Креативный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание

В современных условиях глобализации рынка и конкуренции, сближения различных стран по качественному уровню техники и технологий важнейшим ресурсом организаций являются управленцы, способные быстро реагировать на изменения внешней среды, предлагать новые, нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и предложения, разрабатывать уникальные стратегии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы креативного подхода в управлении………………...4

1.1. Типология мышления в управленческой деятельности…………………...4

1.2. Сущность и факторы развития креативности………………………………9

1.3. Роль и место креативного менеджмента в системе управления…………14

2. Особенности формирования креативного мышления……………………...22

2.1. Характеристика менеджера креативного типа……………………………22

2.2. Творческие методы решения проблем в организации……………………26

2.3. Принципы организации групповой деятельности в условиях креативного менеджмента……………………………………………………………………..32

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованной литературы …………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Федюнина Екатерина 1418-2 2012.docx

— 117.79 Кб (Скачать документ)

В результате исследования Е.В. Батовриной биографий 19 выдающихся творческих личностей (писателей, художников, скульпторов, композиторов и ученых) было выявлено, что:

- у 95 % творческих личностей состоялось раннее знакомство (чаще всего, в возрасте до 10 лет) с областью науки или искусства, в которой они в дальнейшем достигли значимых результатов;

- нормирование и развитие способностей 53,0 % творческих личностей к творческой деятельности значимое влияние оказали учителя;

- одним из значимых стимулов к началу активной творческой деятельности для 63,0 % творческих личностей стало либо сильное потрясение - собственная болезнь (33,3 %), смерть близких людей (6,7 %) и т.п., либо социальные невзгоды - напряженная атмосфера в семье (13,3 %), одиночество (20,0 %), отсутствие постоянного и интересного круга общения (26,7 %);

- у 68, 4 % творческих личностей творческие способности проявились в возрасте до 15 лет.

Данные результаты свидетельствуют  о том, что значимыми социокультурными факторами развития креативности личности являются, прежде всего, воспитание, образование, а также учителя, способствующие раннему приобщению личности к достижениям  науки и искусства, созданию благоприятной  обстановки в окружении личности, побуждающей к творческой деятельности. Данные факторы необходимо учитывать  в процессе профессиональной подготовки управленцев.

По признанию ведущих специалистов, зоной сензитивности развития креативности личности предположительно является возраст до 15 лет. Таким образом, подготовка в дошкольных учреждениях и школе может существенно влиять на развитие креативности. Это является основанием для выделения наряду с традиционно исследуемыми этапами профессиональной подготовки управленцев предварительного этапа.

Креативность как потенция изначально закладывается в человеке через  развитие его духовности, связанной  с устремлением человеческого духа к идеалам, к предельным основаниям собственного бытия. Хозяйствующий  субъект субъективно и объективно нацелен на производство новых благ, на получение дохода, на удовлетворение различных потребностей и интересов. Именно в связи с этим в его  сознании и мышлении, а также в  конкретной хозяйственной практике актуализируется креативный потенциал  личности. Процесс такой актуализации характеризуется своим особым алгоритмом и заданностью, детерминированными биологической и одновременно социальной природой самого человека, но имеющим духовную основу.

С точки зрения системности (структуры) сознание различается как научное (специализированное) и ненаучное (обыденное). Креативность присуща обоим разновидностям сознания, но в большей степени характеризует специализированное (научное) сознание, поскольку основывается на большем объеме осваиваемой информации, переработке ее

научными методами, что создает  оптимальные возможности для  актуализации в сфере мыслительной деятельности человека его творческого  потенциала. С точки зрения полноты (содержания) сознание рассматривается

как сознание опытное, формирующееся  на основании эксперимента, что также  связано с креативным характером мыслительной деятельности субъекта, изначально моделирующего конкретную ситуацию.

Критическое мышление связано с  собственной необходимостью их переосмысления в контексте меняющихся времени и места.

По мнению Т.С. Орловой, фундаментальными предикатами креативности, определяющими  ее социально-онтологические основания, выступают общие и специфические  ценности человеческого бытия. К общим ценностям относятся: социальная справедливость, благочестие, человечность, доброжелательность, благочестие, совестливость, патриотизм и т.д. К специфическим (экономизированным) основаниям креативности относятся: выгода, полезность, эффективность, рациональность, доходность, утилитарность, прагматизм. Сакральные и секулярные интерпретации этих ценностных оснований позволяют формировать духовную доминанту, обусловливающую вырабатывать объективно верную, исторически справедливую и социально оптимальную структуру и иерархию ценностных предикатов сознания личности. Синтез указанных оснований позволяет задавать и определять подлинно верные векторы и координаты развития (актуализации) креативности личности. Ценностный же релятивизм наоборот, является непреодолимой преградой на этом пути.

 

1.3. Роль и место креативного менеджмента в системе управления.

 

Сегодня за рубежом идеи о необходимости изучать, использовать и развивать творчество сотрудников для успешного ведения бизнеса очень распространены, и понимание этого все усиливается. Осознание важности творчества для экономического развития проявляется, в частности, в большом количестве исследовательских центров и учебных программ по творческому решению проблем в бизнесе (Центр творческого управления (США), Институт творческого решения проблем (США), Центр изучения творчества в Стэндфордском университете (США) и др.), а также в их государственной поддержке.

Попытаемся обозначить основные причины возрастания научно-исследовательского и практического интереса к творчеству.

Во-первых, это постоянно увеличивающийся динамизм современного бизнеса. Несколько перефразируя высказывание Т. Амблера  [4, стр 182]3, можно сказать, что в бизнесе не существует правил, потому что его основной закон - постоянные новшества. Современный бизнес можно охарактеризовать словами Черной Королевы из знаменитой сказки Л. Кэррола: «Здесь приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Ну, а если хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!».

В связи с ускорением темпов изменений социальных, экономических, технологических условий производства, бизнеса и управления число нестандартных  проблем и задач все время  растет, а их решение требует постоянного  творчества, то есть создания новых  принципов и способов деятельности.

Во-вторых, творчество необходимо в условиях сильной и непрерывно возрастающей конкуренции (гиперконкуренции). Творческие находки фирмы, выводимые на рынок, усиливают ее позиции. Конкуренты вынуждены отвечать своей «творческой контратакой», что лишь усиливает пресс конкуренции на этом рынке. Первая фирма вновь отвечает «выбросом творчества», и цикл повторяется. Внешние факторы (например, развитие информационных технологий и мировая глобализация) дополнительно ускоряют и усложняют эти процессы [1, стр 236].4

В таких условиях творчество - не просто путь к успеху, но предпосылка и условие выживания. Нужны «сильные» бизнес-идеи, необходим «творческий прорыв», чтобы опередить конкурентов. Опыт профессиональных рекламных агентств, например, показывает, что найденная сильная творческая идея дает возможность в несколько (5-10) раз увеличить объем продаж, не выходя за рамки бюджета [6]5, что подчеркивает важность «ускорения и интенсификации» творчества сотрудников.

В-третьих, в западном мире происходят существенные изменения в мотивации трудовой деятельности. Исследования подтверждают уменьшение утилитарной заинтересованности человека в труде, замещение материалистических ориентиров трудовой деятельности «постматериалистическими», поворот человека от поисков средств к существованию к ориентации на личностное самосовершенствование, самореализацию и творчество (А. Маслоу, У. Митчелл, Ч. Хэнди и др.).

В-четвертых, возрастающий уровень требований потребителей, для удовлетворения которых необходимо постоянное обновление и дифференцирование товаров и услуг, что напрямую связано с творчеством.

В-пятых, довольно высокие «тарифы» на результаты творческой бизнес-деятельности также обусловливают необходимость активизации творчества сотрудников. Например, по данным фирмы Lexicon Branding, разработка фирменного названия (типа DeskJet, Pentium, PowerBook) может стоить 30 - 50 тыс. долларов США, разработка рекламного слогана для крупной фирмы - до 20 - 30 тыс. долларов.

Таким образом, в условиях возрастания рыночной конкуренции  и неопределенности, хозяйственного и финансового рисков, сокращения жизненного цикла товаров, непрерывно возрастающего технологического и  социально-экономического динамизма  творчество превращается в стабилизирующий  элемент конкурентоспособного развития и становится жизненно важным для  компаний.

Все чаще в литературе по менеджменту встречается мнение о том, что для эффективного ведения  бизнеса процесс генерации новых идей и их реализацию нужно «поставить на поток». Если в первой половине XX в. залогом эффективного производства считался конвейер для массовой репродукции унифицированных товаров, то в XXI в. символом успешного бизнеса становится конвейер для «производства» нововведений. В своей книге «Ломая стереотипы» Ж.-М. Дрю приводит сотни примеров творческих бизнес-решений, каждое из которых он называет «разрывом» или «нарушением непрерывности в бизнесе». Примерами фирм, реализующих стратегию «непрерывного творчества», являются компания Procter & Gamble, которая каждый год, начиная с 1930-х гг., выпускает новую разновидность стирального порошка Tide, и компания 3M, «нарушающая непрерывность почти каждую неделю, с тех пор как появились такие ее новинки, как "Post-it" (бумага с клейким краем для заметок) и "Scotch" (клейкая лента "скотч")» [5, стр 67].6 Стратегией развития многих японских компаний является стратегия кайзен - непрерывные изменения и улучшения.

В условиях "быстро меняющейся экономики" постоянные инновации  и творчество - наиболее действенная  стратегия как для индивида, так и для организации. Поэтому в современной организации должна присутствовать «культура перемен», «культура изменений» (Т. Амблер), когда культивируется творчество и положительное отношение к новшествам со стороны персонала и руководства. Компании, которые превращают творчество и изменения в стиль своей жизни, добиваются успеха, а если они не в состоянии следовать этому правилу, то становятся менее конкурентоспособными, поскольку для бизнеса «творчество - это то, что можно либо использовать, либо навсегда потерять» [8, стр 878].7

В связи с возрастанием экономического значения творчества, изменяются как организационные  принципы управления, так и качества самих работников. Экономически значимыми  оказываются не только знания и опыт, но и воображение, адаптивность, гибкость мышления, способность генерировать новые идеи, решать нестандартные  задачи и т.п. Побеждают на рынке  те организации, которые активно  развивают творческий потенциал  своих сотрудников. Менеджеры ведущих  компаний понимают, что их капитал - это творческие способности и  идеи персонала, и что вложения в  развитие этого капитала могут быть высокоэффективны. Известно, например, что двухлетний курс развития творческого  потенциала сотрудников в корпорации General Electric привел к 60%-ому росту патентоспособных идей. Несколько тысяч служащих компании Sylvania прошли 40-часовой курс по творческому решению проблем, в результате компания получила $20 прибыли на каждый $1, потраченный на проведение этого курса.

В практике зарубежного  менеджмента для активизации творчества и «конвейерного» производства новых идей разрабатываются и используются специальные методы, технологии и даже компьютерные программы. В нашей стране компании, занимающиеся разработкой методов генерации новых идей, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Разумеется, новую идею можно создать без специальных  методик и программ. Но, как заметил, генеральный директор системы компаний «ТРИЗ-Шанс», разрабатывающих методы генерации новых идей, И.Л. Викентьев, «одной идеей в наше время никого не удивишь». Нужны системы идей. Например, для хорошо работающего выставочного стенда - 15-20 идей, для «раскрутки» организации - около 50 и т.п. Для бизнеса нужны стабильно и эффективно работающие профессиональные технологии создания системы идей [9].8

Таким образом, творчество сотрудников, ранее считавшееся «слабой» стороной и фактором риска, становится новой «сильной» стороной, хотя риск, безусловно, остается. Необходимо предугадывать и принимать меры по снижению риска творчества. Это возможно тогда, когда творчество персонала и связанные с ним изменения управляемы. Ведь для бизнеса хорошим решением является отнюдь не всякая новая и креативная идея, но, прежде всего, полезная. Более того, неуправляемое творчество сотрудников может принести вред, т.к. любое нововведение потенциально способно нарушить нормальное функционирование организационной или производственной структуры; кроме того, креативность работника может быть сознательно направлена им на достижение целей, не совпадающих с целями всей организации. Поэтому управление творческой деятельностью сотрудников стало за рубежом в последние два десятилетия предметом системного исследования и анализа, на основе чего были разработаны многочисленные методики активизации и развития творческих способностей, появились новые термины («организованная креативность», «структурированная креативность», «управляемая креативность»), но до сих пор проблема управления творчеством четко не сформулирована, а соответствующая системная теория и методология отсутствуют. Сейчас лишь формируется новая область менеджмента - управление творчеством (creativity management), которое все в большей степени включается в традиционную систему управления трудовыми процессами. Менеджмент творчества, или «креативный менеджмент», ориентирован на изучение методов развития, управления и использования творческой деятельности и ее результатов в производственных и бизнес-процессах. Несмотря на то, что до сих пор отсутствует четкое представление о предмете, роли, методах и месте креативного менеджмента в общей системе управления организационными и производственными структурами, сегодня в зарубежной литературе этот термин уже получил научный статус [8]9 и становится одним из главных элементов современной парадигмы управления.

Информация о работе Креативный менеджмент