Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:32, курсовая работа
Роль менеджмента в современной практике управления предприятием переоценить невозможно. Каждый управляющий работник должен обладать знаниями и навыками искусства управлять, т.е. менеджмента.
«Менеджмент» - слово английского происхождения и дословно обозначает управлять. Понятий менеджмента существует огромное множество, т.к. на любой стадии развития организации мы имеем дело с различными уровнями менеджмента.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Механизмы менеджмента…………...........................................................4
1.1. Содержание, особенности и процесс управленческого труда…….4
1.2. Менеджер как субъект управления…………………………….….13
1.3. Виды управления как одна из категорий менеджмента………….15
1.4. Методы управления………………………………………………...17
2. Функции управления как категория менеджмента……………………20
3. Понятие и характеристика принципов управления…………………...27
4. Анализ основных категорий управления на предприятии……………28
4.1.Общая характеристика и организационная структура ООО ТД «Южный………………………………………………………………….29
4.2. SWOT- анализ кадрового менеджмента на предприятии………..37
4.3. Основные проблемы в системе управления персоналом на предприятии……………………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………………44
Список используемой литературы……………………………………….47
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО
«Челябинский государственный педагогический университет»
Региональный институт педагогического образования и дисциплинарного обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ
Выполнила студентка 3 курса
Научный руководитель
Дата сдачи: ____________
Дата проверки: _________
Оценка: _______________
2009 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Механизмы менеджмента………….....
1.1. Содержание, особенности и процесс управленческого труда…….4
1.2. Менеджер как субъект управления…………………………….….13
1.3. Виды управления как одна из категорий менеджмента………….15
1.4. Методы управления…………………………………
2. Функции управления как категория менеджмента……………………20
3. Понятие и характеристика принципов управления…………………...27
4. Анализ основных категорий
управления на предприятии……………
4.1.Общая характеристика и
организационная структура ООО ТД «Южный………………………………………………………………
4.2. SWOT- анализ кадрового менеджмента на предприятии………..37
4.3. Основные проблемы в системе
управления персоналом на предприятии…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….47
Введение
Роль менеджмента в современной практике управления предприятием переоценить невозможно. Каждый управляющий работник должен обладать знаниями и навыками искусства управлять, т.е. менеджмента.
«Менеджмент» - слово английского происхождения и дословно обозначает управлять. Понятий менеджмента существует огромное множество, т.к. на любой стадии развития организации мы имеем дело с различными уровнями менеджмента.
В общем, менеджмент можно представить как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей.
Следовательно,
как и любая другая наука
менеджмент обладает основными
категориями, которые и
Можно сказать, что категории менеджмента – это общие и наиболее устойчивые понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией.
К основным категориям менеджмента относятся:
При написании данной курсовой работы моя основная задача – раскрыть сущность, взаимосвязь и способы реализации каждой из основных категорий менеджмента.
1. Механизмы менеджмента
1.1. Содержание, особенности и процесс управленческого труда
Управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности, как отдельных участников совместного трудового процесса, так и коллектива в целом [ 2 ,с.163].
По сути, это
планомерная деятельность работников
административно-
Управленческий труд имеет свои специфические особенности:
Схема 1
Схема управленческого труда
Рационализация
управленческого труда
В основе рациональной
организации труда лежат
Все эти принципы дополняют друг друга.
Рациональная организация труда аппарата управления базируется на общих принципах, осуществление которых строится по следующим направлениям:
2. Организация
и ее хозяйственная
Объект управления – социальная, техническая и экономическая подсистемы, через посредство которых осуществляются процессы получения, распределения и перемещения товаров и услуг [ 6 , с.46].
Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров. Из всего многообразия определений понятия «организация» можно выделить следующие:
Схема 2
Элементы организации
Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач [ 7, с.86].
Признаки, характеризующие организации:
Жизненный цикл
системы – это время от момента
обоснования необходимости ее создания
до момента наступления
Основные фазы жизни организации
Фаза 1 Фаза 2 Фаза 3 Фаза 4 Фаза 5
Фаза 1 – рождение организации (определение главных целей, заключающихся в выживании; кризис стиля руководства (руководство одним лицом); основная задача – выход на рынок; организация труда – стремление к максимальному увеличению прибыли)
Фаза 2 – детство и юность (главная цель – кратковременная прибыль и ускоренный рост; выживание за счет жесткого руководства; основная задача - укрепление и захват своей части рынка; организация труда – планирование прибыли, увеличение жалования и заслуг)
Фаза 3 – зрелость (главная цель – системный, сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа; эффект руководства за счет делегирования полномочий (децентрализованное руководство); основные задачи – рост по разным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных интересов; организация труда – разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат)
Фаза 4 – старение организации – высшая ступень зрелости (главная цель – сохранить достигнутые результаты; в области руководства эффект достигается за счет координации действий; основные задачи – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибыли)
Фаза 5 – возрождение организации (главная цель – обеспечение оживления по всем направлениям; ее рост за счет коллективизма; главная задача – омоложение; в области организации труда – внедрение НОТ, коллективное премирование)
Жизнедеятельность организаций протекает точно так же, как и общества, подчиняясь действию законов, частных, общих и универсальных:
Законы организации проявляют себя не сиюминутно, ежечасно, мгновенно. Проходит значительный период времени, прежде чем руководители начинают осознавать, что ряд их управленческих действий привел к противоречию определенным законам.
Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам. Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики.
Схема 3
Характеристики организаций
В каждом трудовом коллективе наряду с формальной структурой взаимоотношений существуют и неформальные отношения между членами коллектива.
Группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации, называются формальными группами.
Стихийно образовавшиеся группы людей, вступивших в регулируемое взаимодействие для достижения определенных целей, признаются неформальными группами.
Причины вступления в неформальную группу:
Организация имеет свою внешнюю и внутреннюю среды.
Внешняя среда организации – набор ситуационных факторов внешнего мира, влияющих на успешность действий организации. Организация является открытой системой, поэтому ее внешнее окружение все больше становится источником проблем [ 8 , с.267].
Факторы прямого воздействия: поставщики сырья и материалов, инвесторы, источники трудовых ресурсов, законы и правительственные учреждения, потребители и конкуренты.
Факторы косвенного воздействия: тенденции развития технологий под влиянием достижений науки и техники, общее состояние экономики, политическая обстановка, социокультурные факторы, отношения с собственностью.
Все факторы внешнего окружения взаимозависимы и взаимодействуют между собой. Под сложностью внешнего окружения понимают число и разнообразие внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать. Подвижность среды характеризуется скоростью, с которой происходят внешние изменения. Неопределенность среды зависит от количества (объема) и достоверности информации по каждому фактору.
Внутренняя среда организации – набор ситуационных факторов внутри организации, определяющих условия и возможности ее деятельности. Внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений [ 8 , с.268].