Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:14, дипломная работа
Главные особенности и направления маркетинга в сфере культуры. Спираль развития направлений маркетинговой деятельности в сфере культуры. Составляющие комплекса маркетинга и важнейшие факторы, влияющие на маркетинговую деятельность в сфере культуры.
Введение
ГЛАВА 1. Сущность и значение маркетинга в сфере культуры
1.1 Спрос и предложение на продукты культуры
1.2 Особенности маркетинга в сфере культуры
1.3 Функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры
ГЛАВА 2. Анализ маркетингового управления в учреждениях культуры на примере народного театра «Синяя птица»
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг
2.3 Проблема финансирования маркетинговой деятельности в сфере культуры
ГЛАВА 3. Разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры
3.1 Формирование гибкой организационной структуры службы маркетинга
3.2 Многофакторная модель разработки стратегии рыночного позиционирования театра
Заключение
Список использованной литературы
Проведем
анализ по оценке театральной деятельности
Народного театра «Синяя птица». Будем
проводить анализ по следующим показателям:
посещаемость (% от заполнения зала), количество
концертов, количество абонементов (для
постоянных зрителей предыдущего года
– карта постоянного зрителя),
имиджевая оценка. Для этого необходимо
провести опрос зрителей, приходящих
на спектакли «Синей птицы», по 10-бальной
шкале. Результаты проведенного опроса
приведены на рис. 7.
Рис.
7. Результаты опроса зрителей
Таким образом, средняя оценка театра составляет 6 баллов. Результаты анализа театральной деятельности «Синей птицы» приведены в таблице 5.
Таблица 5. Оценка театральной деятельности Народного театра «Синяя птица» в 2007 году
Характеристика | Количественная оценка |
Посещаемость, % от заполнения зала | 73% |
Количество концертов, шт. | 56 |
Количество абонементов, шт. | 20 |
Имиджевая оценка (результаты опроса слушателей) | 6 |
Согласно истории функционирования театра, можно сделать вывод, что у театра нет постоянного коллектива, и состав его постоянно меняется, так как основными актерами, сценаристами, режиссерами являются студенты Тульского Областного Колледжа Культуры и Искусств. Однако, как уже упоминалось, художественно-постановочной частью заведует выпускница колледжа Л.А. Кирюхина, руководитель театра - народная артистка Туркменистана Л.П. Казакова. Численность Народного театра обычно колеблется от 20 до 40 человек.
На рисунке 8 представлена динамика численности состава Народного театра.
Как видно из диаграммы наименьший состав театра зарегистрирован в 2004 году, количество участвующих в спектаклях было всего 20 человек.
Наибольшая численность театра за последние годы объясняется тем фактом, что театр приобретает все большую известность, о нем пишут в прессе и упоминают на телевидении. Тульские телеканалы ведут широкий обзор культурных мероприятий города и области.
Соответственно,
те, кто не знали о театре или
недооценивали уровень
Рис.
8. Динамика численности состава Народного
театра «Синяя птица».
Организационную
структуру театра можно охарактеризовать
как линейно-функциональную (рисунок
9).
Рис.
9. Организационная структура Народного
театра «Синяя птица».
Линейно-функциональная
структура представляет собой комбинацию
линейной структуры с системой выделения
определённых функций. При линейных
руководителях создаются
Эти штабы могут:
Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями.
Чем крупнее фирма и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами. Преимуществами и недостатками линейно-функциональной структуры можно назвать:
Преимущества:
Недостатки:
Народный театр «Синяя птица» в 2007 году продолжил деятельность по сбору средств на выполнение следующих программ:
-
приобретение новых
- повышение уровня оплаты труда актерам и сотрудникам;
-
расширение гастрольной
Руководитель
Народного театра, как и весь театр,
подчиняются директору
Руководителю
театра отводится самая сложная
и ответственная роль в структуре
управления театром. В его подчинении
находится весь оставшийся состав театра:
руководитель художественно-постановочной
части, актеры, костюмер, декоратор. Он
полностью занимается организацией:
маркетингом, организационно - концертной
деятельностью, всеми юридическими
и экономическими вопросами, ведением
бухгалтерии, продвижением спектаклей
и их проведением, участвует наряду
с остальным коллективом в
создание творческих проектов и творческом
планировании. Актеры, костюмер, декоратор
также подчиняются
2.2
Анализ микросреды
маркетинга и потребителей
услуг
При разработке программы маркетинга необходимо учитывать интересы различных групп (отделов) внутри самой организации.
Маркетинг
рассматривается как
В этом заключается анализ микросреды маркетинга.
Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка.
Одна из концепций комплекса маркетинга (4P) включает 4 составляющих:
Товар (product) – собственно то, что вы собираетесь предложить потребителю. Именно продукт вы потом будете рекламировать, он же является причиной, по которой вы затеяли бизнес. Нужно продумать и понять, в первую очередь для себя, зачем покупателю нужен ваш товар и чем он принципиально отличается от предложений конкурентов. Место (place) – или канал распределения. Ваш товар должен буквально пройти путь от изготовителей к потребителю. Все, кто будет в этом участвовать, и есть этот самый канал (самая простая и распространенная схема: изготовитель – оптовик – розничный торговец – потребитель). Цена (price) – очень важно, чтобы цена вашего товара была продумана со всех точек зрения. В любом случае при ценообразовании следует учитывать не только издержки производства, но и ожидаемый уровень прибыли. Продвижение (promotion) – этот как раз то, с помощью чего потребитель сможет узнать о вашем товаре и осознать, как же плохо ему жилось до этого. По-другому это называется маркетинговая коммуникация. Это реклама, стимулирование сбыта, PR, прямой маркетинг, информация о товаре непосредственно в торговых точках и еще ряд позиций. Обо всем этом мы также будем писать подробнее.
Рассмотрим концепцию 4Р на примере Народного театра «Синяя птица».
Продукт
Товаром в нашем случае является репертуар театра. Спектакли, идущие на сцене «Народного театра», имеют разные жанры. Это и драмы, и трагедии, и комедии, и современные постановки.
Особенностью театра является то, что основные роли в театре исполняют студенты Тульского Областного Колледжа Культуры и Искусств. Соответственно, это чаще молодежные и современные постановки, пронизанные юношеской романтикой и амбициозностью.
Рассмотрим востребованность театральных услуг в нашем городе.
По степени нуждаемости в товаре или услуге выделяются следующие группы потребителей:
По эмоциональному отношению к театру выделяются сегменты:
Место (place) – или канал распределения
В нашем случае каналами распределения спектаклей являются следующие величины:
- известность актеров, занятых в спектаклях,
-
профессионализм режиссера-
- место расположения театра.
Таким образом, получается следующая картина.
Место расположения театра очень выгодное, так как Народный театр расположен в центре города, на главной улице – проспект Ленина.
Художественно-
А
вот известность актеров
Цена (price)
Цена на предоставляемый вид услуг является средней по городу. Тем не менее, цена на билеты в театр не является основным критерием выбора. Кратчайший путь к формированию конкурентного преимущества проходит через те виды деятельности, в которых предприятие зарекомендовало себя лучше всего, а соперники не обладают достаточным опытом и не смогут развиться иначе как за счет высоких затрат или в течение длительного времени. Даже если предприятие не обладает никакими преимуществами, оно должно разрабатывать свою конкурентную стратегию на основе имеющихся ресурсов и приобретенных навыков. Но прежде необходимо изучить конкурентов, их сильные и слабые стороны, сравнить их деятельность с деятельностью Народного театра «Синяя птица».
По
результатам проведенных
Театр юного зрителя является конкурентом отрасли, однако в реальности у нас с ним разные группы потребителей, поэтому мы не будем рассматривать этот театр как конкурентный.
Камерный театр «Два Арлекина» также не является прямым конкурентом нашему театру, так как это театр двух актеров. На наш взгляд основными конкурентами Народного театра являются театр-студия «Риск» и ТАТД им. М. Горького.