Лидерство (руководство) в трудовом коллективе торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:16, контрольная работа

Описание

По данной теме, подробно раскрыты основные концепции лидерства и показаны уникальность и значимость работы менеджера, выделены моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.

Содержание

Введение………………………………………………………….....................3
1. Понятие и виды стилей руководства…………………………………..5
1.1. Понятие руководства……………………………………..……..5
1.2. Стили руководства…………………………………………..…..7
1.2.1. Теория Дугласа Мак Грегора…………………………………...8
1.2.2. Исследование Левина…………………………………………..10
1.2.3. Модель Лайкерта………………………………………………..12
1.2.4. Стили руководства по классификации университета Огайо…14
1.2.5. Управленческая решетка Блейка и Мутона…………………...14
2. Факторы, влияющие на эффективность руководства…………………17
3. Обзор теории лидерства в трудовом коллективе………………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

Реферат 3 курс Лидерство (менеджмент).docx

— 87.67 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 

       Реферат. 
 
 
 

       По  курсу: «Менеджмент»

       Тема:  «Лидерство (руководство) в трудовом коллективе торговой организации » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 

                                                           2011г.

 

      Оглавление.

Введение………………………………………………………….....................3

  1. Понятие и виды стилей руководства…………………………………..5
      1. Понятие руководства……………………………………..……..5
      1. Стили руководства…………………………………………..…..7
      1. Теория Дугласа Мак Грегора…………………………………...8
      2. Исследование Левина…………………………………………..10
      3. Модель Лайкерта………………………………………………..12
      4. Стили руководства по классификации университета Огайо…14
      5. Управленческая решетка Блейка и Мутона…………………...14
  1. Факторы,  влияющие на эффективность руководства…………………17
  2. Обзор теории лидерства в трудовом коллективе………………………20

Заключение……………………………………………………………………….25

    Список литературы………………………………………………………………26

 

 

       Введение. 

       Во  второй половине прошлого века после победы промышленной  революции на Западе рыночные отношения  владели  всеми сферами жизни общества.  Как грибы  после  дождя  росли  крупные  фирмы,  требовавшие   большого   числа руководителей высшего и  среднего  уровней,  способных  принимать  грамотные рациональные решения, умевших работать с  большими  массами  людей,  которые были бы свободны  в  своих  поступках.  Поэтому  от  управляющих  требовался высокий   профессионализм,   компетентность,    умение    соизмерять    свою деятельность  с  существующими  законами.  В результате  появляется  группа людей,   специально   занимающихся   управленческой   деятельностью.    Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении  властной рукой. Главной задачей становится кропотливая  организация,  и каждодневное управление   производством   в   целях   обеспечения   наибольшей    прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.

       В настоящее время существует некоторый  минимум различных  характеристик для  современного  менеджера.  Одной   из   характеристик   является   стиль управления персоналом.

       Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом  определяет успех организации, динамику развития фирмы.  От  стиля  руководства  зависят мотивация  работников,  их  отношение  к  труду,  взаимоотношения  и  многое другое. Таким образом, эта область менеджмента  имеет  огромное  значение  в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.

           Организации, добивающиеся  успеха,  отличаются  от  противоположных   им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки  зрения  собственника, подразумевается  либо  индивид  «руководитель»   или   группа   «руководящий состав», либо же  процесс,  т.е.  обладающий  индивидуальными  особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство  и  руководитель являются слова лидерство и лидер.

           Природа лидерства может  быть  лучше  понята,  если  его   сравнивать  с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это  не  одно  и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении  отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу  власти  и источники, ее  питающие.  Лидерство  же,  как  специфический  тип  отношении управления, основывается  больше  на  процессе  социального  воздействия,  а точнее взаимодействия в организации. Этот  процесс  является  гораздо  более сложным,  требующим  высокого  уровня  взаимозависимости  их  участников.  В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие  в  организации последователей, а не  подчиненных.  Соответственно  отношения  «начальник  - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на  управление,  заменяются отношениями «лидер -  последователь».

           По данной теме, подробно раскрыты основные концепции лидерства и  показаны  уникальность  и значимость  работы менеджера, выделены моменты во взаимоотношениях  лидера  и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.

 

       

  1. Понятие и виды стилей руководства.

       Для того чтоб понять, что собой представляет сама суть руководство и его специфика  стилей, более подробно ниже расшифрована характеристика её и характеристика стили.

    1. Понятие руководства.

       Руководство, или лидерство, – способность  оказывать  влияние  на  отдельных  лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

       Прежде  всего, руководство стоит рассматривать как  процесс,  который,  в свою очередь, может быть разбит на отдельные действия и  шаги  руководителя, направленные  на  достижение  промежуточных,   оперативных   целей.   Другим элементом руководства  является  непосредственное  влияние  на  подчиненных, учеников,  друзей  и  т.п.  Наличие  такового  со  стороны одного  человека позволяет  выделить  лидера,  способного  подчинить  себе  остальных  с   их добровольного  согласия.  Такая  готовность  быть  ведомым  может  быть  как осознанной, так и подсознательной. Обычно  человек  готов  идти за  кем-то, подчиняться лишь в случае, если видит в этом те или иные  выгоды  для  себя. Это может быть награда, поощрение, личная выгода и т.д.

       Уровень  подчинения  зависит  от  мотивации,  личных   взаимоотношений, организаторских талантов руководителя, качества руководства.

       Третий  элемент руководства  – обязательное  наличие  последователей  и общей цели,  на  достижение  которой  будут  направлены  совместные  усилия. Личные цели отдельных индивидов заставляют менеджера либо  выполнить  их  во имя решения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели,  то  есть цели индивида в группе должны быть либо подчинены целям  всей  группы,  либо не мешать их достижению. Чтобы ситуация складывалась  именно  так, а никак иначе, руководитель должен применить всю свою энергию и власть.

       Как видно из данного  выше  определения,  конечной  целью деятельности руководителя является достижение целей  организации,  что  он,  естественно, делает не без помощи подчиненных. А привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние  и  побудить  их  к достижению целей организации – это и есть стиль руководства персоналом, о чем дальше и пойдет речь.

       Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на  русский как:

       1) Ведущий, руководитель;

       2)  Корабль,  возглавляющий  группу,  караван судов; 

       3) Спортсмен или спортивная команда,  идущие первыми в соревновании;

       4)  Едущий  впереди  велосипедиста   мотоциклист  (гонка   за   лидером).  

       В менеджменте   лидерство   является   ключевой    ситуационной    переменной, определяется  качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

       Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной  ситуации  сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

       Обязательное  условие  лидерства  -  обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба  от государства и даже  группы  государств  до  правительственных учреждений,  местного самоуправления  или народных  и общественных  групп и движений. Формализованная власть лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех  случаях лидер имеет социальную и психологическую,  эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

       Выделяют  формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности.  Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

       Считается, что идеальным для лидерства  является сочетание двух  основ  власти: личностной и организационной.

       Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения  организационной эффективности.  С  одной  стороны,  лидерство  рассматривается  как  наличие определенного набора  качеств,  приписываемых  тем,  кто  успешно  оказывает влияние или воздействует на  других,  с  другой,  лидерство  -  это  процесс преимущественно не силового воздействия  в  направлении  достижения  группой или организацией своих целей.  Лидерство  представляет  собой  специфический тип  управленческого  взаимодействия,  основанный  на  наиболее  эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение  людей  к достижению общих целей.

       Лидерство  как  тип  отношений  управления  отлично   от   собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь»,  чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует  лидерство в своем поведении.  Продуктивный  менеджер  не  обязательно   является   эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

       Подходы к изучению лидерства различаются  комбинацией  трех  основных переменных, привлекающих внимание  исследователей  по  сей  день:  лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер.  Важную роль при этом играют характеристики и поведение  последователей.  Каждый  из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

       Ранние  традиционные  концепции  предлагали  определять   эффективное лидерство  на основе  либо  качеств  лидера,  либо  образцов  его  поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась.  Эти  концепции,  в конечном  счете,  утонули в бесконечном множестве выявленных  качеств   и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

       Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали  объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е.  через влияние внешних факторов, не  принимая  при этом  во  внимание  лидера  как личность. Новые концепции попытались объединить  преимущества  и достижения как традиционного,  так  и  ситуационноых  подходов.  В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи  с имеющейся ситуации.

    1. Стили руководства.

       Слово «стиль» греческого  происхождения.   Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось  в  значении “почерк”.  Отсюда  можно  считать,  что  стиль  руководства  –  своего  рода “почерк” в действиях менеджера.

       Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в  отношении  с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.

       Наиболее  ранним  подходом  к  оценке  стиля  управления   был   взгляд основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной  теории  лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из  руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных  качеств (уровень интеллекта,  знания,  впечатляющая  внешность,  честность,  здравый   смысл, инициативность, социальное и экономическое  образование  и  высокая  степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у  себя  эти  качества,  то возможно их развитие позволяющее в будущем стать хорошим руководителем.

       В дальнейшем возник другой, поведенческий  подход, который создал основу для более точного определения: стиль управления это относительно  устойчивая система  способов,  методов  и  форм  практической  деятельности  менеджера, привычная  манера  поведения  руководителя  по  отношению   к   подчиненным, нацеленная на влияние  и  побуждения  их  к  достижению  целей  организации. Степень, до которой руководитель делегирует свои  полномочия,  типы  власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих  отношениях  или о выполнении задачи  отражает  стиль  руководства,  характеризующий  данного лидера.

Информация о работе Лидерство (руководство) в трудовом коллективе торговой организации