.2. Сущность и факторы  развития креативности………………………………9

1.3. Роль и место креативного  менеджмента в системе управления…………14

2. Особенности формирования  креативного мышления……………………...22

2.1. Характеристика менеджера креативного типа……………………………22

2.2. Творческие методы решения  проблем в организации……………………26

2.3. Принципы организации  групповой деятельности в условиях  креативного менеджмента……………………………………………………………………..32

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованной литературы …………………………………………..40

 

Введение

В современных условиях глобализации рынка и конкуренции, сближения  различных стран по качественному  уровню техники и технологий важнейшим  ресурсом организаций являются управленцы, способные быстро реагировать на изменения внешней среды, предлагать новые, нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и предложения, разрабатывать  уникальные стратегии. В связи с  этим возрастают требования к управленцам, в частности, к их навыкам разработки и реализации нестандартных, инновационных  идей и решений на практике, а  также к творческому потенциалу организаций и административных структур, так как «творческий  потенциал играет ключевую роль в  определении места предприятия  в информационном обществе».

Рост требований к управленцам  во многом связан с эскалацией процессов  реформирования и инновационных  преобразований в России и за рубежом. Возросшие требования к креативности обусловлены также увеличением  числа организаций, специализирующихся на разработке новых технологий и  внедрении концепций креативного  менеджмента, - рекламных агентств, архитектурных и дизайнерских бюро, научно-производственных комплексов, консалтинговых компаний и др. Об увеличении спроса на управленцев с развитыми  творческими способностями свидетельствует  появление вакансий «креативных  менеджеров» на рынке труда». Всем вышесказанным и обусловлена  актуальность исследования по данной теме.

Объектом исследования выступает  креативный менеджмент, предметом исследования выступают креативность личности и  креативный менеджмент как фактор креативности потенциала коллектива.

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем особенностей креативного  менеджмента в современных условиях.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, а  также заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические  основы креативного подхода в  управлении

1.1 Типология мышления в управленческой деятельности

Для того чтобы лучше и полнее понять своеобразие этого процесса в управленческой деятельности, следует  учитывать некоторые характерные особенности современного состояния проблемы мышления в деятельности руководителя. Первая из них состоит в признании не только наиболее важной, но и уникальной по своей значимости роли мыслительных процессов в обеспечении эффективной управленческой деятельности. Иными словами, «хороший руководитель — это, прежде всего, умный руководитель». Это значит, что никакой особой специфики связи мышления с успешностью управленческой деятельности просто нет. Более того, все те результаты и закономерности, которые установлены в психологии мышления в целом, могут и должны быть непосредственно перенесены на характеристику мышления руководителя. Поэтому дать характеристику его мышления — это то же самое, что повторить всю психологию мышления, и, следовательно, сама эта тема становится труднообозримой. 
 Вторая особенность состоит в том, что мышление руководителя обычно рассматривают в качестве одного из видов: как практическое мышление. Затем его специфику выявляют путем сравнительного анализа двух видов мышления — теоретического и практического. 
 Вместе с тем (и это третья особенность) подавляющее большинство всех данных о мышлении в психологии получено при изучении первого из этих видов — теоретического. То, насколько они справедливы для практического мышления и какие особенности присущи этому виду, изучается в специальном направлении, которое так и обозначается — «психология практического мышления». Решающий стимул к ее развитию дала классическая работа Б.М. Теплова «Ум полководца», а также предшествующие ей общетеоретические работы С.Л. Рубинштейна. Работа Б.М. Теплова взята здесь за основу характеристики практического мышления; она до сих пор остается лучшей в этом плане. 
 Итак, мышление руководителя — это, прежде всего, практическое мышление; данный вид наиболее специфичен содержанию и условиям управленческой деятельности. Иначе говоря, имеет место та же ситуация, которая характерна для других психических процессов (восприятия и памяти). Каждый из них имеет определенную — наиболее специфическую для управленческой деятельности разновидность. Для восприятия — это процессы социальной перцепции; для памяти — это мобилизационная готовность (для оперативной памяти) и прошлый опыт (для долговременной памяти). Для мышления — это его специфический вид — практическое мышление. В этом проявляется общая закономерность психологии управленческой деятельности. Эта деятельность, опираясь на весь потенциал, на все особенности каждого из когнитивных процессов, предполагает, однако, наличие в каждом из них наиболее специфических для нее видов. И наоборот, каждый из когнитивных процессов «входит» в управленческую деятельность в форме наиболее специфической для нее разновидности. 
 1) Практическое мышление в целом связано с практикой управления и состоит в том, что оно иначе, чем теоретическое мышление, связано с практикой, с деятельностью и иначе включено в них. 
Эта связь является непосредственной и неразрывной, а весь процесс мышления осуществляется для решения конкретных практических задач управления и в их контексте. Он носит не абстрактно-отвлеченный, а конкретный характер и реализуется совместно с выполнением других функций руководителя. Психологические особенности практического мышления руководителя:

а) Он должен сам сформулировать, вычленить  и определить проблему своей деятельности. Такое мышление формирует возможность  умения видеть проблему, различать  ее в текучке дел и ситуаций.

б) В отличие от теоретического мышления в практическом, решаемые задачи, как правило, не имеют "единственно правильного" решения, "правильного ответа". Параметром решения задачи в управленческой деятельности является не положение "правильно-неправильно", а "более или менее приемлемо".

в) Для практического мышления руководителя характерна специфическая форма  ответственности за решаемые и решенные задачи и проблемы. Ответственность  за конечный результат решения задачи руководителя гораздо более высокая.

г) Общая направленность мыслительного процесса в практическом решении задач иная - "от общего к частному", а не от "частного к общему", как в теоретическом мышлении.

д) Практическое мышление руководителя характеризуется иной системой отношения  и позицией к возникающим проблемам, чем в теоретическом мышлении. Для практического мышления эта позиция является исходно преобразующей, действенной. Она требует реализации полученного решения как средства организации действий по изменению ситуации в нужном направлении (а не абсолюте).

е) Отличается и характер работы с  информацией в рамках практического  мышления. Мышление концентрируется  вокруг наиболее общих, главных существенных черт, а затем, постепенно различия между "существенными" и "несущественными" чертами во многом утрачивают смысл. В практике управления хорошо известна большая важность, которую имеют детали, частности. Они нередко подсказывают путь решения задачи, а упущение какой-либо "детали" на практике может иметь серьезные и даже необратимые последствия.

2) Высокая степень неопределенности  мышления руководителя, проявляющаяся  в своеобразии и условиях управленческой  деятельности. В практическом мышлении руководителя возникает уникальная ситуация, когда субъект мышления (руководитель) имеет в качестве объекта мышления таких же как он сам, субъектов (в чем-то даже превосходящих его по сложности организации и индивидуальным особенностям). Он должен принимать в расчет их индивидуальные свойства; наличие у них собственного мнения; их неполную (частичную) подчиняемость; наличие у них сознания (рефлексии); существенные их возможности сопротивляться манипулированию и многое другое. Поэтому такие "социальные объекты" характеризуются высокой сложностью, многочисленностью их признаков и параметров (личностных качеств), а также их скрытностью от непосредственного восприятия и осмысливания. Поэтому важнейшим мыслительным качеством руководителя является способность к реконструированию информации, умение видеть больше, чем дано непосредственно в ситуации, компенсировать тем самым неопределенность условий деятельности. Неопределенность мышления руководителя может возникать с прямо противоположной причиной - высокой степенью сложности информации и с ее избыточностью. Здесь проявляется два вида неопределенности - семантическая и прагматическая, проявляющиеся в специфике мышления руководителя. Первый вид неопределенности возникает в связи с неясностью, непонятностью тех или иных данных, сообщения, информации в целом. Сложность управленческой информации является непосредственной причиной семантической неопределенности. Умение видеть (домысливать) истинный смысл информации необходим. Второй вид неопределенности - прагматической - обусловливается неопределенностью средств и путей преодоления ситуации при избыточной степени информации. Любая организация является социотехнической системой, в которой обращение информации сопряжено с компонентами объективности и субъективности; противоречивости, неполной ясности; конфликтности; разнокачественности информационных признаков и их тесной взаимосвязью. Такой симптомокомплекс особенностей информационной основы деятельности руководителя предъявляет особо жесткие условия к процессу мышления. Выделяется специфическое для управленческой деятельности свойство мышления - свойство системности.

3) Решения руководителя  должны быть конкретными и  понятными остальным субъектам  управленческой деятельности. В результате развития теоретического мышления получаются общие, принципиальные решения проблем. Чем более общий характер носят они, тем они более ценны. Но в плане практического мышления руководителя, его результатом должно быть решение, которое будет являться основой исполнения, действий определенного рода. Поэтому, для практического мышления решение не самоцель, а средство организации деятельности. Чем конкретнее решение, тем меньше возможностей для его искажения, тем больше возможностей для четкого контроля за его исполнением

4) Одной из важнейших  и постоянно решаемых руководителем  задач управленческой деятельности  является предвидение. Оно связано с прогностическим (вероятностным) мыслительным моделированием хода и развития событий. Такое моделирование предполагает учет и сопоставление большого количества разнородной и разноуровневой информации, а его результатом будет система опережающего отражения будущего управляемой системы. Это свойство делит руководителе на "дальновидных" и "близоруких" и его наличие увеличивает эффективность управления у первых [2].1

 

1.2. Сущность и факторы развития креативности.

 

Современная ситуация такова, что  человеку приходится очень быстро меняться, постоянно расти и развиваться  чтобы быть востребованным в обществе. Креативность позволяет человеку совершенствоваться и не бояться нового, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям. Она создает благоприятные предпосылки  для развития личности в целом, способствует ее самораскрытию, самореализации, самодостаточности  и толерантности. Основной формой активности сформировавшейся личности является, как известно, профессиональная деятельность, эффективность которой во многом зависит от ее творческого характера. В этой связи особое значение приобретает  процесс развития креативности, необходимой  для успешной реализации профессиональной деятельности.

Управленческая креативность - это  социально-профессиональная компетенция  субъектов деятельности, предполагающая способность к продуктивной активности, результатом которой является формирование новых, нестандартных подходов, технологий и методов осуществления функций  по руководству социальными группами и организациями.

Развитие креативности управленцев  необходимо осуществлять на предварительном, начальном, среднем, высшем, послевузовском и дополнительном этапах профессиональной подготовки; при этом инструменты  диагностики и развития креативности должны соответствовать целям профессиональной подготовки, а также психологическому и социальному возрасту участников процесса подготовки.

На высшем, послевузовском и дополнительном этапах профессиональной подготовки развитие креативности управленцев целесообразно  осуществлять в следующих направлениях: дивергентность мышления, оригинальность мышления, способность предложить новый способ использования объекта, способность к генерированию большого числа идей, способность к анализу, воображение, способность к обнаружению и постановке проблемы, способность находить множество ассоциаций, стремление к совершенству, индивидуализм, способность преодолевать стереотипы, целеустремленность, интуиция, мотивация, образная память, «цепкость» внимания [3].2

Креативность - это общая творческая способность, значимая для общества, являющаяся условием создания новых  материальных и нематериальных ценностей; существует возможность и необходимость  развития креативности личности в процессе профессиональной подготовки - процессе формирования и развития знаний, навыков, способностей личности, необходимых  для успешного осуществления  конкретного вида профессиональной деятельности.

Креативность - это способность  личности к творческой активности в  различных сферах профессиональной деятельности, результатом которой является формирование новых, нестандартных подходов, технологий и методов осуществления профессиональной деятельности, разработка и получение новых, уникальных продуктов; развитие креативности личности - это формирование устойчивой направленности личности к творческой деятельности и создание условий для количественных и качественных преобразований креативности личности; наиболее актуальными направлениями дальнейших исследований креативности как детерминанты профессиональной деятельности являются выявление личностных и социокультурных факторов креативности личности.

Е.В. Батоврина, на основе анализа работ Дж. Гилфорда, Е. Торренса, Э. де Боно, Я.А. Пономарева, В.Н. Дружинина, Ф. Бэррона, Х. Андерсона, Р. Мэя, Р. Ранко и др. выявила 28 личностных факторов креативности - способностей и свойств личности, оказывающих влияние на развитие креативности: дивергентность мышления, оригинальность мышления, семантическая гибкость, способность к обнаружению и постановке проблемы, способность к генерированию большого числа идей, способность к анализу, способность преодолевать стереотипы, способность находить множество ассоциаций, любознательность, стремление к совершенству, способность идти на риск, мотивация, образная память, эмоциональность, спонтанность поведения, целеустремленность, способность к обостренному восприятию дисгармонии, уверенность в себе, индивидуализм, «цепкость» внимания, воображение, интуиция, способность к фантазированию, установка на положительное восприятие и применение нововведений, самостоятельность и независимость суждений, темпераментность, проницательность, способность рассматривать явления и события с различных точек зрения. Данные факторы, по мнению Е.В. Батовриной оказывают влияние на развитие креативности личности в том случае, если они ярко выражены Батоврина Е.В. На пути к достижению эффективности управленца: способности как факторы успеха управленческой деятельности.

Информация о работе Креативный менеджмент