Личность менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:21, дипломная работа

Описание

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в современном обществе для эффективной деятельности организации нужны грамотные управленцы. Термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Абрамова И.Г. обозначила их синонимами по отношению друг к другу, хотя термин “управление” имеет более широкий смысл [5.С.17]. Кравченко А.И. считает, что управлять – значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов [41.С.7]. С точки зрения Радугина А.А., менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации [26.С.10]. По мнению Кабушкина Н.И. – управление – это комплексное, целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий для творческого, созидательного труда, что в конечном итоге приводит к достижению целей предприятия [30.С.113]. В роли субъекта управления большинство авторов [6,15,32,34,74] видят менеджера. Понятие “менеджер” появилось еще в античной Греции. Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией» [14.С.9].

Содержание

Введение………..………………………………………………………………………….
1 Теоретические аспекты потенциала современного менеджера…………….………..
1.1. Менеджмент - самостоятельный, профессиональный вид управленческой деятельности…………………………………………………….………………………...
1.2 Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента................
1.3 Профессиональные и личностные требования, предъявляемые к менеджерам……………………………………………………………………………...
2 Анализ профессиональных и личностных характеристик менеджеров в сельскохозяйственной организации ОАО «Ворошиловский»……………………..... 20
2.1. Краткая характеристика ОАО «Ворошиловский» ……………….……………….20
2.2. Анализ и оценка профессиональных и личностных качеств менеджеров ОАО «Ворошиловский»……………………………………………..……………………..…. 21
2.3. Основные недостатки современного образа менеджера сельскохозяйственной организации……………………………………………………………………………... 37
2.4 Разработка мероприятий по совершенствованию личности менеджера ОАО «Ворошиловский»……………………………………………………..………………...
зАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….………
Список использованных источников …………………………………………...…….
Приложение А. ………………………………………………………………………....

Работа состоит из  1 файл

диплом ЛИЧНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА.doc

— 2.00 Мб (Скачать документ)

-              коммуникатора, создающего возможность надежных непрерывных
контактов между сотрудниками.

Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.

В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

Менеджеры высшего звена фирмы обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы деятельности. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, совершенствующие производственный процесс. Менеджеры низшего звена - мастера находятся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение брака [7.С. 25].

В практической деятельности эти роли функциональной деятельности менеджера и требования к его проф. знаниям воплощаются в общедоступные, понятные всем требования к менеджеру. А именно:

-наличие общих знаний в области управления предприятием,

-компетентность в вопросах технологии и производства,

-владение не только навыками администрирования, но и умение владеть ситуацией на рынке,

-распределять эффективно ресурсы фирмы,

-принятие обоснованных и компетентных решений и организовать их выполнение,

-наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынках,

-умение анализировать деятельность фирмы,

-умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры и особенностей спроса (2,С67).

Но главным требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми (знание своих подчиненных, их способности выполнять конкретную работу, знание условий, на основе которых рабочие связаны с предприятием, защита интересов тех и других на справедливой основе, отстранение неспособных выполнить возложенные функции).

Таким образом, роль менеджеров в организации состоит в том, чтобы:

-  действовать от имени владельцев предприятия

-  устанавливать цели организации

-  достигать этих целей

- поддерживать общие ценности при взаимодействии с другими организациями, клиентами, персоналом и общественностью компания представляет собой нечто большее, чем просто юридическое лицо, занимающееся производством, продажей товаров и оказанием услуг для получения прибыли.

Таким образом, автор выявил основные роли и предпочтения, наиболее часто наблюдаемые у руководителей в ходе реализации своей деятельности.

 

1.3 Профессиональные и личностные требования, предъявляемые к менеджерам

 

 

Для эффективной работы руководителю требуется овладеть совершенным стилем управления и завоевать авторитет среди персонала. Для решения этой задачи Бобышев Р.А. большое значение придает способности руководящего работника к творческой инициативе [11.С.305].

Морозов А.В. считает, что для успешного выполнения административно-организационных и общественно-воспитательных функций руководителя производ­ственного коллектива и менеджера нужно обладать рядом личных качеств:

                  ярко выраженная склонность к организаторской деятельности;

                  способность влиять на других людей силой своего характера;

                  умение выделять главные звенья и твердо следовать поставленной цели

                  способность воспринимать советы и рекомендаций подчинен­ных

                  умение логически рассуждать, разделять проблемы на состав­ляющие, оценивать их и обобщать частные случаи;

                  способность к пониманию сложных ситуаций и обнаружение противоречий в наблюдаемых фактах;

                  самостоятельность и решительность в принятии управленческих решений;

                  способность четко ставить задачи;

                  требовательность,   пунктуальность, честность и способность держать  данное слово;

                  умение объективно оценивать подчиненных и выдвигать их на ответственную работу;

                  способность улавливать новое в науке и практике;

                  развитое творческое воображение, способность прогнозирова­ния, развитая интуиция, хорошая память;

                  коммуникабельность, умение быть лидером по деловым, этическим, эстетическим и гражданским качествам [49.С.217].

По мнению Беляцкого Н.П., успешный руководитель должен обладать такими качествами как: инициативность, ответственность, лидерство, решительность, целеустремленность, упорство [10, С.128].

Автор работы придерживается той точки зрения, что для руководителя исключительно важны такие качества, как  работоспособность, умение её поддерживать и искусство восста­новление своих сил.

Генкин Б.М. выделяет свои требования  к профессиональной компетенции менеджеров, а именно: понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента; знание должностных и функциональных обязанностей менеджера; умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации; владение искусством управления человеческими ресурсами; владение искусством налаживания внешних связей; способность к самооценке [19. С.14].

Руководители российских предприятий и фирм в настоящий момент испытывают трудности, связанные с переходом к новым экономическим отно­шениям. Главная трудность работы руководителя — высочайшие риски внешней среды. По мнению западных ученых, для многих руководителей характерно отсутствие уме­ния достигать компромисса, авторитаризм, недостаточная деловая культура и др. [23,39,46,49]

С точки зрения Базарова Т.Ю.,  менеджер высокого класса должен уметь:  ставить высокие личные цели по удовлетворению потребностей в самовыражении; научно прогнозировать стратегию развития фирмы; формулировать цели коллектива; анализировать, прогнозировать и принимать решения; организовать себя и коллектив [7.С.136].

Веснин В.Р. определил следующие, на его взгляд, самые важные способности и качества руководителя: умение решать нестандартные управленческие проблемы; умение мыслить масштабно; умение обеспечить положительную самоорганизацию управленческой системы и  улучшить функциональную расстановку кадров; умение разбираться в людях и  убеждать. Кроме этого, необходим авторитет у своих подчиненных и организационные способности [16.С.304].

Несомненно, объединение всех  этих характеристик, по мнению Беляцкого Н.П., позволяет определить основные критерии формирования оптимального образа руководителя [9.С.77]

Поэтому, на взгляд Тутушкиной М.К.,  менеджер, обеспечивающий взаимодействие человека и организации, должен знать и постоянно отслеживать, с одной стороны, какие характеристики личности определяют поведение человека в организации и, с другой – какие параметры окружающей среды воздействуют на включение работника в целенаправленную деятельность организации [59.С.418].

Исследования Емельянова Е.Н. показали, что в обобщенном виде понятие руководитель может быть сведено к трем аспектам:

                  принятие решений относительно того, что нужно сделать;

                  налаживание сотрудничества между людьми;

                  обеспечение энергией, необходимой для достижения поставленных целей  [25.С.135].

Автор придерживается мнения о том, что руководство является до некоторой степени искусством. Возможно, по этой причине исследователи не смогли разработать и обосновать теорию эффективной модели руководства, которую  можно было использовать в самых разных ситуациях и самым разным руководителям. Но, по мнению Паркинсона С.Н., если бы этот стиль был выработан, то само руководство потеряло бы всю свою привлекательность, рискованность, превратилось бы в набор стандартных действий и приемов [52.С.214]. Однако, ряд ученых [9,48,56,61,75] пытались создать обобщенную модель качеств менеджера, исходящую из конкретных критериев. Модель представлена четырьмя блоками критериев на рисунке 1.3.1.

Критерий первый. Менеджер – руководитель всех сфер жизнедеятельности коллектива.  Этому критерию соответствует организационно – управленческая классификация Резника С.Д., отражающая общие управленческие требования к менеджеру на таблице 1.3.1.

 

Таблица 1.3.1 - Общие управленческие требования к менеджеру

Ранги

качеств

Группы качеств

Критерии первого уровня

1

Профессиональная управленческая компетенция

Наличие профессиональных знаний и умений в сфере управления производством, людьми. Знание работы в конкретной управленческой должности.

2

Организаторские качества

Взаимоотношение с людьми

3

Деловитость

Отношение к делу

4

Моральные качества

Отношение к нравственности

5

Политическая культура

Отношение к интересам общества, трудового коллектива и личности работника

6

Работоспособность

Способность и продолжительность творческой деятельности

 

 

Критерий второй. Менеджер – руководитель и организатор производства. Фатхутдинов Р.А.  разработал производственную классификацию таких качеств менеджера, как умение управлять производством на таблице 1.3.2.

 

Таблица 1.3.2 - Производственная классификация качеств менеджера

N п/п

Основные блоки требований к руководителю производства

Содержание критерия

Критерии второго уровня

1

Организация эффективной системы управления предприятием

Умение создать и поддержать высокоэффективную систему управления предприятием

Организационно-правовая форма хозяйствования.

Организационно-функциональная структура управления

Информационное обеспечение структуры управления

Организация работы аппарата управления, функциональных служб.

Распределение функций в системе управления

Должностные инструкции.

Организационные процедуры

Система контроля за исполнением решений.

2

Обеспечение стабильного экономического положения производственного коллектива, умение извлечь прибыль экономическими методами

Понимание сущности экономических понятий и показателей, умение влиять на них экономическими и другими методами в условиях рыночной экономики.

Прибыль и рентабельность.

Производительность труда.

Выполнение плана по выпуску законченной продукции.

Материальное стимулирование.

Финансовое состояние, бух учет, налоги.

Умение планировать работу в условиях рыночной экономики.

Экономическая подготовка производства.

Информация о работе Личность менеджера