Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:46, курс лекций
Лекция 1: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.
ЛЕКЦИЯ 2: ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ В СФЕРЕ МЕНЕДЖМЕНТА
ЛЕКЦИЯ 3: Тема 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
ЛЕКЦИЯ 5: Лекция 5: «Планирование как функция менеджмента»
Традиционно организационная структура охватывает два вида взаимоотношений:
ответственность ( кто за что отвечает ) и подчинение ( кто перед кем отчитывается). Организация с такой структурой может быть представлена в виде дерева, при этом обязанности изображаются прямоугольниками, относительное расположение которых показывает уровень полномочий, а линии, соединяющие эти прямоугольники, - распределение полномочий. Однако такое представление организационной структуры не содержит никакой информации относительно того, ценой каких затрат и с помощью средств организации удалось добиться тех или иных результатов. Вместе с тем более информативное описание организационной структуры, которое может явиться основой для более гибких способов структурирования организации, может быть получено на основе матриц типа затраты - выпуск или типа средства - цели. Проиллюстрируем это на примере типичной частной корпорации, производящей некоторую продукцию.
Сведения о выпускаемой
продукции могут быть использованы
для определения целей
Операция - это вид деятельности, непосредственно влияющие на характер выпускаемой продукции или на ее наличие. Типичными операциями ( O1, O2,. . . , Om ) является закупка сырья, транспортировка, производство, распределение и сбыт продукции.
Услуги -это виды деятельности, необходимые для обеспечения программ или выполнения операции. Типичными услугами ( S1, S2,. . . , Sn ) являются работы, выполняемые такими подразделениями, как бухгалтерия, отдел обработки данных, отдел технического обслуживания, отдел урегулирования трудовых конфликтов, финансовый отдел, отдел кадров, юридические службы.
Виды деятельности, осуществляемые в рамках программы и в рамках действий по ее выполнению, могут быть представлены как на рис. 7 и 8. Результаты каждого отдельного вида деятельности могут быть использованы непосредственно этим же видом деятельности, программами и другими видами деятельности, а также исполнительным органом и внешним потребителем.
Общие программы могут быть подразделены на частные, например, по типу потребителя ( промышленный или индивидуальный ), снабжаемого или обслуживаемого географического района, по видам продукции и т. д. Частные программы в свою очередь также могут быть подвергнуты дальнейшему разделению.
Программы / Виды деятельности |
Р1 |
Р2 |
. . . |
Рк |
Операция Q1 |
||||
Операция Q2 |
||||
. . . . |
||||
Операция Qm |
||||
Услуга S1 |
||||
Услуга S2 |
||||
. . . . |
||||
Услуга Sm |
Рис. Схема взаимодействия
видов деятельности и программ
Подразделения-потребители / подразделения-потребители |
Операция |
Операция |
. . . . |
Операция |
Услуга |
S2 |
. . . . |
Sn |
Операция Q1 |
||||||||
Операция Q2 |
||||||||
Операция Qm |
||||||||
Услуга S1 |
||||||||
Услуга S2 |
||||||||
. . . . |
||||||||
Услуга Sn |
Рис. Схема взаимодействия видов деятельности
Аналогичным образом можно провести детализацию видов деятельности видов деятельности. Например, операции по изготовлению изделия могут включать производство деталей, узлов и сборку, причем каждая из этих операций может быть разбита на более мелкие операции.
Если число программ, а также основных и вспомогательных видов деятельности (операций и услуг) настолько велико, что руководитель не в состоянии эффективно осуществлять координацию, то может возникнуть необходимость в координаторах в рамках конкретных управленческих функций ( рис. 9 ). Для каждого направления деятельности может потребоваться более одного координатора или координационного подразделения. В тех случаях, когда число координаторов оказывается слишком большим, не исключено использование вышестоящих координаторов или координационных подразделений ( в данном контексте " координация " означает именно координацию, а не руководство ). Для осуществления координации вполне достаточно группы, состоящей из начальников координирующих подразделений и руководителей.
Рис. Структура координации в
крупных организациях
К программам как и к функциональным подразделениям предъявляются определенные требования. Программы и функциональные подразделения могут быть сгруппированы по видам продукции, типам потребителей, географическим районам и т. д. Если потребителей продукции программы оказывается слишком много и они сильно рассредоточены, то возможно нетрадиционное использование характеристик географического положения в качестве дополнительного измерения объемной схемы организационной структуры ( рис. 10 ). В этом случае возникает необходимость в региональных представителях, обязанностью которых является защита интересов тех, кто потребляет продукцию или испытывает влияние деятельности организации в целом. Региональные представители играют роль внешних посредников, которые могут дать оценку программам и различным направлениям деятельности организации в каждом конкретном регионе с точки зрения тех, чьи интересы они представляют. В дальнейшем этой информацией могут воспользоваться руководящий орган, координаторы и руководители подразделений. Получая подобную информацию одновременно от всех региональных представителей, руководитель может составить полное представление об эффективности своей программы на всей обслуживаемой территории и в каждом регионе. Это позволяет ему более рационально распределить имеющиеся ресурсы по регионам.
Однако географическое положение не единственный критерий организации деятельности внешних посредников; могут быть использованы и другие критерии. Например, организации, снабжающая различные отрасли промышленности смазочными материала- ми, целесообразно иметь представителей не по регионам, а по отраслям (это могут быть автомобильная, авиационно-космическая, станкостроительная и другие отрасли промышленности). Организация коммунального обслуживания может определять обязанности своих представителей на основе характеристик социально-экономического положения пользователей.
Рис. Трехмерная организационная структура
Разделение ответственности. Рассмотренная " многомерная " организация имеет нечто общее с так называемыми " матричными организациями ". Однако последние обычно являются двумерными и не обладают многими важными чертами рассмотренных организационных структур, особенно в вопросах финансирования. Кроме того, всем им присущ один общий недостаток : сотрудники функциональных подразделений находятся в двойном подчинении, что, как правило, приводит к нежелательным результатам. Именно этот наиболее часто отмечаемый недостаток матричных организаций является причиной так называемой " профессиональной шизофрении ".
Многомерная организационная структура не порождает трудностей, свойственных матричной организации. В многомерной организации персонал функционального подразделения, результаты деятельности которого покупает руководитель программ, относится к нему как к внешнему клиенту и подотчетен только руководителю функционального подразделения. Однако, при оценке деятельности своих подчиненных руководитель функционального подразделения, естественно, должен использовать оценки качества их работы, данные руководителем программы. Положение лица, возглавлявшего группу функционального подразделения, которая выполняет работу в интересах программы, во многом напоминает положение руководителя проекта в строительной и консультативной фирме; у него нет неопределенности относительно того, кто является хозяином, но ему приходится иметь с ним дело, как с клиентом.
Многомерная организационная структура и финансирование программ. Обычно практикуемое (или традиционное) финансирование программ является лишь способом подготовки сметы расходов функционал подразделений и программ. Оно не связано с предоставлением ресурсов и обеспечением возможности выбора для подразделений, работающих по программам, или с требованием к функциональным подразделением к функциональным подразделениям самостоятельно завоевывать рынки сбыта внутри организации и за ее пределами. Короче говоря, финансирование программ, как правило, не учитывает особенностей организационной структуры и не влияет на ее гибкость. Подобный способ распределения средств между функциональными подразделениями гарантирует только выполнение программ, обеспечивая при этом более эффективное, чем обычно, определение стоимости их реализации. Многомерная организационная структура позволяет сохранить все преимущества традиционного способа финансирования и, кроме того, обладает рядом других.
Преимущества
многомерной организационной
Многомерная организационная структура позволяет повысить гибкость организации и ее способность реагировать на изменение внутренних и внешних условий. Это достигается путем разбиения организации на подразделения, жизнеспособность которых за- висит от их умения производить по конкурентоспособным ценам товары, пользующиеся спросом, и предоставлять услуги, в которых нуждаются потребителя. Такая структура порождает рынок внутри организации независимо от того является ли она частной или государственной, коммерческой или некоммерческой (бесприбыльной), и повышает ее способность реагировать на потребности как внутренних, так и внешних потребителей. Поскольку структурные подразделения " многомерной " относительно независимы друг от друга, их можно расширять, сокращать, ликвидировать или изменять каким-либо способом. Показателем эффективности работы каждого подразделения не зависит от аналогичных показателей любого другого подразделения, что облегчает исполнительному органу оценку и контроль за деятельностью подразделений. Даже работа исполнительного органа может быть оценена автономно во всех аспектах его деятельности.
Многомерная структура препятствует развитию бюрократии благодаря тому, что функциональные подразделения или программы не могут стать жертвой обслуживающих подразделений, процедуры которых порой превращаются в самоцель и становятся препятствием к достижению целей, намеченных организацией. Потребители внутри и вне организации контролируют внутренних поставщиков продукции и услуг; поставщики же никогда не контролируют потребителей. Такая организация ориентирована на цели, а не на средства, в то время как для бюрократии характерно подчинение целей средствам.
Недостатки многомерной организационной структуры
Однако многомерная организационная структура хотя и лишена некоторых существенных недостатков, присущих организациям обычного типа, тем не менее не может уст ранить все недостатки полностью. Сама по себе такая структурная организация не гарантирует содержательной и интересной работы на нижних уровнях, но она облегчает применение новых идей, способствующих ее совершенствованию.
Введение на предприятии
многомерной организационной
Таблица
Достоинства и недостатки структур
Вид организационной структуры |
Достоинства |
Недостатки |
Область применения |
Линейная |
Оперативность принятия и рeaлизации управленческих решений. Относительная простота реализации функций управления. Четко выраженная ответственность |
Разобщенность горизонтальных связей в производственных системах.
Перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, информационная перегрузка.
При большом числе уровней управления удлиняется процесс принятия и реализации управленческих решений |
Предприятия с численностью до300-500 человек с высоким уровнем технологической и предметной специализации (металлообработка, оказание однородных услуг, сборка и т. п.).
Предприятия местной промышленности (изготовление продукции из местного сырья, производство товаров широкого потребления) |
Линейно-функциональная |
Высокая эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков. Высокая компетентность функциональных руководителей.
Максимальная адаптация к диверсификации производства.
Формализация и стандартизация процессов.
Высокий уровень использования мощностей |
Чрезмерная заинтересованность в результатах деятельности «своих» подразделений. Ответственность за общие результаты только на высшем уровне. Проблемы межфункциональной координации. Чрезмерная централизация. Увеличение времени принятия решений из-за необходимости согласований. Реакция на изменения рынка чрезвычайно замедлена. Ограничены масштабы предпринимательства и инноваций
|
Средние и крупные промышленные предприятия, проектно-конструкторскне и исследовательские организации, производственные и научные подразделения с численностью 500-3000 человек. Эффективны там, где аппарат управления выполняет часто повторяющиеся, стандартные процедуры, производство носит характер массового или крупносерийного производства |
Линейно-штабная |
Эффективное использование
производственного и Оперативность решений |
Нарушение принципа единоначалия. Сложность согласования производственных заданий и программ штаба. Возникновение в коллективе
социально-психологических проб Преобладание организационно- |
Ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф. Освоение новой продукции, новой технологии, не традиционной для данного предприятия. Решение внезапно возникшей неординарной задачи |
Дивизиональная |
Усиление межфункциональной координации по каждому продукту, рынку и внутри регионов. Рост возможностей получения выгод от экономии на размерах при продуктовой специализации, а также за счет более быстрой реакции на местные запросы и изменение спроса потребителей. Глубокое знание специфики продуктов, рынков, регионов. Возможность создания кадрового резерва для стратегического уровня организации |
Введение дополнительных уровней управления между высшим менеджментом и бизнес-единицами. Дублирование ресурсов и функций в аппаратах управления и, как следствие, рост управленческих затрат. Сложность разделения задач между уровнями управления по всей вертикали и в распределении ответственности за результаты. Усложнение централизованной координации между СБП, каждый из которых имеет свою стратегию развития
|
Многопродуктовое производство, слабо подверженное колебаниям рыночной конъюнктуры и которое мало зависит от технологических нововведений. Многонациональные компании, где территориальная разобщенность вынуждает автономизировать страновые отделения |
Матричная |
Эффективное использование производственного потенциала и, прежде всего, - кадрового. Оптимизация коллективов
исполнителей путем подбора их по профессионально- Возможности динамичной пере стройки структуры коллектива при постановке и решении новых задач (гибкость и адаптивность) |
Необходимость периодического разрушения структуры первичных групп, возможный рост конфликтности. Сложность планирования: необходимость совмещения начала и завершения работ по отдельным проектам. Необходимость периодической и весьма радикальной переквалификации работников в связи с изменением программ. Чрезвычайно высокая дороговизна структуры |
Необходимость освоения ряда новых технически сложных, наукоемких изделий в сжатые сроки, внедрение технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка. Предприятия, отражающие экономические, политические и оборонные интересы государства |