Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:14, дипломная работа
Главные особенности и направления маркетинга в сфере культуры. Спираль развития направлений маркетинговой деятельности в сфере культуры. Составляющие комплекса маркетинга и важнейшие факторы, влияющие на маркетинговую деятельность в сфере культуры.
Введение
ГЛАВА 1. Сущность и значение маркетинга в сфере культуры
1.1 Спрос и предложение на продукты культуры
1.2 Особенности маркетинга в сфере культуры
1.3 Функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры
ГЛАВА 2. Анализ маркетингового управления в учреждениях культуры на примере народного театра «Синяя птица»
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг
2.3 Проблема финансирования маркетинговой деятельности в сфере культуры
ГЛАВА 3. Разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры
3.1 Формирование гибкой организационной структуры службы маркетинга
3.2 Многофакторная модель разработки стратегии рыночного позиционирования театра
Заключение
Список использованной литературы
В мировой практике существуют две основные модели организации маркетинговой деятельности в сфере культуры – американская и французская. Американская модель в большей степени направлена на привлечение индивидуальных, корпоративных и государственных финансовых вложений в некоммерческую организацию. Объектами маркетинга являются друзья учреждения, спонсоры, меценаты, фонды и органы государственной власти.
Французская модель организации маркетинговой деятельности в сфере культуры является противоположной американской. Основное внимание здесь уделяется не привлечению потенциальных спонсоров, а созданию и удовлетворению спроса посетителей.
Общей чертой этих моделей является наличие службы по связям с общественностью, работающей над созданием имиджа организации. Внимание общественности привлекается через СМИ, сотрудничество с другими учреждениями, а также со спонсорами, органами государственной власти, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В
настоящее время в России формируется
промежуточная модель организации
маркетинга в сфере культуры. Ее
отличительной чертой является сочетание
различных элементов из американской
и французской моделей. Многие российские
культурные организации продолжают
советские традиции работы с посетителями,
которые близки к французской
модели. Так как государство уже
не в состоянии полностью
Рассмотренные
выше принципы маркетинга в сфере
культуры раскрывают важную роль данной
деятельности в управлении культурной
организацией. Учреждения культуры, занятые
поиском путей оптимизации
1.3 Функции и задачи
маркетинга в учреждениях
культуры
Под функциями маркетинга следует понимать основные виды маркетинговой деятельности, которые могут быть представлены в следующем виде:
1.
Изучение реального и
Известно, что одним из регуляторов потребительского спроса выступает цена на реализуемый товар или оказываемые услуги. Если несколько производителей предлагают населению один и тот же вид услуг, то покупатель, вероятнее всего, выберет что-то более доступное ему по цене. Но так бывает не всегда. Посетители все чаще «гоняются» не за дешевой ценой, а за качеством оказываемых услуг. Проигрывая в затратах, потребитель выигрывает в комфорте, и это его вполне устраивает.
Два
или несколько учреждений, оказывающих
идентичные услуги населению, практически
всегда находятся по отношению друг
к другу в состоянии
Динамика вкусов, интересов и потребностей потребителей зависит, конечно же, от степени новизны предлагаемых услуг, от их технического оснащения, от яркости и убедительности рекламы и многого другого. Нужны изобретательность, постоянная забота о новизне и качестве оказываемых услуг, об их своевременной модернизации или трансформации, научно-методический поиск, опытно-экспериментальная работа. Практика показывает: никакие ухищрения работников культурных учреждений не помогут, если, например, предлагаемые занятия в студии ведутся по старой методике или если прейскурант цен на услуги не меняется годами.
2.
Поиск и конструирование новых
видов услуг, необходимых для
удовлетворения спроса
Работники
культурных учреждений должны находится
в постоянном поиске и всегда быть
готовыми необходимым образом
3.
Планирование оказания услуг
с учетом спроса потребителей.
Не беда, если по каким-либо
причинам, чаще объективным, возникают
сбои в работе учреждения
4.
Координация и регулирование
деятельности структурных
5.
Реализация (сбыт) услуг, прежде всего
за счет их широкого
Совершенствование
реализации услуг достигается разными
путями, но прежде всего укреплением
материально-технической базы организации,
развитием деловых и
Следует отметить, что забота о благе потребителя и получение прибыли, в принципе, не противоречат друг другу. В условиях культурной деятельности – это лишь две стороны одного процесса. Как не могут, не должны производиться и продаваться товары, могущие нанести вред здоровью потребителя, так не могут оказываться культурные услуги, наносящие вред нравственному здоровью людей. Даже если сомнительные услуги пользуются чрезвычайно большим спросом у потребителя, учреждение культуры должно исходить из своего социального статуса центра воспитания и не вправе идти на поводу у сомнительного свойства потребностей. Яркий пример тому – настоящий видеобум, буквально захлестнувший молодежь боевиками.
Важнейшая составная часть маркетинга – реклама, честная, объективная, не только в яркой форме информирующая потребителей о качествах и свойствах услуг, но и убеждающая те или иные социальные слои и группы в целесообразности их потребления.
В
некоторых случаях могут
6.
Руководство структурными
В
силу малой распространенности маркетинговых
идей и отсутствия специально зафиксированного
опыта маркетинговой
Но
вот что касается собственно производства
услуг, то здесь наши руководители довольно
ясно и четко представляют себе возложенные
на них обязанности. Ведь под их непосредственным
руководством формируются трудовые
коллективы культурных учреждений, ведется
работа с кадрами, разрабатываются
ежегодные бюджеты и сметы
возглавляемых ими домов
Перечисленные обязанности обретают еще более конкретный смысл, когда речь идет о специалисте – маркетологе. Специалист по маркетингу участвует в изучении потребностей и спроса покупателей; разрабатывает мероприятия, направленные на более полное удовлетворение потребностей; продумывает внешнее оформление услуг; обеспечивает реализацию платных услуг и необходимую величину прибыли; продумывает сегментацию рынка; обеспечивает эффективную информацию потенциальных потребителей об услугах.
7. Финансирование мероприятий,