Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:52, курсовая работа
В современных условиях глобализации рынка и конкуренции, сближения различных стран по качественному уровню техники и технологий важнейшим ресурсом организаций являются управленцы, способные быстро реагировать на изменения внешней среды, предлагать новые, нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и предложения, разрабатывать уникальные стратегии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы креативного подхода в управлении………………...4
1.1. Типология мышления в управленческой деятельности…………………...4
1.2. Сущность и факторы развития креативности………………………………9
1.3. Роль и место креативного менеджмента в системе управления…………14
2. Особенности формирования креативного мышления……………………...22
2.1. Характеристика менеджера креативного типа……………………………22
2.2. Творческие методы решения проблем в организации……………………26
2.3. Принципы организации групповой деятельности в условиях креативного менеджмента……………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы …………………………………………..40
Метод «мозговой атаки»
Метод «мозговой атаки» — это, пожалуй, наиболее известный и широко используемый метод выработки новых идей и творческого решения проблем. Он представляет собой неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей по поставленной проблеме, спонтанно предлагаемых участниками. Подготовка к «мозговой атаке» начинается с формулирования проблемы, которая не должна быть ни слишком общей (это ведет к разбросу идей, и что-то конкретное получить будет трудно), ни слишком узкой (поскольку это будет сдерживать инициативу участников). Затем нужно подобрать участников «атаки», их должно быть человек 6—12. Желательно, чтобы это были люди разных профессий, но признанных авторитетов по обсуждаемой проблеме среди них быть не должно. Любые высказанные в ходе «атаки» идеи — даже самые абсурдные — следует записать, чтобы при необходимости к ним можно было бы вернуться еще раз, а участников обсуждения предупредить, что критиковать друг друга или высказывать какие-то отрицательные оценки строго запрещается.
«Мозговая атака наоборот»
«Мозговая атака наоборот» во многом напоминает обычную «мозговую атаку», но при этом разрешается высказывать критические замечания. Вернее, не столько даже разрешается, сколько весь метод построен на том, чтобы все участники группы выявляли недостатки предлагаемых идей. К проведению таких заседаний нужно относиться очень ответственно, чтобы участники дискуссии вели себя корректно по отношению друг к другу. Метод «мозговой атаки наоборот» может дать неплохие результаты, если его задействовать в качестве предварительного шага перед использованием других методов стимулирования творческой активности. Обычно в ходе «мозговой атаки наоборот» участники должны не только найти все слабые места каждой идеи, но и предложить пути их устранения [18].17
Синектика
Синектика — это творческий процесс, заставляющий участников использовать для решения поставленной проблемы один из четырех механизмов аналогии — личностный, прямой, символический и фантазийный. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого этапа — сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуационных моделей непривычную проблему или объект помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого — сделать привычное непривычным, что зачастую позволяет выработать совершенно неожиданные подходы и решения.
Метод Гордона
Метод Гордона, в отличие от большинства других методов пробуждения творческой инициативы, предполагает, что участники рабочей группы заранее не знают, какая именно проблема будет обсуждаться, поэтому они не скованы устоявшимися представлениями и привычными шаблонами. Заседание открывает ведущий, который в самых общих выражениях излагает некую концепции, связанную с интересующей его проблемой. Участники группы высказывают свои идеи по поводу услышанного. Затем под руководством ведущего уточняется исходная концепция и некоторые другие вопросы, имеющие к ней отношение. После этого вскрывается та самая проблема, ради которой, собственно, и затевалось все обсуждение. В результате участники начинают высказывать уже совершенно конкретные предложения и излагать свои мысли о том, как реализовать задуманное.
Метод свободных ассоциаций
Метод свободных ассоциаций является
одним из самых простых и в
то же время самых действенных
методов выработки новых идей.
Он бывает весьма полезен при необходимости
выработать совершенно новый взгляд
на проблему. Нужно просто взять
листок бумаги и написать на нем
слово или целую фразу, имеющую
отношение к обдумываемой проблеме,
добавить к ней другую, затем еще
одну и т.д., стараясь, чтобы каждое
новое слово добавляло какую-то
новую грань всему
Метод вмененных связей
Метод вмененных связей — это еще один способ, который позволяет дезагрегировать обдумываемую проблему, выявить входящие в нее элементы, заново их переосмыслить, перекомпоновать и на основания этой новой комбинации построить новую концепцию или идею. Метод состоит из следующих пяти шагов [19]:18
1. Выявить все
входящие в проблему элементы.
2. Установить все взаимосвязи между этими
элементами.
3. Описать эти взаимосвязи в структурированном
виде.
4. Проанализировать записанное с целью
выявления закономерностей, скрытых в
этих взаимосвязях.
5. Выявить новые идеи, вытекающие из этих
закономерностей.
Метод записной книжки
При использовании этого метода нужно завести блокнот или специальную записную книжку, в который следует записать формулировку проблемы и все известные факты, имеющие отношение к ее решению. Затем предприниматель начинает обдумывать проблему и возможные пути ее решения, каждый день записывая все возникающие идеи в эту книжку. К концу месяца составляется список самых лучших идей. Этот метод можно использовать и для коллективной выработки идей. В этом случае все участники процесса ведут собственные записи, а в конце месяца сдают их главному координатору, который сводит всю информацию воедино и составляет общий список идей, по которому проводится общее обсуждение.
Эвристический метод
Результативность
Научный метод
Научный метод, который широко применяется в самых разных областях, предполагает сбор данных в ходе наблюдений или экспериментов и проверку на основании этих данных различных гипотез относительно состояния объектов или процессов. Научный метод необходимо применять всегда, когда необходимо провести тщательное исследование какого-либо объекта или процесса. Предприниматель должен поставить проблему, проанализировать ее, собрать и проанализировать данные, проверить возможные пути решения поставленной проблемы и, наконец, выбрать наилучшее из всех допустимых решений.
Стоимостной анализ
Еще один метод выработки новых решений — стоимостной анализ — предполагает максимизацию выгоды для предпринимателя и его нового предприятия. В ходе его проведения задаются, например, такие вопросы: «Можно ли снизить качество данной детали и, следовательно, сделать дешевле все изделие, если не она определяет качество готовой продукции?» Применение этого метода требует регулярного проведения совещаний для выработки, оценки и развития новых идей.
Матричные структуры
Матричное структурирование проблем представляет собой метод систематизации поиска новых идей путем построения матрицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам товаров, а строки — рыночным атрибутам этих товаров, записанным в виде вопросов, например: какое применение может найти данный товар? Где его можно использовать? На какой круг потребителей он рассчитан? Для чего это можно использовать? Где? Когда? Каким образом? Кто может это использовать? Ответы по каждому товару записываются в соответствующих клетках матрицы [20].19
Мечты о невозможном
Мечтать бывает не только приятно, но и полезно — это может навести на новую мысль. В мечтах не нужно стесняться — смело замахивайтесь на высокие цели, представляйте себе, каким оригинальным путем вы к ним придете. Все приходящие в голову возможности следует записать и изучить, пока не будет наконец выработана идея, с которой можно работать дальше.
Параметрический анализ
И наконец, последний метод выработки новых идей, на котором мы остановимся, а именно параметрический анализ, включает в себя два этапа — идентификацию параметров и творческий синтез. На первом этапе — этапе идентификации параметров — анализируются все переменные, определяющие ситуацию, оценивается их относительная значимость и выбираются важнейшие (первичные объекты). После того как круг первичных объектов определен, начинается изучение взаимосвязей между параметрами, характеризующими эти объекты. Решение, основанное на оценке параметров и их взаимосвязей, вырабатывается на втором этапе — этапе творческого синтеза.
2.3. Принципы организации групповой деятельности в условиях креативного менеджмента.
В первую очередь важно формирование «коллективного разума» команды управления.
Основными принципами формирования «коллективного разума» команды управления являются:
1. Откровенность и искренность в общении.
2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени, без пропусков и отсутствий.
3. Заинтересованность в достижении эффективного конечного, конструктивного результата работы группы, ответственность при обсуждении всех вопросов.
4. Относительная обособленность группы от внешних воздействий и отвлекающих факторов.
5. Право каждого члена группы сказать «стоп» - прекращение обсуждения, в случае необходимости или достаточности информации для принятия решения [21].20
Примечание. В группе должна быть создана спокойная, доброжелательная атмосфера, но с элементами некоторого напряжения и тревоги у участников, чтобы аккумулировать энергию для всей последующей работы по исследованию и перестройке межличностных отношений и для продуктивной работы над поставленной задачей.
Применяется несколько техник
для улучшения организации
Техника №1. Социально-психологический тренинг
Социально-психологический тренинг - применяется в коллективе с высоким уровнем развития, с установившейся системой ценностей, с формированным климатом «психологической устойчивости» и доверия.
Техника № 2. Группообразование
Формирование группы имеет едва ли не решающее значение для успеха всей дальнейшей работы. Закладываются первичные основы специализации действий членов группы, намечаются способы и формы координации интеграции действий разных участников.
Техника № 3. Знакомство
Цель - формирование у членов группы установки на взаимопонимание, формирование впечатления друг о друге, определение возможных тактик и стратегий общения с каждым участником, создание климата психологического доверия и безопасности.
Техника № 4. Организация сотрудничества
Сотрудничество понимается как позитивное взаимодействие в целях достижения желаемого результата. Сотрудничество реализуется во взаимной поддержке, развитии идей друг друга, помощи, и взаимовыручке, взаимной ответственности и сопровождается позитивными эмоциями. И основе сотрудничества лежит процесс кооперации, суть которого заключается в особом способе соединения индивидуальных действий для выполнения совместной деятельности. Кооперация является одним из механизмов формирования и развития внутригрупповой активности. Для её успешного осуществления необходимо произвести пo крайней мере три операции:
1. Специализировать действия участников на некотором отрезке групповой работы. На другом отрезке структура специализации может быть другой.
2. Скоординировать эти действия, то - есть помочь наладить между участниками коммуникацию, согласовать и упорядочить действия.
3. Интегрировать индивидуальные действия участников в единую коллективную деятельность «Коллективного разума» за счет их подчинения требованиям и задачам группы как целого.
Техника № 5. Диагностика
Цель - диагностика межличностных отношений и их коррекция, получение «фотографии» межличностных взаимоотношений, а в случае многоразового использования - фиксация их динамики. В этом случае применяется опрос.
Техника № 6. Рефлексия
Цель - более глубокое самопознание участников, формирование более верного представления о себе, снятие напряжения между членами группы, коррекция личностных недостатков, мешающих эффективному общению.
Техника № 7. Организация общения
Цель - выявление стиля общения участников, отработка навыков ролевого поведения, отработка навыков спонтанности и гибкости в общении.
Техника № 8. Аутотренинг
Цель - формирование умений управлять своим психическим состоянием, снятием утомления и напряжения.
Техника № 9. Организация позиционной динамики
Функционирование и развитие мышления группы обусловливаются характером межпозиционных взаимодействий и направлениями изменений позиций участников. Для организации позиционной динамики удобно пользоваться тремя видами позиций - функциональными, ролевыми и личностными [22].21
Второй шаг - формирование позиций в условиях креативного менеджмента. Особое значение имеет формирование системы позиций в условиях креативного менеджмента для принятия стратегических решений в экстремальных условиях работы фирмы.
Функциональные позиции соответствуют должностям, профессиям и т.д., т.е. месту в системе общественного разделения труда.
Ролевые позиции определяются на основе разделения в рабочем процессе принимаемых на себя ролей. Их можно разбить на следующие виды: содержательные, методологические, организационные и социально-психологические [25].22
Функциональные позиции:
Профессиональные |
Должностные |
Инженер, математик, экономист, социолог, физик, юрист |
Директор, менеджер, начальник отдела, старший инженер, младший научный сотрудник |