Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:46, курс лекций

Описание

Лекция 1: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.
ЛЕКЦИЯ 2: ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ В СФЕРЕ МЕНЕДЖМЕНТА
ЛЕКЦИЯ 3: Тема 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
ЛЕКЦИЯ 5: Лекция 5: «Планирование как функция менеджмента»

Работа состоит из  1 файл

Декция 1 полная.doc

— 789.00 Кб (Скачать документ)

К преимуществам централизованного управления можно отнести:

  • лучший контроль за деятельностью предприятия;
  • возможность приведения к единому стандарту всех операций в рамках организации;
  • устранение возможного дублирования тех или иных мероприятий или усилий;
  • более эффективное использование кадров, оборудования, производственных площадей. Централизация управления может, например, сделать целесообразным приобретение компьютерной техники и другого дорогостоящего, но эффективного оборудования.

К недостаткам централизованного управления можно отнести:

  • рост бюрократизма, накопление срочных для решения вопросов, увеличение документации;
  • задержки в принятии решений, в особенности на рабочем месте;
  • решения принимаются теми, кто незнаком с реальной ситуацией на конкретном рабочем месте.

7. Линейные и штабные  полномочия

Пределы, ограниченность полномочий лежат в основе их деления  на линейные и аппаратные (штабные) полномочия.

Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным.

Линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную  власть для направления своих  прямых подчиненных на достижение поставленных целей.

Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования своих действий с вышестоящими руководителями, в тех пределах, которые установлены организацией.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней  управления организацией. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом.

Поскольку полномочия распоряжаться  людьми передаются обычно посредством  скалярного процесса, получившаяся иерархия называется скалярной цепью или цепью команд.

 







 

 

Однако, существование только линейных полномочий в некоторых ситуациях не могут обеспечить потребности организации.

Для осуществления функций  современной организации, необходимо наличие штата специалистов на высоких  уровнях управления, в задачу которых  входит научное, информационное, техническое и др. обслуживание управляющих.

Обычно такой штат специалистов называют административным аппаратом или штабом.

Функции, выполняемые  административным аппаратом в современных  организациях можно классифицировать по трем основным типам: консультационный аппарат, обслуживающий аппарат и личный аппарат.

Консультативный аппарат.

Когда линейное руководство  сталкивается с проблемой, требующей  специальной квалификации, оно может  пригласить соответствующих специалистов на временной или постоянной основе и таким образом сформировать консультативный аппарат.

В обязанности этих специалистов входит консультирование линейного  руководства в областях права, новейшей или специальной технологии, обучения и повышения квалификации, работы с кадрами и т.д.

Обслуживающий аппарат.

Создается для выполнения определенных услуг в области  предоставления руководству информации, необходимой для принятия решений  по проблемам маркетинговых исследований, финансирования, материально-технического снабжения, кадров и так далее. (Отдел маркетинга, планирования, кадров).

 

Личный аппарат.

Это разновидность обслуживающего аппарата, когда руководитель нанимает секретаря или помощника.

В обязанности личного  аппарата входит исполнение того, что  требует руководитель. В организации, член этого аппарата не имеет никаких полномочий. Когда он действует, то это делается по поручению руководителя.

Штабные полномочия, предоставляемые  перечисленным типам аппаратов  имеют достаточно широкий диапазон. Штабные полномочия могут быть очень ограниченными, фактически чисто консультативными, или такими общими, что почти исчезает разница между ними и линейными полномочиями.

Рекомендательные  полномочия штабного аппарата.

Когда аппаратные полномочия сводятся к рекомендательным полномочиям, предполагается, что линейное руководство будет обращаться за консультациями к консультативному аппарату, когда потребуются его знания.

Однако они могут  сами решить проблему, даже не ставя  аппарат в известность.

Обязательные согласования.

Иногда фирма расширяет полномочия аппарата до обязательных согласований с ним каких-либо решений.

Когда согласования обязательны, линейное руководство__ должно обсудить соответствующие ситуации со штабным  аппаратом, прежде чем принять какое-либо решение. Однако линейные руководители не обязаны на самом деле следовать рекомендациям аппарата.

Параллельные полномочия.

Высшее руководство  может расширить объем полномочий аппарата, давая ему право отклонять  решения высшего руководства.

Целью параллельных полномочий является установление системы контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок.

(Во многих компаниях  применяются параллельные полномочия  для контроля финансовых расходов, для чего требуется две подписи  в случае всех крупных покупок).

Функциональные полномочия.

Аппарат обладающий ими  может как предложить, так и  запретить какие-то действия в области своей компетенции.

По существу, линейные полномочия президента организации  реализуются через аппарат, давая  ему право действовать самостоятельно в определенных вопросах.

Таким образом, функциональные полномочия устраняют различия между  линейными и штабными полномочиями для всех практических целей.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 7

Лекция 7. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  СТРУКТУРЫ.

ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

Вопрос 1. Понятие организационной  структуры.

Функция организовывания (организация деятельности) предполагает:

  • выделение элементов (звеньев) управления;
  • упорядочение связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач.

Организационная структура управления (ОСУ) представляет собой совокупность взаимосвязанных  элементов и звеньев управления.

ОСУ выражает отношение  власти и подчинения, которые юридически закрепляются в нормативных документах (устав, положение о подразделениях, должностные инструкции и т. п.).

Элементы — это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятыми принципами специализации.

Звенья включают несколько  элементов.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную иерархическую ступень в ОСУ.

Выделяют:

  • институциональный (решение корпоративных стратегических задач): директор, совет директоров;
  • управленческий (решение стратегических и тактических функциональных задач): руководители функциональных подразделений;
  • технический управленческий уровень (решение оперативных и тактических задач): начальники отделов и цехов, мастера и др.

Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на:

  • горизонтальные и вертикальные;
  • линейные и функциональные;
  • формальные и неформальные;
  • прямые и косвенные.

Построение организационной  структуры предполагает:

  • группировку (департамезации) всех видов работ по функциям, видам продукции, географическим признакам, по потребителям, этапам производства и т. п.;
  • формирование соответствующих звеньев (отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполнителей);
  • распределение полномочий и ответственности между звеньями;
  • формирование каналов коммуникаций и механизмов

координации.

Полномочия— это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия подчиненных на выполнение определенных задач. Задачи вместе с полномочиями могут быть делегированы (переданы) лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Ответственность — это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение.

Власть — это право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать в определенном направлении.

Исторически сложились следующие виды основных организационных структур.

Вопрос 2. ЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА  УПРАВЛЕНИЯ.

 

Линейная организационная  структура относится к простейшему  виду бюрократических структур, в  ней воплощены принципы централизма и единоначалия. Руководитель наделен всеми видами полномочий и осуществляет единоличное руководство. Руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности вверенного ему объекта.

Каждый подчиненный  имеет только одного руководителя, а каждый руководитель - нескольких подчиненных в соответствии с нормами управляемости. Поэтому рост предприятия ведет к увеличению числа уровней управления.

Линейная структура  формируется по производственному  признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции.

ЛР — линейные руководители.

Простота структуры  влечет за собой как достоинства, так и недостатки.

Достоинства:

  • оперативность принятия и реализации управленческих решений;
  • относительная простота реализации функций управления;

• четко выраженная ответственность.

Недостатки:

  • разобщенность горизонтальных связей в производственных системах;
  • множество контактов с подчиненными, информационная перегрузка;
  • при большом числе уровней управления удлиняется процесс принятия и реализации управленческих решений;
  • увеличение количества уровней управления при росте организации;

• жесткость структуры.

Область применения:

  • предприятия с численностью до 300-500 человек с высоким уровнем технологической и предметной специализации (металлообработка, оказание однородных услуг, сборка и т. п.);
  • предприятия местной промышленности (изготовление продукции из местного сырья, производство товаров широкого потребления); стабильность внешней среды.

Вопрос 3. ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

 

Линейно-функциональные схемы организационных структур исторически возникли в рамках фабрично-заводского производства и явились соответствующей «организационной реакцией» на усложнение производства и внешней среды. Усложнение производства привело к необходимости углубления специализации управленческих функций. Появились руководители, которые специализировались либо на общих функциях управления (планирование, контроль), либо на функциях, отражающих специфику горизонтального разделения труда (главный технолог, главный конструктор и т. п.). В отличие от линейных руководителей, которые сосредоточили всю власть в своих руках и несут ответственность за деятельность всего управляемого ими объекта (подразделения), функциональные руководители координируют, контролируют и отвечают за результаты выполнения только одной определенной функции, но в рамках предприятия или стратегического бизнес-подразделения.

Линейные подразделения, как правило, осуществляют основную производственную деятельность, функциональные подразделения создаются на ресурсной основе (кадры, финансы, сырье и материалы и т. п.) и тем самым обеспечивают деятельность основных подразделений.

ЛР — линейные руководители.

ФР — функциональные руководители.

В первой половине XX в. линейно-функциональные структуры обеспечивали рост вертикально интегрированных организаций, которые, в конечном счете, превратились в гигантские корпорации. С ростом размеров организации стали давать о себе знать недостатки линейных схем организационных структур,

В целом линейно-функциональные структуры производственных предприятий сыграли очень важную роль в переходе от аграрной ориентации общества к индустриальной и в дальнейшем в развитии технически сложных производств.

Достоинства:

  • высокая компетентность функциональных руководителей;
  • уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных областях;
  • улучшение координации в функциональных областях;
  • высокая эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков;
  • максимальная адаптация к диверсификации производства;
  • формализация и стандартизация процессов;
  • высокий уровень использования мощностей.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"