Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:21, дипломная работа
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в современном обществе для эффективной деятельности организации нужны грамотные управленцы. Термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Абрамова И.Г. обозначила их синонимами по отношению друг к другу, хотя термин “управление” имеет более широкий смысл [5.С.17]. Кравченко А.И. считает, что управлять – значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов [41.С.7]. С точки зрения Радугина А.А., менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации [26.С.10]. По мнению Кабушкина Н.И. – управление – это комплексное, целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий для творческого, созидательного труда, что в конечном итоге приводит к достижению целей предприятия [30.С.113]. В роли субъекта управления большинство авторов [6,15,32,34,74] видят менеджера. Понятие “менеджер” появилось еще в античной Греции. Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией» [14.С.9].
Введение………..………………………………………………………………………….
1 Теоретические аспекты потенциала современного менеджера…………….………..
1.1. Менеджмент - самостоятельный, профессиональный вид управленческой деятельности…………………………………………………….………………………...
1.2 Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента................
1.3 Профессиональные и личностные требования, предъявляемые к менеджерам……………………………………………………………………………...
2 Анализ профессиональных и личностных характеристик менеджеров в сельскохозяйственной организации ОАО «Ворошиловский»……………………..... 20
2.1. Краткая характеристика ОАО «Ворошиловский» ……………….……………….20
2.2. Анализ и оценка профессиональных и личностных качеств менеджеров ОАО «Ворошиловский»……………………………………………..……………………..…. 21
2.3. Основные недостатки современного образа менеджера сельскохозяйственной организации……………………………………………………………………………... 37
2.4 Разработка мероприятий по совершенствованию личности менеджера ОАО «Ворошиловский»……………………………………………………..………………...
зАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….………
Список использованных источников …………………………………………...…….
Приложение А. ………………………………………………………………………....
Критерий третий. Менеджер – руководитель, воспитатель и организатор коллектива людей. А это уже сфера социальная. На этой основе Липатовым В.С. разработана социально-психологическая классификация такого качества менеджера, как умение руководить трудовым коллективом на таблице 1.3.3.
Таблица 1.3.3 - Социально-психологическая классификация качеств менеджера
N п/п | Основные блоки требований к руководителю | Содержание критерия | Критерии второго уровня |
1 | Условия труда | Умение создать необходимые условия труда | Механизация ручного труда. Санитарно-гигиенические условия. Санитарно-бытовые условия. Общественное питание. Режим труда. Охрана труда и техники безопасности. Противопожарная безопасность. |
2 | Жилищно-бытовые условия | Умение обеспечить нормальные жилищно-бытовые условия | Обеспечение жильем, дет. садами и яслями. Обеспечение транспортом. Коммунальное обслуживание. Организация отдыха и лечение. |
3 | Морально-психологический климат | Умение создавать хороший морально-психологический климат в коллективе | Авторитет руководителя, наставничество, умение убеждать, культурно-массовая работа, текучесть кадров, удовлетворенность работой, мотивация персонала. |
4 | Трудовая и исполнительная дисциплина | Умение обеспечить трудовую и исполнительскую дисциплину | Контроль исполнения решений. Требовательность к подчиненным. |
Критерий четвертый. Умение менеджера руководить самим собой. Классификация была разработана казанскими исследователями Башировым А.Я. и Нугаевым М.А. на таблицу 1.3.4.
Таблица 1.3.4 - Умение менеджера управлять самим собой
N п/п | Основные блоки требований к руководителю производства | Содержание критерия |
1 | Личная организованность | Способность жить и работать по системе |
2 | Самодисциплина | Умение держать себя в руках, управлять своим поведением |
3 | Знание техники личной работы | Знание правил и приемов организации личной работы и умение ими пользоваться |
4 | Эмоционально-волевой потенциал | Способность управлять своей волей |
5 | Способность делать себя здоровым | Хорошее состояние здоровья, гигиена умственного труда |
6 | Формирование и реализация жизненных целей | Умение формулировать жизненные цели и добиваться их реализации |
В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку [53.С.139]. Так, Шеметова П.В. говорит о том, что в других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние на подчиненных, а не структурировать условия осуществления их работы [65.С.302]. Со временем те же самые руководители сменят модель поведения из-за изменения характера задач, поставленных перед ними. Изменения могут быть связаны с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации (19, С.34). Поэтому, на наш взгляд, эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному – в зависимости от требований реальности.
Руководителю трудно выбрать образ руководства, удовлетворяющую всех членов подчиненного ему коллектива. Например, Кабаченко Т.С. считает, что стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определится совокупность приемов общения с подчиненными, что позволяет находить наиболее эффективное и правильное решение [29.С.46].
Становление образа управления - это всегда сложный и долговременный процесс. Руководителю требуется много времени для изучения особенностей деятельности организации, а также для оценки профессионального уровня своих подчиненных. Авторы, изучающие управление с точки зрения психологии, делают упор на то, что менеджеру необходимо знать, как уметь подойти к каждому из своих сотрудников, как правильно направить стимулирующее воздействие и наказать в случае необходимости [6,25,36,73,77].
Успешность выбора образа руководства определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, учитывает самооценку своих возможностей, таких как: уровень образования, профессионализм, стаж работы, психологические качества [13.С.66].
Таким образом, образ современного менеджера складывается из профессиональных и личностных качеств, а также из различных функций и ролей, таких как управленец, руководитель, организатор. Роль управленца связана с ответственностью за разработку и реализацию программ функционирования и развития организации, достижение поставленных перед ней целей. Менеджер управляет процессами, т.е. выполняет четыре основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Роль руководителя связана с ответственностью за расстановку кадров, правильное понимание и выполнение подчиненными поставленных задач. Менеджер руководит, приказывает, дает задания и имеет право принимать решения. Руководитель всегда один. Организатор организует работу, материалы, структуры, деятельность, процессы, функции, связи между структурными подразделениями, а также занимается расстановкой различных ресурсов (трудовых, финансовых, технических, информационных).
2 Анализ профессиональных и личностных характеристик менеджеров в сельскохозяйственной организации ОАО «Ворошиловский»
Открытое акционерное общество «Ворошиловский» создано в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Законом Республики Татарстан «О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан», в результате преобразования государственного унитарного предприятия «Совхоз «Ворошиловский»
ОАО «Ворошиловский» входит в Северо-восточную природно-экономи-ческую зону Республики Татарстан. На территории совхоза находятся населенный пункт Бетьки, в котором проживает 5800 человек, в том числе трудоспособных рабочих совхоза 1030 человек.
Местонахождение: РФ, Республика Татарстан, Тукаевский район, село Бетьки. Почтовый адрес: 423877, Республика Татарстан, Тукаевский район, село Бетьки, ул. Гагарина, дом 1. Общество не имеет филиалов и представительств.
ОАО «Ворошиловский» имеет круглую печать со своим полным фирменным наименованием на русском (Открытое акционерное общество «Ворошиловский») и татарском (Ачык акционерлык жемгият «Ворошиловский») языках и указанием места его нахождения, фирменный знак (символику), расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков, таких как Автоградбанк, Камкомбанк.
Учредителем ОАО «Ворошиловский» является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - Минземимущество РТ). Общество является правопреемником ГУП «Совхоз «Ворошиловский», учредительным документом Общества является его Устав.
Основной целью деятельности ОАО «Ворошиловский» является получение прибыли.
Основными видами деятельности акционерного общества являются:
- автомобильные перевозки сельскохозяйственных и других грузов;
- выращивание овощей открытого и закрытого грунта, их переработка, хранение и реализация;
- выращивание племенных нетелей и их реализация;
- производство молока, мяса и зерна;
- производство семя зерновых, овощных культур и их реализация;
- ведение строительно-монтажных работ хозяйственным способом;
- коммерческая деятельность на основе хозяйственных договоров.
Уставный капитал Общества составляет 59 860 000 (Пятьдесят девять миллионов восемьсот шестьдесят тысяч) рублей и состоит из 59 860 000 (Пяти миллионов девятьсот восьмидесяти шести тысяч) обыкновенных именных акций, приобретенные акционерами (размещенные акции), номинальной стоимостью 10 (Десять) рублей каждая. Все акции ОАО «Ворошиловский» являются именными. Форма выпуска акций – бездокументарная.
Руководство текущей деятельностью ОАО «Ворошиловский» осуществляется единоличным исполнительным органом Общества (генеральным директором).
Производственная структура предприятия состоит из: коммерческого отдела; основных цехов: животноводческого, механического, цеха хранения овощей; вспомогательных цехов: овощеводства, зерно производства; кормопроизводства гаража; мастерских и т.п.
Более подробно организационная структура предприятия представлена в Приложении Б.
В реализации аграрной реформы, стабилизации экономики агропромышленного комплекса, особая роль принадлежит кадрам управленческого звена. Сегодня агропромышленному производству требуются новые руководители, в совершенстве владеющие основами рыночной экономики, умеющие глубоко анализировать и прогнозировать результаты финансово-хозяйственной деятельности, способные выжить в условиях глубокого экономического кризиса.
Автором приводилось исследование управленческого персонала ОАО «Ворошиловский». На предприятии работает 1020 человек, из них управленческий персонал - 50 человек.
Структура персонала представлена в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1 - Структура персонала в ОАО «Ворошиловский»
за 2005 - 2007 гг.
Категории занятых (чел)/ года | 2005г | 2006г | 2007г |
Производственный персонал Непроизводственный персонал Управленческий персонал | 887 396 57 | 823 354 55 | 672 298 50 |
ИТОГО | 1340 | 1232 | 1020 |