Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:32, курсовая работа
Роль менеджмента в современной практике управления предприятием переоценить невозможно. Каждый управляющий работник должен обладать знаниями и навыками искусства управлять, т.е. менеджмента.
«Менеджмент» - слово английского происхождения и дословно обозначает управлять. Понятий менеджмента существует огромное множество, т.к. на любой стадии развития организации мы имеем дело с различными уровнями менеджмента.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Механизмы менеджмента…………...........................................................4
1.1. Содержание, особенности и процесс управленческого труда…….4
1.2. Менеджер как субъект управления…………………………….….13
1.3. Виды управления как одна из категорий менеджмента………….15
1.4. Методы управления………………………………………………...17
2. Функции управления как категория менеджмента……………………20
3. Понятие и характеристика принципов управления…………………...27
4. Анализ основных категорий управления на предприятии……………28
4.1.Общая характеристика и организационная структура ООО ТД «Южный………………………………………………………………….29
4.2. SWOT- анализ кадрового менеджмента на предприятии………..37
4.3. Основные проблемы в системе управления персоналом на предприятии……………………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………………44
Список используемой литературы……………………………………….47
Схема 4
К основным внутренним переменным относятся:
Цели могут быть общие и специфические, устанавливаться как для организации в целом, так и для отдельного работника.
Различают три вида задач:
Цели и задачи разнообразны, от целей зависит структура.
Различают огромное множество видов структур (бюрократическая, адаптивная, линейная, линейно-функциональная, штабная, матричная и т.д.)
Структура предполагает разделение труда, которое связано с управлением людьми.
Люди в свою
очередь управляют
Всякая внутренняя деятельность организации предполагает преобразование ресурсов (капитал, материалы, технология, информация, люди) для достижения конечных результатов. В рыночных условиях организация должна активно взаимодействовать с внешней средой для того, чтобы получать ресурсы, находить потребителей для своей продукции, своевременно реагировать на изменение спроса и предложения, цен, кредитных ставок, политики государства, общественного мнения.
1.2. Менеджер как субъект управления
Менеджер – наемный профессиональный управляющий, не зависимый от собственности фирмы, занимающий постоянную должность в аппарате управления, наделенный полномочиями в области принятия решений и контроля за их исполнением [ 8 ,с.273].
Схема 5
Личные качества менеджера и влияющие на них факторы:
Этика – это система норм нравственного поведения какой-либо общественной или профессиональной группы.
Основными ресурсами менеджера являются: информация, время и люди; умело используя их, руководитель обеспечивает получение высоких результатов, постоянно повышается конкурентоспособность руководимой им фирмы. Ограничения в развитии личности менеджера: неумение управлять собой, размытые личностные ценности, неспособность к саморазвитию и т.д.
Требования к менеджеру:
Менеджеры, как руководители, вынуждены выполнять следующие функции:
В зависимости от уровней в управленческой иерархии можно выделить:
Их задачи –
устанавливать задания
Их обязанности – организация и координация труда подчиненных, контроль за соблюдением графика работы, рациональным использованием оборудования, материальных и других ресурсов.
1.3. Виды управления как одна из категорий менеджмента.
Существуют различные виды управления:
Виды управления во внешней среде:
В сфере материального производства выделяют следующие виды управления:
Инновационный менеджмент – элемент стратегического управления: целенаправленная постоянная деятельность по прибыльному использованию новых форм и методов хозяйствования, изобретений, новых продуктов и услуг [8, с.269].
Основу инновационного менеджмента составляет «инновационный проект». Инновационный менеджер имеет дело с прогнозами, расчетами, ожидаемыми показателями, учитывающими специфику инновационной деятельности.
Другими словами,
инновационный менеджмент – это
особый вид профессиональной деятельности,
направленный на достижение конкретных
инновационных целей
Т.е. стратегический менеджмент – процесс управления, направленный на разработку и осуществление стратегий и планов организации, поддерживающих ее длительную жизнеспособность в постоянно меняющейся внешней среде.
1.4. Методы управления.
Реализация всех функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Методы управления- это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей [ 2 ,с. 93].
Греческое methods – способ достижения какой-либо цели.
Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
Множество методов управления и различные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности по определенным критериям.
В практике управления одновременно применяют различные методы и их сочетания:
Организационно-
Их основой являются организационные отношения, через которые реализуется одна из важнейших функций – функция организации.
Эти методы опираются на власть руководителя, он выступает как субъект власти. Они оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль над их выполнением и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда.
Существует три формы проявления этих методов:
Эти методы от других отличают четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний и т.д.
Организационно-
Экономические методы
Они представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности.
Переход к экономическим методам руководства возможен лишь в условиях самостоятельности: коллектив сам распоряжается материальными фондами, полученным доходом, зарплатой и реализует свои экономические интересы.
Эти методы предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. На их основе должны развиваться все остальные методы управления.
Формы экономических методов: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.
Социально-психологические методы
Они представляют собой совокупность специальных способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.
Главная цель – формирование в коллективе благоприятного социально-психологического климата.
Приемы и
способы этих методов определяются
подготовленностью руководителя
Роль социально-
Разновидности данных методов:
Самоуправление
Самоуправление трактуется как демократизация управления, обеспечивающая работникам возможность участвовать в процессе принятия решений, влиять на положение дел в организации.