Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:46, курс лекций

Описание

Лекция 1: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.
ЛЕКЦИЯ 2: ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ В СФЕРЕ МЕНЕДЖМЕНТА
ЛЕКЦИЯ 3: Тема 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
ЛЕКЦИЯ 5: Лекция 5: «Планирование как функция менеджмента»

Работа состоит из  1 файл

Декция 1 полная.doc

— 789.00 Кб (Скачать документ)

Существовавшие  в отечественной практике жестко централизованная система государственного планирования, формализация структур и отсутствие плановой свободы породило стереотип консервативного планового мышления, что в настоящее время нередко приводит к отрицанию плановой дисциплины на предприятиях и утверждению концепции динамической импровизации.

В зарубежной практике в  эффективно функционирующих организациях обычно достигается разумный компромисс между плановой директивой администрации и оперативной импровизацией менеджера. Обеспечивается он, в частности, реализацией перечисленных принципов в плановой деятельности менеджмента.

2. Виды планирования

Планированием на предприятии занимаются специальные плановые органы и менеджеры различных уровней. При организации системы планирования на предприятии решаются три комплекса вопросов: характер и специализация органов планирования, формы координации работ по планированию; характер формализации процессов планирования на предприятии.

Состав и  характер специализации органов  планирования на предприятии определяется двумя основными факторами: уровнем централизации планирования на предприятии и типом общей системы управления.

Результатом процесса планирования в организации  является система взаимосвязанных плановых документов - планов. План - основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

Планы различаются  по:

    • целям
    • периодам планирования
    • уровню;
    • предмету;
    • содержанию;

Каждый вид  планирования отличается составом решаемых задач, используемой информации, планируемых параметров и степенью их детализации, методами выполнения плановых расчетов.

Схема классификации видов внутрифирменного планирования

1. По целевой ориентации различают стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Гольдштейн

Стратегическое  планирование заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегий доведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период 5 и более лет.

Основными признаками стратегического планирования являются:

  • цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы,
  • носитель идеи планирования - высший менеджмент,
  • проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования,
  • горизонт планирования - долгосрочное,
  • охват - глобальный, широкий спектр альтернатив,
  • принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

Отличительными чертами  оперативного планирования являются:

- носитель идей планирования - средние и низшие уровни менеджмента,

- задача планирования - обеспечение относительной надежности  и относительного структурирования,

- горизонт - короткие  и средние сроки,

- глубина - детализация  планов,

- диапазон - ограниченный  спектр альтернатив,

- основа - созданный потенциал.

Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия. Оперативное планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации; имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и пр.

При планировании решается множество проблем, основные причины  которых:

  • особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить),
  • особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей),
  • проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств),
  • проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального),
  • большое число лиц, участвующих в планировании,
  • ответственность (ЛПР принимает на себя ответственность, план же составляют другие),
  • проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки).

2. Период планирования влияет на характер планируемых показателей, степень укрупнения планируемых процессов, состав используемой информации и методы плановых расчетов.

    • Долгосрочное (более 5 лет)
    • Среднесрочное (от 1 до 5 лет)
    • Краткосрочное (до 1 года)

Нередко в  планировании выделяют лишь два периода: текущее ( до года) и перспективное (более года).

3. Уровень планирования. Степень детализации планов находит отражение в разных уровнях планирования. В соответствии с принятой организационной структурой предприятия самостоятельными объектами планирования выступают исполнители - сотрудники организации (индивидуальное планирование деятельности), отдельные проекты (проект - менеджмент), структурные единицы организации (подразделения, службы, отделы, производства, цеха и участки) и организация в целом.

4. Предметный признак характеризует функциональный аспект планирования. В соответствии с принятым разделением труда в организации планирование осуществляется дифференцированно по основным функциональным областям деятельности: маркетинг, производство, финансы, персонал, НИОКР, материально-техническое снабжение и другие предметные области организации.

5. Содержательный аспект в планировании отражается в трех видах плановых расчетов: продуктово-тематическом, ресурсном и объемно-календарном.

Продуктово-тематическое планирование заключается в формировании плана развития организации (плана диверсификации, ликвидационного плана, плана НИР), определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства в организации. На производственной стадии этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ предприятий и цехов.

Ресурсное планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности деятельности организации. Этот вид расчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т.п.

Календарное планирование заключается в планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределения работ по отдельным календарным периодам.

Состав и сочетание различных  видов планов в рамках отдельной организации формируются исходя из принятой в ней концепции планирования.

Наиболее  существенными факторами, определяющими систему планов в организации, являются организационная структура и профиль деятельности организации, состав осуществляемых производственных процессов, уровень кооперации при их выполнении, масштабы и постоянство направлений деятельности.

3. Процесс планирования

Планирование - один из важнейших  процессов принятия управленческих решений на предприятии; состоит из отдельных - этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл.

Обычно выделяют восемь этапов в процессе планирования.

Этап 1. Целеполагание (формулировка мисси и целей). Чего именно вы (или ваша фирма) хотите достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.

Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?

Этап 3. Составление перечня необходимых  действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?

Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой ?

Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?

Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.

Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?

Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости. Контроль как функцию менеджмента обсудим в одном из дальнейших разделов настоящей главы.

Результаты планирования часто оформляют в виде "бизнес-плана".

ИЛИ

Процесс планирования независимо от вида планов распадается на три формальные этапа расчетов:

  • постановка задачи планирования;
  • разработка плана;
  • реализация планового решения.

Этап постановки задачи планирования включает формирование цели и анализ проблемы планирования. Конкретное выражение целей планирования зависит от вида разрабатываемых планов. Анализ проблемы заключается в изучении и сравнении фактически достигнутого или ожидаемого на момент разработки плана состояния объекта планирования с требуемыми целевыми значениями параметров.

Этап разработки плана предусматривает формирование возможных вариантов решения проблемы планирования, прогнозирование возможных вариантов их реализации для организации, оценку вариантов и принятие планового решения.

Этап реализации планового решения заключается в доведении планового решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателей.

 

 ЛЕКЦИЯ 6

Лекция 6. ФУНКЦИЯ  ОРГАНИЗАЦИИ

 

1. СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ  ОРГАНИЗАЦИИ

Одной из общих  функций управления является организация. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации направлена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей, согласование действий отдельных подразделений и сотрудников.

Организация предназначена для выработки целей предприятия, выделения отдельных функций управления, закрепления их за конкретными подразделениями, определения полномочий, обеспечения необходимыми ресурсами и условиями для достижения обозначенных задач. В случае необходимости функция организации призвана совершенствовать организационную структуру предприятия: упразднять ненужные службы и создавать новые подразделения, необходимость в которых обозначилась в связи с изменениями окружающей среды.

Поскольку всю  работу выполняют люди, организация как функция управления позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются ресурсы. Через организаторскую деятельность, т.е. через распределение и объединение задач и компетенций, должно целенаправленно происходить управление отношениями в каждой организации.

Организация —  это средство достижения целей организации.

Из всего множества  значений термина «организация»  в смысле управленческой функции Н.И. Кабушкин выделил следующие:

1. Организация  — это структура системы в  виде взаимоотношений, прав, целей,  ролей, видов деятельности и  других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом.

2. Организация  — это процесс формирования структуры объекта и субъекта управления.

3. Организация  как процесс создания условий  для эффективного функционирования объекта и субъекта управления.

Таким образом, организация не только создает, устанавливает  взаимосвязи и взаимоотношения  в объекте управления, но и формирует аппарат управления, наделяет его полномочиями и обязанностями, определяет его структуру и характер взаимодействия между подразделениями.

Наряду с этим организация обеспечивает условия, необходимые ресурсы и возможности  для эффективной работы объекта и органа управления. Она направлена на координацию деятельности элементов системы управления, ориентированную на достижение целей предприятия. Организация обеспечивает процесс достижения целей, поставленных управлением.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"