Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:21, дипломная работа
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в современном обществе для эффективной деятельности организации нужны грамотные управленцы. Термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Абрамова И.Г. обозначила их синонимами по отношению друг к другу, хотя термин “управление” имеет более широкий смысл [5.С.17]. Кравченко А.И. считает, что управлять – значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов [41.С.7]. С точки зрения Радугина А.А., менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации [26.С.10]. По мнению Кабушкина Н.И. – управление – это комплексное, целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий для творческого, созидательного труда, что в конечном итоге приводит к достижению целей предприятия [30.С.113]. В роли субъекта управления большинство авторов [6,15,32,34,74] видят менеджера. Понятие “менеджер” появилось еще в античной Греции. Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией» [14.С.9].
Введение………..………………………………………………………………………….
1 Теоретические аспекты потенциала современного менеджера…………….………..
1.1. Менеджмент - самостоятельный, профессиональный вид управленческой деятельности…………………………………………………….………………………...
1.2 Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента................
1.3 Профессиональные и личностные требования, предъявляемые к менеджерам……………………………………………………………………………...
2 Анализ профессиональных и личностных характеристик менеджеров в сельскохозяйственной организации ОАО «Ворошиловский»……………………..... 20
2.1. Краткая характеристика ОАО «Ворошиловский» ……………….……………….20
2.2. Анализ и оценка профессиональных и личностных качеств менеджеров ОАО «Ворошиловский»……………………………………………..……………………..…. 21
2.3. Основные недостатки современного образа менеджера сельскохозяйственной организации……………………………………………………………………………... 37
2.4 Разработка мероприятий по совершенствованию личности менеджера ОАО «Ворошиловский»……………………………………………………..………………...
зАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….………
Список использованных источников …………………………………………...…….
Приложение А. ………………………………………………………………………....
Содержание
Введение………..……………………………………………
1 Теоретические аспекты потенциала современного менеджера…………….………..
1.1. Менеджмент - самостоятельный, профессиональный вид управленческой деятельности………………………………………………
1.2 Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента................
1.3 Профессиональные и личностные требования, предъявляемые к менеджерам……………………………………………………
2 Анализ профессиональных и личностных характеристик менеджеров в сельскохозяйственной организации ОАО «Ворошиловский»……………………..... 20
2.1. Краткая характеристика ОАО «Ворошиловский» ……………….……………….20
2.2. Анализ и оценка профессиональных и личностных качеств менеджеров ОАО «Ворошиловский»………………………………………
2.3. Основные недостатки современного образа менеджера сельскохозяйственной организации…………………………………………………
2.4 Разработка мероприятий по совершенствованию личности менеджера ОАО «Ворошиловский»………………………………………
зАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованных источников …………………………………………...…….
Приложение А. ………………………………………………………………………...
Термин “менеджер” трактуется довольно широко, поэтому любое его определение будет недостаточно полным. Ряд авторов [9,12,38,69] считают, что менеджер должен обладать определенными качествами, манерами, умением умело руководить трудовым коллективом, наиболее полно использовать творческие способности каждого из работников, обеспечивая тем самым гибкое реагирование на требования заказчиков. С точки зрения В.Г. Шипунова, руководитель – это не только хороший специалист, но и организатор труда своих подчиненных [66.С.156].
Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Он занимает постоянную должность и в его подчинении всегда находятся люди [52.С.6]. Анализируя труды различных авторов [6,13,14,22,50,55,66] можно сделать вывод, что менеджер – человек планирующий организацию, мотивацию и контроль производства для максимального быстрого достижения целей.
Образ менеджера складывается из профессиональных и личностных качеств, а также из различных функций и ролей, таких как управленец, руководитель, организатор. Роль управленца связана с ответственностью за разработку и реализацию программ функционирования и развития организации, достижение поставленных перед ней целей. Роль руководителя связана с ответственностью за расстановку кадров, правильное понимание и выполнение подчиненными поставленных задач.
Учитывая все вышесказанное, хотелось бы рассмотреть профессиональные и личностные характеристики менеджера и их влияние различных отраслях народного хозяйства.
Целью работы является – совершенствование личностных и профессиональных качеств менеджера сельскохозяйственного предприятия для более эффективного влияния на персонал.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы потенциала современного менеджера
2. Провести анализ профессиональных и личностных характеристик менеджера на сельскохозяйственном предприятии ОАО «Ворошиловский».
3. Разработать предложения по совершенствованию образа менеджера в ОАО «Ворошиловский».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка библиографической литературы, приложений.
В первой главе рассмотрены современные представления о менеджере: основные требования, предъявляемые к эффективным руководителям, их профессиональные и личностные качества, а также ролей менеджера
Во второй главе автором были проанализированы профессиональные и личностные характеристики менеджеров сельскохозяйственного предприятия. Кроме того, автор изучил мнение сотрудников ОАО «Ворошиловский» о существующем руководстве, и выявил основные недостатки современного менеджера данного сельскохозяйственного предприятия. Здесь же автор предлагает мероприятия по совершенствованию образа руководителей сельскохозяйственной организации.
При написании работы были в основном использованы труды таких авторов, как, Веснин В.Р., Кибанов А.Я., Карпов А.В., Морозов, А.В., Нугаев М.А., Максимцов М.М., Старобинский Э.Е., Сотникова С.И., Резник С.Д., а также материалы периодической печати.
1 Теоретические аспекты потенциала современного менеджера
В условиях современной рыночной экономики важнейшее место в анализе путей общественного развития российского общества заняли управленческие процессы [48.С.310]. Вершигора Е.Е. называет главное свойство руководителя в условиях рынка – способность принимать экономически целесообразные решения без инструкций и указаний сверху [15.С.130].
Герчикова И.Н. считает, что управляющий организацией – это самостоятельный вид профессиональных специалистов – менеджеров, главная цель которых – повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение доли и численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации персонала [20.С.473].
Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
-организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
-руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
-руководителю по отношению к подчиненным;
-администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.
Менеджмент это самостоятельный, профессиональный вид управленческой деятельности. Её осуществляет профессиональный работник, который и формально и неформально носит имя менеджер.
Ряд авторов [44,51,54,68,73,80] обозначили главную задачу менеджера организации – обеспечение наиболее полной эксплуатации умственных и физических возможностей сотрудника при минимальных затратах на него. Однако, Бовыкин В.И. предлагает свою точку зрения. Ссылаясь на эффективное развитие менеджмента в стране Восходящего солнца – Японии, он представляет свою трактовку основной задачи руководителя организации – координация и увязывание потенциала, живущего в людях таким образом, чтобы они достигали целей организации, а не противостояли друг другу [12. С.216].
С другой стороны, необходимо отметить, что философия управления – сложное философское, социально-экономическое образование. Так Лилеева З.А. считает, что она включает в себя: социально-психологический климат на предприятии, в трудовом коллективе; взгляды и позиции на управление, хозяйствование; экономическую жизнь собственников, учредителей, акционеров, взгляды и позиции на управление генерального директора; экономическое состояние страны, предприятия; экономическую целесообразность, выражающуюся в терминах – прибыльность, рентабельность, безубыточность [42.С.320]. А для Старобинского Э.Е. сутью философии управления является разработка принципов управления, при которых было бы возможно достижение оптимального экономического эффекта, получение максимально возможной прибыли [57.С.49]. Кибанов А.Я. думает, что при правильной организации дела нужно улучшать качество трудовой жизни [37.С.13].
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле или модели поведения. Например, у Занковского А.Н. модель руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных [27.С.116].
Если учитывать, что научно-технический прогресс приводит к постоянному усложнению процессов управления производством, а ошибки в управлении приводят к негативным последствиям в социальной сфере, экономике, экологии и др., то, по мнению Казначевской Г.Б., хозяйственный руководитель призван сыграть главную роль в повышении эффективности управления на всех уровнях в системе народного хозяйства страны [31.С.69]. Автор работы уверен, что эффективность труда руководителя во многом зависит от стиля его руководства, который может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а также создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. По мнению Гончарова В.И., степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя [21.С.514].
Ряд авторов [11,13,26,54,71,72,81] выделяют общий стиль руководства, который проявляется в научном подходе ко всем общественным процессам, в высокой требовательности, нетерпимости к бюрократизму и формализму в управлении, а также индивидуальный стиль, зависящий от личных качеств руководителя, его характера, темперамента, знаний, опыта, убеждений, способностей. Шипунов В.Г. определил свой перечень предлагаемых стилей управления. Он считает, что в зависимости от конкретной ситуации применяются различные стили руководства и различает три типа руководителей: автократ, демократ, либерал [62.С.46]. Также считает и Радугин А.А., предлагая меньше внимания уделять либеральному стилю управления, т.к. считает его слишком пассивным: руководитель-либерал не принимает активного участия в производственной деятельности подчиненных, что приводит к недовольству подчиненных. Либеральный стиль переходит в попустительство и ведет к конфликтам, дезорганизации и ухудшению трудовой дисциплины [26.С.97].
Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом той модели управления, которую он применяет на практике. Но при этом, он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости от которых модель получает свое конкретное содержание.
Управление персоналом - это комплексное, целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий для творческого, инициативного, созидательного труда для достижения целей предприятия [3.С.42].
Как известно, менеджмент любого предприятия включает два основных аспекта.
Первый - это определение целей организации, разработка мероприятий по их осуществлению и соответственно контроль за результатами. В данном случае менеджмент на решение материально-логических задач, организацию событий на предприятии и управление ими.
Второй аспект предполагает, что руководить предприятием означает также и управлять людьми. В этой связи представляется, что удовлетворение потребностей работающих в организации сотрудников - одна из важнейших целей, залог её эффективной работы. Успех в этом деле обеспечивают функционирование организации, а также жизненные потребности его сотрудников.
Первый и второй аспекты менеджмента тесно связаны между собой, поэтому противопоставлять их или отдавать предпочтение одному из них не имеет смысла. Это связано с целями стратегического менеджмента, потому что руководитель предприятия должен принимать правильные материально-логические решения, с одной стороны, направлять и стимулировать деятельность своих сотрудников на выполнение целей и задач организации -с другой. Т.е. руководство организацией означает также и руководство (управление) людьми как воздействия на отношения сотрудников в направлении выполнения ими поставленных целей.
Каждый менеджер, исполняя свои должностные обязанности, должен обеспечить решение всех вопросов в соответствии с функциональными особенностями. В связи с многообразием форм и методов деятельности нет единой классификации ролевых функций менеджера. Поэтому при разработке таких документов пользуются такой типологией, которая бы объединила в себе всё многообразие и особенности функциональной деятельности менеджера. [5.С95]. Наибольшее признание получила типизация ролевых функций Минцберга, изображенная в приложении А. По его классификации выделяется 10 ролевых функций, которые разбиты на 3 группы:
В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли.
Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Его функции:
- представительство во внешнем мире (фактически может играть
номинальный глава фирмы);
- обеспечение деятельности и мотивация действия людей,
направленные на достижение целей фирмы;