Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:52, курсовая работа
В современных условиях глобализации рынка и конкуренции, сближения различных стран по качественному уровню техники и технологий важнейшим ресурсом организаций являются управленцы, способные быстро реагировать на изменения внешней среды, предлагать новые, нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и предложения, разрабатывать уникальные стратегии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы креативного подхода в управлении………………...4
1.1. Типология мышления в управленческой деятельности…………………...4
1.2. Сущность и факторы развития креативности………………………………9
1.3. Роль и место креативного менеджмента в системе управления…………14
2. Особенности формирования креативного мышления……………………...22
2.1. Характеристика менеджера креативного типа……………………………22
2.2. Творческие методы решения проблем в организации……………………26
2.3. Принципы организации групповой деятельности в условиях креативного менеджмента……………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы …………………………………………..40
В России процессы осмысления
возможности и необходимости
управления творческой деятельностью
идут пока еще медленно, что проявляется,
в частности, в очень незначительном
количестве публикаций по этой теме и
скептических высказываниях менеджеров-
По мнению директора управления проектами АО «РОЭЛ Консалтинг» С. Леонтьева, в настоящее время в российской экономике используется менее половины творческого потенциала работающих, что и является первопричиной наших перманентных кризисов и сложностей. Несмотря на гораздо большее внимание к бизнес-творчеству за рубежом, представители западного топ-менеджмента также указывают на недостаточное вовлечение творчества персонала в деятельность своих компаний [12].10
Исследователи Института Номура (The Nomura Institute) выделяют четыре эпохи в мировом экономическом развитии: сельскохозяйственную, индустриальную, информационную, и эпоху творчества, на пороге которой мы сегодня находимся. Если следовать этой классификации, переход от информационной эпохи к эпохе творчества включает в себя несколько стадий [10]11. Первая стадия - осознание важности творчества для бизнеса. Большинство компаний США, Западной Европы и Японии уже прошли эту стадии, а в России она только начинается. Об этом можно судить по тому, что в зарубежной литературе пик статей, подчеркивающих важность творчества для бизнеса, пришелся на середину 1990-х гг. У нас серьезные публикации на эту тему начали появляться лишь в последние два-три года. Вторая стадия - создание благоприятного творческого климата (условий для развития творчества сотрудников). Менеджеры большинства зарубежных компаний решают эту задачу пока еще интуитивно, но все чаще применяются специальные методики и системы оценок. На третью стадию (широкое обучение персонала творчеству) вышли пока только отдельные зарубежные компании, хотя соответствующих тренинговых методов и технологий разработано уже достаточно много. Четвертая стадия - освоение методов управления творчеством - самый сложный и неосвоенный этап, так как до настоящего времени целостной теории и методологии такого управления не существует, и даже осознание возможности управления творчеством пока еще не состоялось в полной мере, даже за рубежом.
По нашему мнению, для дальнейшего становления теории и практики менеджмента творчества (в т. ч. в России) приоритетными являются следующие направления.
2. Особенности формирования
креативного мышления
2.1. Характеристика менеджера креативного типа.
Черты менеджера креативного типа формируются на основе потенциальных возможностей личности.
компетентность ценности, целевые лидерство
установки
уровень знаний
Менеджер
креативного типа
стратегическое
мышление
исследовательские организационное компьютерная
способности поведение грамотность
Основные черты менеджера креативного типа [14]:13
· Проблемное видение мира, способность мыслить стратегически, видеть перспективы, заранее распознавать проблемы.
· Умение заблаговременно ставить проблемы, когда они еще только зарождаются.
· Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.
· Способность логически мыслить, делать верные и удачные заключения при дефиците информации.
· Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке.
· Способность к имитации функций различных членов коллектива.
· Психологическая проницательность, позволяющая видеть и различать в людях особенности их поведения, умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.
· Активность — способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения.
· Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.
· Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода в тень», умением обратиться за советом и помощью.
Все эти свойства существуют не каждое само по себе и не в разрозненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия. Именно это характеризует менеджера креативного типа.
Основой формирования менеджера креативного типа является потенциал менеджера, который должен постоянно совершенствоваться. Потенциал - это способности и возможности человека, обеспечивающие достижение поставленных целей.
Способность человека - это расположенность к управлению в различных ситуациях на основе лидерства, интеллектуальной энергии, активности и инициативы. Способности человека проявляются через его качества. Качества - это умения реагировать на воздействующие факторы окружающей среды. Потенциал человека формируется под влиянием эргономики, условий, при которых качества развиваются и реализуются с определенной силой воздействия, то есть энергией человека. Положительные условия эргономики — экономия энергии человека. Структура потенциала менеджера креативного типа представлена в таблице [15].14
Структура |
Критерии |
Основные качества |
|
Ценности (культура и т.д.) |
Воспитание, образование, культура, этика обращения, интеллект человека |
|
Лидерство |
Организованность, деловитость, коммуникабельность, инициативность, самообладание, авторитетность |
|
Самостоятельность и устойчивость человека |
Тип высшей нервной системы, эмоциональность, конфликтность, выдержка, скорость мышления, память, работоспособность |
|
Уровень знания и опыта |
Профессионализм, компетентность, уровень образования, опыт, умение анализировать, критичность, инновационность, новаторство |
При положительных условиях эргономики формируется синергетика человека, т. е. развиваются его качества, потенциальные способности принимать управленческие решения.
При негативных условиях эргономики нарушаются коммуникации, появляется беспорядок, хаос, который снижает уровень взаимодействия и эффективность работы всей организации.
Наличие потенциальных способностей человека, совокупности профессиональных качеств устраняет уровень энтропии в системе и работает как энергия созидания и построения новых концепций и ситуаций.
Таким образом, от беспорядка в любой системе идет процесс восстановления и созидания, образования порядка за счет интеллектуального потенциала человека, т.е. благодаря его способностям и умениям достигается эффективность управления [16].15
Анкета для оценки потенциала менеджера креативного типа:
1. Стратегическое мышление. Умение прогнозировать и оценивать ситуации, разрабатывать конкурентные преимущества, определять - кто сильные конкуренты и какова привлекательность сегмента рынка.
2. Способность принимать рискованные решения в любых ситуациях и нести ответственность за результат.
3. Готовность к генерации новых идей, к изменениям и инновациям, к диверсификации.
4. Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы на основе стратегического видения.
5. Умение заранее,
6. Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.
7. Умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.
8. Экспрезентность - способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.
9. Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке.
10. Проницательность, позволяющая различать в людях особенности их поведения. Компенсатор проницательности - психодиагностика.
11. Инновационность и стратегичность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.
12. Активность - способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам принуждения.
13.Способность быстро перестраиваться при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.
14. Способность к скрытому руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной основе.
Все эти свойства существуют в совокупности как система, определяя менеджера стратегического характера.
2.2. Творческие методы решения проблем в организации.
Умение творчески подходить
к решению проблем — это
важное условие для того, чтобы
стать удачливым