Маркетинг в сфере культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:14, дипломная работа

Описание

Главные особенности и направления маркетинга в сфере культуры. Спираль развития направлений маркетинговой деятельности в сфере культуры. Составляющие комплекса маркетинга и важнейшие факторы, влияющие на маркетинговую деятельность в сфере культуры.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Сущность и значение маркетинга в сфере культуры
1.1 Спрос и предложение на продукты культуры
1.2 Особенности маркетинга в сфере культуры
1.3 Функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры
ГЛАВА 2. Анализ маркетингового управления в учреждениях культуры на примере народного театра «Синяя птица»
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг
2.3 Проблема финансирования маркетинговой деятельности в сфере культуры
ГЛАВА 3. Разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры
3.1 Формирование гибкой организационной структуры службы маркетинга
3.2 Многофакторная модель разработки стратегии рыночного позиционирования театра
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг в сфере культуры дипломная работа.docx

— 456.79 Кб (Скачать документ)

     Недостатки:

  • увеличение численности управленческого персонала;
  • увеличение численности персонала занятого маркетингом.

     Региональная структура управления

     На  предприятиях выпускающих продукцию  или услуги, потребляемую многими  регионами, в каждом из которых целесообразно  учитывать специфику потребления  этой продукции, маркетинговые структуры  могут быть организованы по регионам. При организации маркетинга по региональному  принципу торговые агенты могут жить в пределах обслуживаемой территории и работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды. Такая маркетинговая структура чаще всего встречается в крупных децентрализованных фирмах (особенно международных) с обширными рынками, которые иногда разграничиваются на отдельные.

     Достоинства и недостатки

     Маркетинговые структуры могут считаться гибкими  только в том случае, если они  способны менять свои организационные  формы при изменении стратегии  предприятия. Организационные перестройки  могут быть быстрыми и без снижения эффективности работы предприятия, если способность к изменениям заложена в самой структуре.

     Для определения структуры управления маркетингом необходимо провести некоторые  исследования.

     Во-первых, необходимо выявить вопросы, стоящие  перед службой маркетинга и пути их решения. В таблице 17 сформулированы цели службы маркетинга в зависимости от стоящей проблемы. 

     Таблица 17. Цели службы маркетинга

Проблема Цели службы маркетинга
Недооценка  растущей конкуренции Исследовать конкурентов
Отсутствие  имиджа театра Разработать имидж
Слабая  реакция на изменение потребностей Систематическое исследование потребителей
Слабая  работа по рекламе  Разработать рекламную  компанию
 

     По  географическому положению: Народный театр «Синяя птица» расположен в  г. Тула.

     Масштабы  организации: исследуемая организация  относится к мелким.

     Сбытовая  деятельность в нашем случае представлена услугами, которые предлагает театр  – это спектакли. Потребители  – люди, любящие театр и искусство.

     Таким образом, организация предоставляет  услуги непосредственно конечному  потребителю.

     Исходя  из проведенных исследований, построим структуру службы маркетинга Народного  театра «Синяя птица» (рис.16).

     Служба  маркетинга нашего театра должна состоять минимум из 3 элементов: начальник  службы маркетинга, бюро прогнозирования  и планирования маркетинга, бюро рекламы  и Public Relations.

     Как видно из схемы организации службы маркетинга, на фирме используется структура функциональной ориентации. Такой тип структуры является наиболее рациональным в данном случае, так как организация не является крупной и реализует услуги одного наименования.

 

     

     Рис. 16. Организационная структура службы маркетинга 

     Начальник службы маркетинга подчиняется непосредственно  руководителю театра и директору  ТОККиИ. Он координирует и несет  ответственность за работу всей службы в целом. Численность службы маркетинга составляет 3 человека. В идеале состав службы маркетинга должен быть больше, но ограниченное финансирование не позволяет  нам произвести большие денежные траты единовременно.

     1. Бюро изучение рынка, сбыта  и спроса.

     Задачи  бюро изучения рынка сбыта и спроса:

  • сбор и анализ информации;
  • исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса (исследование конъюнктуры рынка);
  • изучение спроса и разработка прогнозов потребности;
  • определение конкурентоспособности услуг театра;
  • исследование потребительских свойств услуг театра и предъявляемых к ним потребительских требований;

     Функции:

  • разработка планов исследования конъюнктуры рынка, потребностей, платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию;
  • анализ и прогнозирование основных конъюнктурообразующих факторов потенциальных рынков сбыта;
  • изучение новых рынков сбыта и новых потребителей;
  • определение динамики значений экономических факторов, влияющих на потенциал спроса на данном рынке;
  • выбор сегментов рынка для обследования, определение необходимой информационной базы, методов исследований (изучение литературных источников, статистических данных, рассылка анкет, личные интервью, опросы по телефону);
  • анализ конкурентоспособности театра, сопоставление потребительских свойств услуг, цены, других показателей;
  • разработка на основе изучения конъюнктуры и емкости рынка прогноза по развитию платежеспособного спроса на новые услуги;
  • увязка и корректировка данных прогнозов с потенциальными возможностями;
  • изучение возможного спроса на выпускаемую продукцию за рубежом;
  • анализ организации сервиса, разработка рекомендаций по повышению качества обслуживания;
  • организация обратной связи с потребителями. Изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению услуг и сервиса, привлечение для этого коммерческих посредников и независимых экспертов. Анализ рекламаций и их влияния на сбыт продукции. Разработка по результатам изучения мнения потребителей и анализа рекламаций предложений по повышению уровня и качества предоставляемых услуг;
  • участие в анализе эффективности рекламы и ее влияния на сбыт и разработка рекомендаций по совершенствованию рекламы;
  • подготовка отчетов, информационных и аналитических материалов по вопросам конъюнктуры рынка и спроса;
  • разработка стратегии маркетинга.

     2. Бюро рекламы и Public Relations.

     Задачи  бюро рекламы и Public Relations:

  • определение наиболее эффективных направлений проведения рекламы с учетом особенностей выпускаемой продукции и конъюнктуры рынка;
  • организация всех необходимых видов рекламы и формирование доверия и уважения;

     Функции:

  • определение совместно со специалистами по изучению спроса и по сбыту объектов рекламы и сегментов рынка, на которых необходимо рекламировать услуги;
  • выбор и применение наиболее эффективных методов проведения рекламы, учитывающей особенности рекламируемой продукции, а также особенности рынка;
  • разработка и представление на утверждение планов проведения рекламных мероприятий и планов проведения рекламных кампаний;
  • организация рекламы при помощи средств массовой информации (газет, журналов, телевидения, радио). Подготовка статей и информационных материалов, сценариев для рекламных роликов, видеофильмов;
  • осуществление прямой почтовой рекламы (плановых и разовых рассылок писем, бандеролей, посылок с информационными материалами);
  • организация участия предприятия в центральных и региональных отраслевых выставках, ярмарках, конкурсах. Подготовка необходимых документов и материалов. Организация выставок;
  • разработка предложений no-формированию фирменного стиля, организация рекламы с помощью фирменных изделий (плакатов, буклетов, афиш, экспресс-информации);
  • подготовка договоров с рекламными агентствами и другими организациями по проведению рекламы;
  • изучение и анализ организации рекламы на аналогичных театрах в стране и за рубежом и разработка предложений по использованию их опыта;
  • составление смет затрат на проведение рекламных мероприятий и осуществление контроля за ее соблюдением;
  • анализ действенности рекламы, ее влияния на сбыт, информированности потребителя. Определение эффективности рекламы.

     Данная  структура более целесообразна  на исследуемом предприятии. Функциональная организация маркетинга базируется на разделение труда по установившимся и вновь возникающим функциям, на специализации работников. Функциональная организация маркетинга обладает высокой  маневренностью благодаря простоте управления.

     Типовое положение о службе маркетинга

     Служба  маркетинга является самостоятельным  структурным подразделением театра, подчиняется непосредственно руководителю театра и руководствуется в своей  деятельности действующим законодательством, указаниями и приказами, утвержденными  планами работ.

     Работа  службы ориентирована на гибкое приспособление всей деятельности театра к изменениям экономической ситуации в России и СНГ, учета требований Потребителей и сочетает в себе комплексные  работы экономического, планирующего, сбытового и исследовательского характера.

     Совершенствование существующих систем управления предприятием должно быть ориентировано на представление  о маркетинге как глобальной функции  менеджмента, приоритет которой  в рыночных условиях определяется тем, что именно эта функция включает решение таких вопросов как:

  • управление качеством;
  • управление ресурсами;
  • регулирование затрат;
  • управление развитием актерского мастерства;
  • развитие молодых талантов;
  • управление охраной окружающей среды.

     Цели  и задачи службы маркетинга.

     Основные  задачи, стоящие перед службой  маркетинга.

     1. Фактический анализ реализации  услуг театра и его основных  конкурентов в групповом и  развернутом ассортименте, включая: 

  • анализ уровня и тенденций спроса, % обеспеченности потребителей, размеров неудовлетворенного спроса, в целом по России и по отраслям (регионам) в отдельности;
  • анализ ценовой, сбытовой, рекламной стратегий и методов стимулирования сбыта, используемых основными конкурентами в целом по России и в конкретных отраслях и регионах, выявление их сильных и слабых сторон;
  • анализ, выявление и прогнозирование тенденций принципиального характера в отраслях и на региональных рынках;
  • анализ возможного финансирования и спонсорства и прогноз возможных тенденций;
  • создание и оперативное ведение баз данных “Потребители” и “Конкуренты”;
  • разработка и формирование кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов по отраслям и регионам и/или сегментам рынка и кварталам;
  • разработка предложений по освоению новых рынков/сегментов рынка и предложений по диверсификации;
  • разработка предложений по освоению новых видов услуг, изменения репертуара, отвечающие запросам новых Потребителей;
  • разработка плана мероприятий по директ-маркетингу и его практическое осуществление;
  • разработка предложений по концепции стратегии достижений целей сбыта и организационных мер по ее осуществлению. Подробная тактика действий и составление графика КТО?, ЧТО?, КОГДА? ГДЕ? делает и ЗА ЧТО? несет персональную ответственность;
  • разработка предложений по созданию/корректировке элементов фирменного стиля, их правильному использованию в оформлении внутренних и внешних помещений предприятия, на выставках, конкурсах и ярмарках, а также во всех используемых средствах рекламы;
  • разработка плана мероприятий по рекламе и паблик рилейшнз, с использованием наиболее эффективных средств рекламы, оперативный анализ эффективности их проведения и, при необходимости, корректировка;
  • разработка предложений по формированию/корректировке положительного имиджа предприятия в сознании Потребителей и единой корпоративной культуры, непосредственное участие в их практическом осуществлении с использованием и средств рекламы;
  • поиск исполнителей/соисполнителей для проведения работ по маркетингу и рекламе среди сторонних организаций, постановка перед ними задач, оперативный контроль и анализ выполненных ими работ;
  • разработка предложений о порядке информационного взаимодействия, между службой маркетинга и другими подразделениями предприятия;
  • разработка предложений по формированию плана маркетинга на текущий период;
  • разработка предложений по совершенствованию организационной структуры с целью эффективного решения задач в соответствии с принятым планом маркетинга;
  • систематизация, анализ и контроль плана маркетинга.

     Общие требования к работнику службы маркетинга:

  • экономическое или техническое образование;
  • профессиональные умения и навыки;
  • стаж работы не менее 1 года;
  • коммуникабельность;
  • исполнительность;
  • инициативность;
  • культура труда и служебная этика;
  • отличное знание своего товара и услуг;
  • знание клиентов и умение их удержать;
  • поиск потенциальных клиентов;
  • способность убеждения;
  • понимание и защита интересов театра, верность своей организации.

     Должностная характеристика специалиста из бюро прогнозирования и планирования рекламы.

     Функции:

  • Исследование процесса предоставления услуги (спектакля);
  • Исследование конкурентов;
  • Исследование потребителей (анкетирование, устный опрос, опрос с использованием технических средств);
  • Определение размера и направлений расходования средств для проведения исследований;
  • Исследование новых и перспективных направлений в театральном искусстве.

     Средства:

  • компьютерное и программное обеспечение;
  • отчеты отдела анализа информации;
  • публикации и информация о товарах и театрах-конкурентах в СМИ;
  • денежные средства, выделенные на исследования.

     Права:

  • право вносить на рассмотрение руководства предложения об улучшении организации процесса исследований;
  • право требовать предоставления необходимой информации от других подразделений организации;
  • право принимать участие в совещаниях, связанных с вопросами «создания» спектакля;
  • право принимать решения в пределах своей компетенции.

     Обязанности:

  • своевременная подготовка отчетов о результатах исследований;
  • предоставление полученных результатов исследований руководству и другим подразделениям предприятия;
  • непревышение отведенных на исследование средств;
  • согласование наиболее важных вопросов с руководителем службы маркетинга (например, привлечение дополнительных средств для исследований);

Информация о работе Маркетинг в сфере культуры