Менеджмент как искусство управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:32, курсовая работа

Описание

Роль менеджмента в современной практике управления предприятием переоценить невозможно. Каждый управляющий работник должен обладать знаниями и навыками искусства управлять, т.е. менеджмента.
«Менеджмент» - слово английского происхождения и дословно обозначает управлять. Понятий менеджмента существует огромное множество, т.к. на любой стадии развития организации мы имеем дело с различными уровнями менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Механизмы менеджмента…………...........................................................4
1.1. Содержание, особенности и процесс управленческого труда…….4
1.2. Менеджер как субъект управления…………………………….….13
1.3. Виды управления как одна из категорий менеджмента………….15
1.4. Методы управления………………………………………………...17
2. Функции управления как категория менеджмента……………………20
3. Понятие и характеристика принципов управления…………………...27
4. Анализ основных категорий управления на предприятии……………28
4.1.Общая характеристика и организационная структура ООО ТД «Южный………………………………………………………………….29
4.2. SWOT- анализ кадрового менеджмента на предприятии………..37
4.3. Основные проблемы в системе управления персоналом на предприятии……………………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………………44
Список используемой литературы……………………………………….47

Работа состоит из  1 файл

менеджмент как искусство управления.doc

— 330.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Схема 4

К основным внутренним переменным относятся:

 

 

  1. Цели – это желаемый результат или конечное состояние, которого стремится достичь организация.

Цели могут  быть общие и специфические, устанавливаться  как для организации в целом, так и для отдельного работника.

  1. Задачи – это предписанная работа или серия работ, которую необходимо выполнить в заранее оговоренные сроки, заранее оговоренным способом.

Различают три  вида задач:

          • Работа с людьми;
          • Работа с информацией;
          • Работа с оборудованием.

Цели и задачи разнообразны, от целей зависит структура.

            1. Структура – это логическое соотношение уровней управления и функциональных областей.

Различают огромное множество видов структур (бюрократическая, адаптивная, линейная, линейно-функциональная, штабная, матричная и т.д.)

Структура предполагает разделение труда, которое связано с управлением людьми.

            1. Люди – самая сложная внутренняя переменная.

Люди в свою очередь управляют технологиями.

            1. Технология – это совокупность специальных знаний, опыта, навыков и оборудования для преобразования ресурсов для достижения целей организации.

Всякая внутренняя деятельность организации предполагает преобразование ресурсов (капитал, материалы, технология, информация, люди) для достижения конечных результатов. В рыночных условиях организация должна активно взаимодействовать с внешней средой для того, чтобы получать ресурсы, находить потребителей для своей продукции, своевременно реагировать на изменение спроса и предложения, цен, кредитных ставок, политики государства, общественного мнения.

 

 

1.2. Менеджер как субъект управления

 

Менеджер –  наемный профессиональный управляющий, не зависимый от собственности фирмы, занимающий постоянную должность в  аппарате управления, наделенный полномочиями в области принятия решений и  контроля за их исполнением [ 8 ,с.273].

Схема 5

Личные качества менеджера и влияющие на них факторы:

Этика – это  система норм нравственного поведения  какой-либо общественной или профессиональной группы.

Основными ресурсами  менеджера являются: информация, время  и люди; умело используя их, руководитель обеспечивает получение высоких результатов, постоянно повышается конкурентоспособность руководимой им фирмы. Ограничения в развитии личности менеджера: неумение управлять собой, размытые личностные ценности, неспособность к саморазвитию и т.д.

Требования  к менеджеру:

  • Наличие общих знаний в области управления предприятием;
  • Наличие практического опыта;
  • Умение анализировать;
  • Умение предвидеть тенденции развития рынка;
  • Умение управлять людьми и т.д.

Менеджеры, как  руководители, вынуждены выполнять следующие функции:

  • Административные (планирование, организационная, кадровая, стимулирующая и контрольная);
  • Стратегическая (планирование и прогноз);
  • Экспертно-консультационная;
  • Инновационная;
  • Представительская;
  • Коммуникативная (прием на работу, проведение совещаний, ответы на звонки и т.д.);
  • Социальная (создание морально-психологического климата и т.п.).

В зависимости  от уровней в управленческой иерархии можно выделить:

    1. Руководителей высшего звена; 
      Их задачи – формулирование миссии, ценностей, политики организации, формирование структуры и системы управления;
    2. Руководители среднего звена (основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию)

Их задачи –  устанавливать задания исполнителям, осуществлять текущий контроль, усовершенствование условий труда, соблюдение санитарных норм и т.д.

    1. Руководители низшего звена (бригад, участков, групп)

Их обязанности  – организация и координация  труда подчиненных, контроль за соблюдением  графика работы, рациональным использованием оборудования, материальных и других ресурсов.

 

 

1.3. Виды управления как одна из категорий менеджмента.

 

Существуют  различные виды управления:

  1. хозяйственное управление (управление производственной, маркетинговой, финансовой и кадровой службами)
  2. техническое управление (управление техникой и технологиями, ремонт и профилактика машин и т.д.)
  3. управление социально-психологическими вопросами совместной деятельности людей.

Виды управления во внешней среде:

  1. государственное управление;
  2. управление общественными организациями и т.д.

В сфере материального  производства выделяют следующие виды управления:

  1. управление производством – выбор основных параметров работы техники и применения технологий, определение объема выпущенной продукции или оказания услуг;
  2. управление снабжением и сбытом (маркетинг) – заключение хозяйственных договоров на поставку и сбыт, организация хранения, упаковки, сортировки и работы транспортных средств, ведение учета и контроля;
  3. управление финансовой деятельностью – формирование и распределение финансовых ресурсов, составление бюджета и финансового плана, формирование портфеля инвестиций и т.д.;
  4. управление кадрами – решение вопросов подбора, расстановки и обучения работников, улучшение условий их труда и отдыха, управление социально-психологическими процессами, создание морально-психологического климата, организация работы с профсоюзами;
  5. управление инновациями – организация процесса научных и опытно-конструкторских работ и разработок.

Инновационный менеджмент – элемент стратегического  управления: целенаправленная постоянная деятельность по прибыльному использованию новых форм и методов хозяйствования, изобретений, новых продуктов и услуг [8, с.269].

Основу инновационного менеджмента составляет «инновационный проект». Инновационный менеджер имеет  дело с прогнозами, расчетами, ожидаемыми показателями, учитывающими специфику инновационной деятельности.

Другими словами, инновационный менеджмент – это  особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей  в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

  1. управление эккаутингом – сбор и обработка информации, анализ хозяйственной деятельности отделов и служб, а также всей организации, сравнение действительных показателей с плановыми, поиск резервов и ресурсов для улучшения работы и более полного использования потенциала предприятия.
  2. управление рисками – это деятельность, направленная на смягчение влияния рынка на конечные результаты: защиту от рисков, их предупреждение, сокращение неблагоприятных последствий;
  3. стратегическое управление – управление посредством постановки целей, определения миссии организации и стратегии деятельности.

Т.е. стратегический менеджмент – процесс управления, направленный на разработку и осуществление  стратегий и планов организации, поддерживающих ее длительную жизнеспособность в постоянно меняющейся внешней среде.

 

1.4. Методы управления.

 

Реализация  всех функций и принципов управления осуществляется путем применения различных  методов.

Методы управления- это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей [ 2 ,с. 93].

Греческое methods – способ достижения какой-либо цели.

Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Множество методов  управления и различные подходы  к их классификации усложняют  задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач.  Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности по определенным критериям.

В практике управления одновременно применяют различные методы и их сочетания:

Организационно-административные методы

Их основой  являются организационные отношения, через которые реализуется одна из важнейших функций – функция  организации.

Эти методы опираются  на власть руководителя,  он выступает  как субъект власти. Они оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль над их выполнением и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда.

Существует три формы проявления этих методов:

  1. обязательное предписание (приказ, запрет и т.д.);
  2. согласительные (консультация, разрешение компромисса);
  3. рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предположение, общение и т.д.).

Эти методы от других отличают четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний и т.д.

Организационно-административные методы включают в себя: виды и типы воздействия, адресат, постановку задания  и определение критериев его  выполнения и т.д.

Экономические методы

Они представляют собой совокупность экономических  рычагов, с помощью которых достигается  эффект, удовлетворяющий требованиям  коллектива в целом и личности в частности.

Переход к экономическим  методам руководства возможен лишь в условиях самостоятельности: коллектив сам распоряжается материальными фондами, полученным доходом, зарплатой и реализует свои экономические интересы.

Эти методы предполагают разработку общих планово-экономических  показателей и средств их достижения. На их основе должны развиваться все остальные методы управления.

Формы экономических  методов: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.

Социально-психологические  методы

Они представляют собой совокупность специальных  способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.

Главная цель –  формирование в коллективе благоприятного социально-психологического климата.

Приемы и  способы этих методов определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.

Роль социально-психологических  методов в современных условиях значительно возросла. Они становятся преобладающими над административными.

Разновидности данных методов:

  1. социальное регулирование: формирование коллектива с определенными социальными характеристиками;
  2. социальное нормирование: установление наиболее прогрессивных морально-этических норм;
  3. психологическое нормирование: установление определенного психологического климата;
  4. моральное стимулирование: похвала, вручение грамот, продвижение по службе, изменение названия должности, т.е. нематериальное стимулирование.

Самоуправление

Самоуправление  трактуется как демократизация управления, обеспечивающая работникам возможность участвовать в процессе принятия решений, влиять на положение дел в организации.

Информация о работе Менеджмент как искусство управления