Маркетинг в сфере культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:14, дипломная работа

Описание

Главные особенности и направления маркетинга в сфере культуры. Спираль развития направлений маркетинговой деятельности в сфере культуры. Составляющие комплекса маркетинга и важнейшие факторы, влияющие на маркетинговую деятельность в сфере культуры.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Сущность и значение маркетинга в сфере культуры
1.1 Спрос и предложение на продукты культуры
1.2 Особенности маркетинга в сфере культуры
1.3 Функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры
ГЛАВА 2. Анализ маркетингового управления в учреждениях культуры на примере народного театра «Синяя птица»
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг
2.3 Проблема финансирования маркетинговой деятельности в сфере культуры
ГЛАВА 3. Разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры
3.1 Формирование гибкой организационной структуры службы маркетинга
3.2 Многофакторная модель разработки стратегии рыночного позиционирования театра
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг в сфере культуры дипломная работа.docx

— 456.79 Кб (Скачать документ)

     После выявления конкурентов, необходим  их анализ, который поможет провести детальный анализ преимуществ и  недостатков Народного театра по сравнению с непосредственными  конкурентами. Это поможет понять, в чем заключается преимущество Народного театра, которое можно  будет подчеркнуть в рекламе, при продвижении театра и продаже  билетов. Кроме того, зная слабые стороны, можно найти способы преодолеть их.

     Оценка  основных конкурентов Народного  театра приведена в таблице 10. Характеристики, которые можно оценить количественно, будут приведены в абсолютных единицах. Неколичественные характеристики будут приведены в относительных единицах от 0 до 1. 

     Таблица 10.Оценка конкурентов

 
Конкурентные  характеристики Народный театр  «Синяя птица» ТАДТ им. М. Горького Театр-студия «Риск»
1 Количество  зрительских мест 100 729 1000
2 Репертуар (разнообразие) 0,75 1 0,75
3 Профессионализм актеров 0,7 1 0,6
4 Цена на билеты 0,7 1 0,6
5 Известность (узнаваемость) 0,6 1 0,7
6 Уровень сервиса (продажа программ, буфет, фойе) 0,7 1 0,7
7 Комфортность  зала 0,85 1 0,85
 

     Таким образом, ТАДТ им. М.Горького находится, так скажем вне конкуренции, так  как является государственным театром  с многовековой историей, и имеет  все необходимое для функционирования. Поэтому проведем расчет индекса  конкурентоспособности театра «Синяя птица», сравнив его с основным конкурентом – театром-студией  «Риск». Необходимые данные приведены  в таблице 11.

     Индекс  конкурентоспособности товара определяется по формуле: 

       

     где n – количество оцениваемых параметров;

     aj – вес параметра (значимость); 

 

      Таблица 11. Данные для расчета индекса конкурентоспособности

Параметр Народный театр  «Синяя птица»Iанал.т Театр-студия «Риск»Iобр Вес параметра, aj Индекс параметра,

ij= iанал.т / iобр

Количество  зрительских мест 0,25 1 0,1 4
Репертуар (разнообразие) 0,65 0,75 0,15 0,87
Профессионализм актеров 0,7 0,6 0,2 0,8
Цена  на билеты 0,6 0,75 0,2 1,17
Известность (узнаваемость) 0,6 0,75 0,2 0,8
Уровень сервиса (продажа программ, буфет, фойе) 0,6 0,7 0,12 0,87
Комфортность  зала 0,85 0,85 0,13 1
 

     ij – индекс параметра, определяется по формуле: ij= iанал.т/ iобр,

     iобр – величина параметра образца,

     iанал.т – величина параметра анализируемой услуги.

     J = 0,4 + 0,15*0,87 + 0,2*0,8 + 0,2*1,17 + 0,8*0,2 + 0,87*0,12 + 0,13 = 0,4 + 0,13 + 0,16 + 0,2 + 0,16 + 0,1 + 0,13 = 1,28.

     Следовательно, наш театр не конкурентоспособен по отношению к театр-студии «Риск».

     Основными конкурентными «проигрышами» являются отсутствие узнаваемости и уровень  сервиса. Именно эти параметры можно  изменить в лучшую сторону, используя  маркетинговые стратегии.

     Продвижение (promotion)

     На  сегодняшний момент у театра существуют два канала распространения информации. Первый из них - студенты колледжа, которые рассказывают своим знакомым о постановках и деятельности театра. Второй – это постоянные зрители, которые распространяют информацию о театре также через своих знакомых.

     Кроме того, потенциальными зрителями театра становятся школьники и их родители, в чьих школах Народный театр «Синяя птица» проводил выступления на праздниках. Это говорит, о том, что у Народного  театра нет специально направленных каналов распределения, которыми могут  служить реклама в средствах массовой информации.

     Проведем  сегментацию потребителей театральных  услуг.

     На  поведение покупателей оказывают  влияние следующие основные группы факторов:

  • факторы культурного уровня (культура, социальное положение);
  • социальные факторы (семья, референтные группы);
  • факторы личного порядка (возраст, род занятий, экономическое положение, образ жизни);
  • психологические факторы (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения).

     Процесс принятия решения о покупке товара или услуги у потребителей протекает  через ряд этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку.

     Чтобы определить потребность в театре у жителей нашего города, необходимо также провести опрос путем анкетирования. Опрос проводился в торговом центре «Метро» по адресу пр. Ленина, 41, а  также в местах распространения  билетов в театры города Тулы.

     По  возрастной категории зрители, приходящие в театр, расположились следующим  образом (рис. 10).  

     

     Рис. 10. Возрастные категории зрителей

 

      По поведенческим признакам сегментации  рынка классифицируют потребителей по их поведению на рынке.

     По  мотивам совершения покупки или  услуги (поиска выгод) можно выделить следующие группы потребителей с  ориентацией на:

  • низкие цены - 25%;
  • высокое качество - 30%;
  • уровень сервиса - 20%;
  • приверженность к определенному театру- 25%.

     Полная  полученная характеристика зрителя, приходящего  в Народный театр, дана в таблице  11.

     Каждый  спектакль и репертуар имеет  своего зрителя. Статистика говорит  о том, что посетители Народного  театра предпочитают современные постановки. Большой популярностью также пользуется детский репертуар - инсценирование мультфильмов, сказок. Классика, как известно, всегда в моде.

     Рассматривая  зрителей в зависимости от расположения в зале, стоит отметить, что на первых рядах располагаются люди среднего возраста и старше. Первые ряды зала обычно полностью заполнены. Это говорит о том, что цена на билеты в Народный театр невысока, так как именно эти места самые высокооплачиваемые. Средина зала заполняется семьями с детьми (на детских спектаклях), а также молодежью. Последние места чаще всего посещает молодежь города, включая самих студентов училища.  

     Таблица 11. Характеристика зрителей, посещающих театры г. Тулы

Характеристика  зрителей Результат опроса
Возраст 20-45 лет
Пол женский
Семейное  положение 50/50 (есть или  нет семьи)
Доход до 15000 руб. на человека
Сфера деятельности Образование, сфера  услуг
Жилье Большинство имеют  свое жилье
Образование Имеют или получают в данный момент
Откуда  знают о театре Большинство от знакомых
 

     Проведем  анализ ситуации, которая сложилась  на рынке театральных услуг за последние три года. Рассмотрим таблицу 12, в которой представлена динамика цен и объем продаж спектаклей. 

     Таблица 12. Динамика товарооборота, объемов продаж и цен на театральные услуги

Период V продаж, тыс.шт. цена  за единицу, руб. Товарооборот цепные  темпы роста
v продаж цена Товаро

оборот

2004 3850 0,45 1732,5 - - -
2005 4005 0,7 2803,5 104,03% 155,56% 161,82%
2007 4150 0,8 3320 103,62% 114,29% 118,42%
 

     

     Рис. 12. Изменение объемов продаж от цены 

     На  всем промежутке исследуемого периода  объем продаж и товарооборот имел устойчивую тенденцию к росту с примерно равными темпами прироста. Цены увеличивались незначительно, вероятно, это было обусловлено влиянием инфляции. Зависимость изменения объема продаж от цены не просматривается. Поэтому обстановка за исследуемый период складывается довольно положительно для нашего театра – увеличивается товарооборот при повышении уровня цен.

     Тенденцию увеличения объемов продаж можно  смоделировать, рассчитав уравнение  тренда (рис. 13).

 

     

     Рис. 13. Моделирование линии тренда 

     Таблица 13. Расчет тренда продаж

Периоды V продаж ti' ti' 2 ti' * yi Yi (Yi-yi)2
1 3850 -1 1 -3850 3769,2 6528,64
2 4005 0 0 0 3806,7 39322,89
3 4150 1 1 4150 3821,7 107780,9
Всего 12005    2 300 11397,6 153632,4

Информация о работе Маркетинг в сфере культуры