Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:16, контрольная работа
По данной теме, подробно раскрыты основные концепции лидерства и показаны уникальность и значимость работы менеджера, выделены моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.
Введение………………………………………………………….....................3
1. Понятие и виды стилей руководства…………………………………..5
1.1. Понятие руководства……………………………………..……..5
1.2. Стили руководства…………………………………………..…..7
1.2.1. Теория Дугласа Мак Грегора…………………………………...8
1.2.2. Исследование Левина…………………………………………..10
1.2.3. Модель Лайкерта………………………………………………..12
1.2.4. Стили руководства по классификации университета Огайо…14
1.2.5. Управленческая решетка Блейка и Мутона…………………...14
2. Факторы, влияющие на эффективность руководства…………………17
3. Обзор теории лидерства в трудовом коллективе………………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26
Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства ( оптимальным стилем ( было поведение руководителя в позиции
9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, повышая эффективность своей работы.
Матрица стилей руководства, несомненно является наиболее популярным подходом к изучению стилей руководства. Он является не только удачной комбинацией других исследований на эту тему, но также дает руководителям особую возможность оценить свою позицию и попытаться начать движение в сторону усовершенствования стиля управления.
2. Факторы, влияющие на эффективность руководства.
Процессы руководства и руководитель являются неотъемлемыми элементами организации. Руководство – это доминирующее и направляющее влияние на поведение членов организации для достижения организационных и личных целей, опирающееся на властную позицию и авторитет. На эффективность руководства влияют следующие его компоненты:
• руководитель, обладающий необходимыми для управления людьми качествами;
• властная, командная позиция (руководящая должность), располагающая ресурсами влияния;
• авторитет и связанные с ним отношения неформального влияния;
• группа, подчиненные, обладающие индивидуальными особенностями и находящиеся в системной взаимозависимости и интерактивном взаимодействии;
• общая цель и конкретизирующие ее задачи;
• организация (организационная структура), упорядочивающая и усиливающая руководящее воздействие;
• внешняя среда, в которой осуществляется руководство;
• ситуация, отражающая динамичные, относительно изменчивые во времени факторы, которые влияют на руководство.
• Важнейшим компонентом эффективного руководства является лидерство (от англ. leader – ведущий, вождь). Руководитель, обладающий всеми качествами лидера – идеальный глава организации, способный обеспечить наивысшие достижения. Роли и функции руководителя определяют его место в трудовом коллективе. И. Ансофф указывает четыре основные роли руководителя:
• роль лидера, обладающего высоким авторитетом и способностью влиять на других людей;
• роль администратора – эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;
• роль планировщика – главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее;
• роль предпринимателя – выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом минимизируя его.
Более детально место руководителя в организации раскрывается в следующих десяти ролях:
• "мыслитель" – общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
• "организатор" – координация работы сотрудников;
• "штабной работник" – обработка управленческой информации и составление документации;
• "кадровик" – отбор, расстановка, оценка персонала;
• "воспитатель" – обучение и мотивация персонала;
• "снабженец" – обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
• "общественник" – участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях, работа с общественными организациями;
• "инноватор" – внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
• "контролер" – контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;
• "дипломат" – налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.
Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. Множество конкретных функций руководителя можно объединить в две основные функции: 1) достижение групповой цели; 2) сплочение группы и забота о ее сохранении. Вторая функция имеет глубокое социально-психологическое содержание, оценка и использование которого позволяют существенно повысить эффективность деятельности и авторитет руководителя. В содержание функции сплочения группы входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:
• обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в групповых отношениях;
• оповещение о групповых нормах, правилах игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них;
• защита и ободрение "тихих" членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных;
• предупреждение и разрешение конфликтов;
• защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство;
• развитие здорового коллективизма, взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления к поиску компромиссов;
• всяческая поддержка групповых собраний;
• внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильно понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.);
• мотивация сотрудников;
• инициирование конструктивной критики.
• Функции руководителя выступают, кроме того, мерой оценки его индивидуальных качеств и способностей эффективно работать.
3.Обзор теории лидерства в трудовом коллективе..
В структуре образованных групп четко обнаруживается иерархия статусов их членов, которые определяются разными социально-психологическими факторами. Популярнейший из них входят в состав подгруппы лидеров.
Лидер - это личность, которая пользуется признанием и авторитетом группы и за которой группа признает право принимать решение о действиях в важных ситуациях, быть организатором деятельности группы и регулировать отношения в группе.
Каждый коллектив всегда имеет своего лидера, организатора.
Возрастание и становление коллектива, как уже отмечалось, предусматривает развитие и усовершенствование специализации подчиненных.
Официальное
руководство и лидерство
В группах людей, кроме официального руководства, есть еще и неофициальный лидер.
Вместе с тем, в зависимости от характера деятельности, происходит еще и дифференциация лидеров. В наилучшем разе официальный руководитель объединяет и функции неофициального лидера. В противный - непопулярный руководитель, претендуя на лидерство, будет больше заинтересован не в успеха общей деятельности, а в повышении собственного авторитета, престижа, удаваясь к всяческим средствам, в конце концов, в ущерб общему делу.
Настоящим
лидером коллектива есть тот, кто
благодаря своим личностным качествам
проявляет преобладающее
Сформулируем ряд признаков, которые характеризуют проявление способностей лидера.
1.
По способу организации
2.
По стилю руководства
3. По характеру деятельности - лидер деятельный, что постоянно демонстрирует свои способности; ситуативный лидер, который проявляет себя лишь за определенных ситуаций.
Дифференциация лидеров возможная и по другим признакам.
В коллективе высоко ценят лидера-эрудита, который в значительной мере влияет на повышение интеллектуального уровня членов коллектива с помощью собственных знаний. Эмоциональный лидер создает в коллективе ту или другую эмоциональную направленность, поддерживает эмоциональный тонус. Лидер-виртуоз, что, владея высоким индивидуальным мастерством, тратит много усилий и энергии для обучения и усовершенствования своих коллег в искусстве действия. Такие лидеры в коллективе очень ценятся, поскольку, уча других, они довольно быстро прогрессируют.
Чем более широкий круг задач, которые решает коллектив, тем полнее и разнообразнее его жизни, тем более возможностей для выдвижения из состава коллектива лидеров разного типа.
Надо
сказать и об отрицательном лидере
в коллективе. Такие лидеры противопоставляют
себя руководству и часто вокруг
них группируются отдельные члены
коллектива. Это происходит наиболее
частое при не правильном руководстве
и, естественно, при наличии довольно
сильной личности, которая претендует
на роль лидера. Нужны усиления работы
и взвешенность дои относительно
упрямого претендента на лидерство
для нейтрализации его
Лидер группы может быть официальной, если его предназначен в соответствии с регламентом штатного расписания, которое выполняет положенные на него функции руководителя.
Лидер может быть неформальным, признанной группой стихийно, за его собственные качества и осознание значения тех функций, которые он реализовывает в коллективе, руководствуясь общими интересами.
Для коллектива оптимальным считается такой вариант, если формальный лидер-руководитель одновременно есть и неформальным лидером. При таких условиях его деятельность есть максимально эффективной, более полно обнаруживается психологический потенциал группы.
Информация о работе Лидерство (руководство) в трудовом коллективе торговой организации