Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:52, дипломная работа
В формировании многоукладной аграрной экономики особое место принадлежит личному подсобному хозяйству.
ЛПХ являются наиболее массовой и прогрессивно развивающейся хозяйственной формой производства в агропромышленном комплексе. Они особенно восприимчивы к новым экономическим отношениям и быстро приспосабливаются к рыночной конъюнктуре, так как находятся, с одной стороны, в прямой зависимости от экономического состояния предприятий коллективного сектора, а с другой - от уровня потребности сельских семей в продуктах питания и денежных доходах.
Введение
3
Глава 1.
Личное подсобное хозяйство как элемент аграрного сектора в рыночных условиях
8
1.1.
Возникновение и развитие личного подсобного хозяйства в России
8
1.2.
Проблемы развития и пути совершенствования личного подсобного хозяйства в Иркутской области
16
Глава 2.
Современное состояние муниципального образования «Харёты» и развитие личного подсобного хозяйства
27
2.1.
Анализ социально-экономического положения муниципального образования «Харёты»
27
2.2.
Состояние и проблемы развития личного подсобного хозяйства
30
Глава 3.
Перспективы и основные направления развития личных подсобных хозяйств
44
3.1.
Основные направления развития личных подсобных хозяйств
44
3.2.
Мероприятия по поддержке и стимулированию развития личных подсобных хозяйств
56
Глава 4.
Правовое обоснование
66
Заключение
83
Список литературы
87
Приложения
Падение сельскохозяйственного производства в общественном секторе, увеличение доли расходов на питание, и угроза полуголодного существования вызвали небывалый прилив активности семей в самообеспечении продуктами питания. Личное подсобное хозяйство превратилось из вспомогательного в преобладающий источник получения сельскохозяйственной продукции. Об этом говорят статистические данные последних лет.
Существенный ряд проблем, тормозящих дальнейшее развитие личного подсобного хозяйства, в первую очередь организационно-планового и финансово-экономического плана, разрешение которых требует безотлагательного вмешательства социальных структур федерального и местного уровня.
Права владельцев личного подсобного хозяйства слабо защищены и часто нарушаются, не отрегулированы взаимоотношения личного подсобного хозяйства с государственными структурами, органами местного самоуправления, сельскохозяйственными предприятиями, организациями сервиса, и т.д.
Развитие производства в личном подсобном хозяйстве сдерживается почти полным отсутствием механизации труда. Содержание животных в ЛПХ требует кардинальных изменений, в первую очередь, в отношении переустройства животноводческих помещений для личного подсобного хозяйства с учетом вех нормативных требований (дизайн, соответствующий метраж, микроклимат и т.д.) вместо тех приспособленных сараев, в которых владельцы ЛПХ содержат своих питомцев. В таких модернизированных помещениях отдельные технологические операции возможно механизировать. К ним можно отнести доение, кормление, стрижку животных. Владельцы личного подсобного хозяйства должны иметь возможность приобретать по договорам лизинга недорогую, мобильную технику для производства продукции растениеводства.
В вопросе кредитовании личных подсобных хозяйств существуют большие проблемы. Очень актуально создание кредитных организаций, которые могли бы предоставлять кредиты или займы владельцам личного подсобного хозяйства, по упрощенной системе. Владельцы личного подсобного хозяйства, особенно в традиционных российских деревнях, в основном люди старшего поколения. Нужно вовлечь в эту работу молодежь, и, если это удастся, то может, из их рядов сложится класс крестьян, которые могут вернуть былую славу российского крестьянства[22].
В целях поддержки сельскохозяйственного производства на территории Иркутской области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 90 «О распределении и предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», Законом Иркутской области от 18 декабря 2009 года № 100/66-оз «Об областном бюджете на 2010 год», руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановило утвердить прилагаемое Положение о предоставлении в 2010 году субсидий в целях возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и организациями потребительской кооперации.
Таким образом, прямая адресная поддержка этого важнейшего аграрного сектора со стороны государства. С принципиальным подходом к личному подсобному хозяйству, как к полноценному субъекту экономики, а на региональном уровне – разработка программ и проектов по развитию личных подсобных хозяйств населения с учетом факторов материального, организационного, хозяйственного, экономического и социального характера, свойственного каждому из субъектов Российской Федерации.
Эффективность сельского хозяйства Иркутской области выше, чем в среднем по стране, доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте (ВРП) области превышает 6%, при том что в этом секторе экономики заняты 4% населения Приангарья. Это существенно отличается от среднероссийских показателей: 4% в ВВП и 4,7% занятых. Между тем в настоящее время в сельском хозяйстве Иркутской области сохраняются негативные тенденции, вызванные экономическим кризисом. По итогам 2009 года 160 хозяйств сработали с прибылью, 36 – с убытками, в 2008 году убытки получили всего 9 хозяйств.
Главная проблема агропромышленного комплекса региона связана со сложностями с реализацией зерна, произведенного в 2009 году. Сельхозпроизводителями еще не продано 30 тыс. тонн продовольственной пшеницы и 70 тыс. тонн фуражной.
В 2009 году доля закупок сельхозпродукции местного производства для государственных нужд Иркутской области увеличилась с 16% до 45%. В первом квартале 2010 года эта тенденция продолжилась.
В нынешнем году на поддержку сельхозпроизводства в Иркутской области и социальное развитие села предусмотрено выделение 776 млн рублей из федерального бюджета и 390 млн – из областного, продолжается политика, начатая еще в 2008-2009 годах, по увеличению поддержки малых форм хозяйствования. Прежде приоритет отдавался крупным сельхозпредприятиям. Между тем крупному сельскохозяйственному бизнесу открываются перспективы в связи с началом инвестиционного кредитования АПК: в Иркутской области уже разработано 15 таких инвестпроектов.
Говоря о перспективах развития сельского хозяйства Приангарья, продолжается работа по организации закупа излишков сельхозпродукции у населения (через систему производственно-закупочных кооперативов, которые принимают из личных подворий молоко и мясо), по развитию племенного скотоводства. Есть проекты по производству овощей в закрытом грунте, строительству овощехранилищ и др. Кроме того, в рамках областной программы мер поддержки сельхозпроизводства дизельное топливо на период посевной для сельхозпредприятий будет реализовываться по цене 16 тысяч рублей за тонну, что существенно ниже цен на АЗС[54].
Развитие семейной экономики является одним из важных направлений социально-экономического развития.
Основные его цели:
- повышение уровня занятости на селе;
- увеличение доходов населения;
- пополнение внутреннего рынка товаров и услуг;
- укрепление роли семьи в воспитании детей, через совместную трудовую деятельность;
- поддержка инициативы, самостоятельности граждан.
Домашнее хозяйство – это хозяйство, которое ведется одним или несколькими индивидами, проживающими совместно и имеющими собственный бюджет. Под семейным хозяйством понимается домашнее хозяйство, имеющее какое-либо предприятие (хозяйство) по производству товаров (услуг) или занятое надомным трудом. Которые производят товары, оказывают услуги не только для собственного потребления, но и для продажи за пределами домашнего хозяйства. При этом доходы от указанной деятельности являются основным источником доходов в бюджете семьи.
Исходя из указанных признаков, можно выделить следующие виды хозяйств:
1. крестьянские (фермерские) хозяйства;
2. прочие субъекты малого предпринимательства, занятые производством и переработкой сельхозпродукции, производством товаров и оказанием услуг;
3. личное подсобное хозяйство:
4. граждане, занятые ремесленничеством.
Нами рассматривается личное подсобное хозяйство. Домашнее хозяйство значительно отличается по своему составу, обеспеченности имуществом, и прочим характеристикам все они объединяются в один специфический сектор национальной экономики одной важной функцией – ведением личного подсобного хозяйства.
Личные подсобные хозяйства могут быть классифицированы в следующем порядке:
1. Место расположения личного подсобного хозяйства:
- регион страны;
- природно-климатические условия;
2. Городское или сельское личное подсобное хозяйство:
- личное подсобное хозяйство;
- крестьянское сельское хозяйство;
3. Характер поселения:
- областные центры и крупные промышленные города;
- средние города;
- малые города;
- села и деревни;
4. Демографическая характеристика личных подсобных хозяйств, принадлежащих одному из следующих основных демографических типов семей:
- одиночки трудоспособного возраста;
- полные семьи, в том числе полные семьи без детей;
- полные семьи с одним или двумя детьми;
- полные семьи с тремя и более детьми.
5. Доходы семейного хозяйства:
- среднедушевой доход члена семьи;
- децильная доходная группа (10 % самых богатых, 10 % самых бедных);
- перечень источников дохода с их количественными характеристиками.
6. Трудовой потенциал личного подсобного хозяйства:
- число трудоспособных членов семьи;
- соотношение числа трудоспособных и нетрудоспособных;
- уровень образования членов семьи, жилье, основные производственные фонды личного подсобного хозяйства;
7. Характер жилья:
- общежитие;
- комната в коммунальной квартире;
- отдельная квартира;
- отдельный дом;
- подсобные помещения, гараж и т.д.
8. Уровень обеспеченности основными фондами:
- наличие земельного участка;
- наличие средств механизации труда и сельхозтехники;
- наличие рабочего скота.
В экономике личных подсобных хозяйств, (на уровне микроэкономики) действуют те же законы и применяются те же методы, что и в макроэкономике, т.к. личные подсобные хозяйства являются субъектами микроэкономики. Хотя отмечено, что в данный переходный период, в частности в связи с резкими скачками цен согласно экономическому закону спроса и предложения, должен был бы последовать рост производства и реализации продукции в личных подсобных хозяйствах, однако они, напротив, стали сами больше потреблять своей продукции, а не стремиться ее реализовать.
Люди развивают свои деловые способности, чтобы использовать их с выгодой для себя. Перед тем как создать свое предприятие, нужно выяснить для себя несколько вопросов:
- каким именно видом фермерской деятельности заняться;
- как привлечь внимание покупателей к производимой продукции;
- достаточно ли средств, чтобы начать свое дело и вести его;
- достаточно ли соответствующих знаний, чтобы грамотно вести дело;
- кто будет покупателями продукции;
- какая прибыль будет в первый год работы;
- планируемая конкурентоспособность хозяйства (почему потенциальные покупатели будут приобретать продукцию в данном хозяйстве, а не у конкурентов).
Чтобы рассчитать или, по крайней мере, примерно оценить рентабельность, нужно иметь представление о затратах и доходах.
Перечень необходимых шагов на 1 этапе:
- строительство производственных помещений:
1) земледельческое хозяйство (складские помещения для сушки зерна, и т.д.)
2) овцеводческое хозяйство (помещения для хранения продукции, мостовые весы, система подземных труб, помещения для разливного оборудования, тары, контейнеров, сортировочных машин).
3) животноводческое хозяйство (помещение для содержания животных, система водоснабжения, загородки, системы водоснабжения, цистерны для молока, помещения для дойки, силосные ямы).
Закупка машин и оборудования: тракторы, трейлеры, культиваторы, сеялки, уборочные машины, системы для автоматической подачи кормов, доильные аппараты.
Развитие личных подсобных хозяйств позволяет решать следующие задачи:
- производство дополнительной сельскохозяйственной продукции следует отметить, что продукция, производимая в личных подсобных хозяйствах, отличается более высоким качеством по сравнению с продукцией, реализуемой другими формами сельскохозяйственных предприятий;
- повышение уровня жизни сельского населения путем увеличения доходов, получаемых от реализации излишков сельхозпродукции, а также повышение материального благосостояния семьи за счет улучшения обеспеченности продуктами питания. В бюджете сельских семей доход от личного подсобного хозяйства составляет от 25 до 30 %;
- рациональное использование ресурсов труда и средств производства, труда работников других форм хозяйствования во внерабочее время, труда пенсионеров, домохозяек, инвалидов, подростков, а также хозяйственных построек, денежных средств, принадлежащих сельскому населению;
- трудовое воспитание и профориентация молодежи, формирование у сельской молодежи бережного отношения к земле, природе, формирование таких важнейших качеств в условиях перехода к рыночной экономике, как предприимчивость, трудолюбие, приобретение навыков ведения хозяйства.
Социальное значение личного подсобного хозяйства
Личным подсобным хозяйством занимается 15,5 млн. семей, которым предоставлено 6,5 млн. га земель, в среднем по 0,42 га на семью или 3,3 % сельскохозяйственных угодий от их наличия в стране.
Личное подсобное хозяйство – это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Реализация гражданами этой продукции также не является предпринимательской деятельностью. Это означает, что платить налоги с полученных доходов не надо.
Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок, полученный или приобретенный ими для этих целей. Дополнительной регистрации личного подсобного хозяйства не требуется гражданам, которые имеют на руках только выписку из решения правления колхоза или из приказа директора совхоза о предоставлении им земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, лучше переоформить свои права на землю в соответствии с действующим законодательством в районных регистрационных палатах.