Менеджмент как искусство управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:32, курсовая работа

Описание

Роль менеджмента в современной практике управления предприятием переоценить невозможно. Каждый управляющий работник должен обладать знаниями и навыками искусства управлять, т.е. менеджмента.
«Менеджмент» - слово английского происхождения и дословно обозначает управлять. Понятий менеджмента существует огромное множество, т.к. на любой стадии развития организации мы имеем дело с различными уровнями менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Механизмы менеджмента…………...........................................................4
1.1. Содержание, особенности и процесс управленческого труда…….4
1.2. Менеджер как субъект управления…………………………….….13
1.3. Виды управления как одна из категорий менеджмента………….15
1.4. Методы управления………………………………………………...17
2. Функции управления как категория менеджмента……………………20
3. Понятие и характеристика принципов управления…………………...27
4. Анализ основных категорий управления на предприятии……………28
4.1.Общая характеристика и организационная структура ООО ТД «Южный………………………………………………………………….29
4.2. SWOT- анализ кадрового менеджмента на предприятии………..37
4.3. Основные проблемы в системе управления персоналом на предприятии……………………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………………44
Список используемой литературы……………………………………….47

Работа состоит из  1 файл

менеджмент как искусство управления.doc

— 330.50 Кб (Скачать документ)

Препятствия в  области рекламы заключаются  в следующем. Реклама должна быть направлена на конкретного потребителя  продукции, но в данном случае это  очень сложно выполнить. Так как ООО ТД «Южный» является посредником между прямыми производителями продукции и магазинами и оптовыми рынками. Следовательно, прямого контакта с потребителями, покупающими эту продукцию нет. Как же тогда возможно воздействовать на его выбор, если мы не контактируем с ним?

Еще одной проблемой  является, то что ООО ТД «Южный»  является одним из покупателей данных товаров  у производителей, наравне  с ним приобретают данные товары и другие компании – посредники. Следовательно, рекламируя продукцию, приобретаемую ООО ТД «Южный», мы рекламируем товары и своих конкурентов.

Разработка  и осуществление рациональной и  эффективной рекламной кампании, стимулирующей оптовиков покупать товары именно у нас, а конечных потребителей приобретать продукцию именно в магазинах наших оптовиков основная цель деятельности службы маркетинга.

 

 

4.2. SWOT- анализ кадрового менеджмента на предприятии

 

Для характеристики предприятия большое значение имеет SWOT-анализ деятельности ООО ТД «Южный».

SWOT-анализ позволяет выявить слабые и сильные стороны предприятия, возможности и угрозы для предприятия во внешней среде (табл. 18).                                                                                                                 Таблица 4

SWOT-анализ ООО ТД «Южный»

Слабые стороны

Сильные стороны

  • Полное отсутствие системы обучения и повышения квалификации персонала
  • Отсутствие элементов корпоративной культуры
  • Отсутствие системы морального (нематериального) стимулирования персонала
  • Высокая сплоченность коллектива;
  • Высокий моральный дух в коллективе;
  • Хорошо организованная система материального стимулирования персонала с помощью заработной платы и премий.

Возможности

Угрозы 

  • Развитие эффективной корпоративной культуры
  • Повышение общего образовательного уровня рабочей силы;
  • Увеличение доли квалифицированных сотрудников на рынке труда
  • Недостаток квалифицированной рабочей силы
  • Снижение общего уровня образования на рынке труда;
  • Повышение цены на рабочую силу, т.е. средней заработной платы

Из проведенного анализа видно, что все основные слабые стороны ООО ТД «Южный» заключаются в неправильной организации системы управления персоналом, т.е. кадрового менеджмента в компании. ООО ТД «Южный» является прибыльным предприятием, но его руководители не учитывают основной фактор, определяющий производство – человеческие ресурсы.

Если руководство  ООО ТД «Южный» не будет развивать  систему кадрового менеджмента, то перед предприятием возникнет  основная угрозы – потери доли рынка  ввиду снижения качества работы.

 

4.3. Основные проблемы в системе управления персоналом на предприятии

 

Численность работников организации составляет  приблизительно 500  человек. Изменения в структуре работников за 2005-2006 гг. представлено в табл. 5.

Таблица 5

Динамика структуры  персонала ООО ТД «Южный».

Статус сотрудника

2005 г.

2006 г.

Динамика, чел.

Количество, чел.

Доля в общей  численности, %

Количество, чел.

Доля в общей  численности, %

Рабочие

Служащие 

345

158

68,6

31,4

372

164

69,4

30,6

+27

+6

Всего

503

100

536

100

+33


Графически  изменения в структуре персонала ООО ТД «Южный» можно представить следующим образом (рис. 5).

Рис. 5. Динамика персонала за 2005-2006 гг.

Ассортимент реализуемой  продукции ООО ТД «Южный» весьма широк, а также данная продукция отличается высоким качеством, которое зависит напрямую от поставщиков.

Для поддержания  высокого рейтинга предприятия необходима качественная рабочая сила. Поэтому  важнейшим фактором эффективной  работы предприятия является непрерывная  переподготовка персонала. Между квалификацией работников и эффективность их труда существует прямая зависимость: чем выше его разряд, тем выше производительность его труда. На выполнение одной и той же работы у квалифицированных работников уходит значительно меньше времени, чем у менее квалифицированных. Более квалифицированные работники быстрее и эффективнее осваивают новую технику, технологию, методы организации труда.

Однако в  ООО ТД «Южный» отсутствует система  образования работников, каждый может  добровольно и за свой счет обучиться, но руководство не контролирует процесс повышения квалификации персонала.

Значение обучения и переподготовки кадров на предприятии  широко признано во всем мире. Существует ряд причин, вызывающих необходимость  обучения и переподготовки на ООО ТД «Южный»:

  • Давление конкурентов требует сокращение затрат, а следовательно большего эффективного использование трудовых ресурсов;
  • Технические изменения, требующие овладение новейшими знаниями;
  • Подготовка работников к занятию более высокой должности;
  • Развитие потенциала работников;
  • Обучение новых работников.

Обучение также  требуется и полезно в следующих  трех основных случаях:

  • Когда работник поступает на предприятие;
  • Когда работника назначают на новую должность или поручают новую работу;
  • Когда проверкой установлено, что у работника не хватает определенных знаний и навыков.

На ООО ТД «Южный» применяется несколько  форм подготовки персонала:

  • Индивидуальная на рабочем месте – каждому обучающемуся прикрепляются высококвалифицированные работники или мастер, которые его и обучают;
  • Коллективная или индивидуальная вне рабочего места – сотрудники направляются на курсы либо в другие образовательные учреждения (колледжи, институты и т.д.), обучение происходит либо с отрывом от производства. Либо без отрыва от производства (вечерняя и заочная формы), оплата производится совместно предприятием и работником (50/50).

Постоянная  потребность предприятия в повышении  теоретических знаний заставляет планомерно вести подготовку кадров и повышать их квалификацию.

Давление конкурентов требует сокращения затрат, а следовательно и более эффективного использования трудовых ресурсов. С этой целью на ООО ТД «Южный» прошли переподготовку многие работники (табл. 6).

Таблица 6

Сотрудники, прошедшие  переподготовку в 2004 -2005 г.

Статус сотрудника

2004 г.

2005г. 

Динамика, чел.

Работники

15

20

+5

Служащие 

6

12

+6


 

Технические изменения, требующие овладения новейшими  знаниями и нехватка достаточно квалифицированных  работников требуют от предприятия  дальнейшего планирования по переподготовке кадров.

В 2006 г. планируются  следующие мероприятия по повышению  квалификации персонала ООО ТД «Южный» (табл. 7).

 

Таблица 7

Мероприятия по повышению квалификации сотрудников  ООО ТД «Южный»

Должность

Количество  обучающихся, чел.

Место и вид  обучения

Руководящие работники

2

Курсы повышения  квалификации

4

Обучение в  ВУЗе

Руководители  среднего звена

3

Обучение на рабочем месте

2

Обучение в  ВУЗе

Рабочие

10

Курсы повышения  квалификации

Всего

21

-


 

Финансовые  и экономические трудности не позволяют ООО ТД «Южный» принимать на работу новых работников и увеличивать штат. Поэтому дирекция предприятия старается создать условия, благоприятные для обучения всех работников, т.к. от этого зависит производительность труда качества продукции, экономия материальных ресурсов. Поэтому своевременная и высококачественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала является важнейшим фактором эффективной работы ООО ТД «Южный».

Для успешного  решения задач, поставленных перед  коллективом, руководство ООО ТД «Южный» на практике применяют принципы и виды мотивации.

Мотивация представляет собой процесс создания условий, оказывающих воздействие на поведение  человека и позволяющих направить  его в нужную для организации  сторону, заинтересовать его в активной и добросовестной работе.

На предприятии ООО  ТД «Южный» хорошо развита система  мотивации труда работников: учитываются  внутренние мотивы человеческого поведения, а именно стремление к самосовершенствованию, творчеству. Внешние мотивы, стимулы, также удовлетворяются: материальное стимулирование (премии, денежные поощрения) и не материальное стимулирование (слава, почет). Хорошая мотивационная структура ООО ТД «Южный» лучшим образом сказывается на работе работников предприятия. Руководству предприятия ООО ТД «Южный» следует поддерживать свое отношение к мотивационной структуре предприятия, и продолжать на практики применять принципы и виды мотивации. От успешного мотивирования работников зависит  отношение работников к выполняемым ими задач, которые в свою очередь направлены на достижение цели фирмы.

В руководстве ООО ТД «Южный»  задействован аппарат управления, поскольку  необходимо решать много проблем, а  ресурс у каждого работника управления ограничен. В связи с этим возникает  задача рационального распределения управленческих полномочий и ответственности в рамках структуры управления между ее отдельными уровнями управления и подразделениями. В первую очередь при этом руководствуются принятыми уровнями менеджментами (рис. 6). Масштабы полномочий и ответственности, концентрируемых на том или ином уровне управления, определяются рядом факторов. Прежде всего, это сложность, важность и разнообразие решаемых проблем.


 

 

 

 


 


 

Рис. 6. Структура аппарата управления ООО ТД «Южный».

В Соответствии с уровнями руководства ООО ТД «Южный» можно рекомендовать следующее распределение полномочий, ответственности и обязанностей:

  1. Высшие менеджеры: определять цели, распределять стратегические ресурсы, формировать организационную структуру, управлять прибылью.
  2. Менеджеры среднего уровня: давать задания, планировать, принимать решения, подбирать кадры, обучать персонал, контролировать и координировать работу, поддерживать самостоятельность в работе сотрудников.
  3. Менеджеры первого уровня: принимать самостоятельные реше6ния в рамках своей компетенции; сообщать начальнику, если решение выходит за рамки компетенции, откровенно высказывать свое мнение, продумывать возможность улучшения о своей деятельности, координировать свою деятельность с другими сотрудниками, повышать свою квалификацию.

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Категории менеджмента - наиболее общие и фундаментальные  понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи) в процессах и структуре управления организацией. К числу основных категорий  менеджмента следует отнести:

    • понятие и сущность менеджмента;
    • виды менеджмента;
    • объекты и субъекты менеджмента;
    • функции менеджмента;
    • иерархия менеджмента;
    • организационная структура и схема управления;
    • принципы менеджмента;
    • методы менеджмента;
    • стиль руководства.

Информация о работе Менеджмент как искусство управления