Менеджмент как искусство управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:32, курсовая работа

Описание

Роль менеджмента в современной практике управления предприятием переоценить невозможно. Каждый управляющий работник должен обладать знаниями и навыками искусства управлять, т.е. менеджмента.
«Менеджмент» - слово английского происхождения и дословно обозначает управлять. Понятий менеджмента существует огромное множество, т.к. на любой стадии развития организации мы имеем дело с различными уровнями менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Механизмы менеджмента…………...........................................................4
1.1. Содержание, особенности и процесс управленческого труда…….4
1.2. Менеджер как субъект управления…………………………….….13
1.3. Виды управления как одна из категорий менеджмента………….15
1.4. Методы управления………………………………………………...17
2. Функции управления как категория менеджмента……………………20
3. Понятие и характеристика принципов управления…………………...27
4. Анализ основных категорий управления на предприятии……………28
4.1.Общая характеристика и организационная структура ООО ТД «Южный………………………………………………………………….29
4.2. SWOT- анализ кадрового менеджмента на предприятии………..37
4.3. Основные проблемы в системе управления персоналом на предприятии……………………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………………44
Список используемой литературы……………………………………….47

Работа состоит из  1 файл

менеджмент как искусство управления.doc

— 330.50 Кб (Скачать документ)

Полностью самоуправляемой  считается система, не имеющая над  собой ни одного вышестоящего органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции управления как категория менеджмента.

 

Когда мы говорим, что организация функционирует, то имеем в виду, что в ее рамках люди осуществляют определенные действия. Управление необходимо рассматривать  как циклический процесс, состоящий  из конкретных видов управленческих работ, называемых функции управления.

Функции менеджмента  – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация  работы и контроль деятельности [ 2 , с.65].

Иначе, функции  управления – это конкретные формы целенаправленного воздействия на систему с учетом реальной ситуации с целью получения определенного конкретного результата [ 6 , с.62].

Функции управления охватывают все без исключения аспекты  деятельности системы: экономическую, организационную, социальную, технологическую.

Функции управления могут подразделяться:

  1. по управляемому объекту (предприятие, цех, участок, бригада, рабочий);
  2. по деятельности (экономические, организационные, социальные);
  3. по однородности (общие, специальные);
  4. по содержанию труда (научные исследования, подготовка производства, оперативное управление, технико-экономическое планирование и анализ, бухгалтерский учет, управление финансами, кадрами, маркетинг);
  5. по характеру задач (планирование, организация, регулирование, контроль, учет и анализ, стимулирование и мотивация);
  6. по периодичности решения (постоянно, по минутам, часам, месяцам, дням, годам).

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными.

Каждая из функций  менеджмента является жизненно важной для организации. Вместе с тем, планирование как функция менеджмента обеспечивает основу для других функций и считается  главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля направлены на выполнение тактических и стратегических планов организации.

«Функция» - широко распространенное слово, имеющее много  значений. Функция (лат. functio) – обязанность, круг деятельности, назначение, роль.

Функция как  категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми кА области проявления сущности менеджмента.

Важная особенность  функций менеджмента, обусловленная  спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

Наиболее полно  сущность менеджмента как трудовой деятельности отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами.

Менеджмент  как процесс исследования, разработки и реализации управленческих задач  обуславливает процесс выявления  группы процессных функций, связанных  с с выполнением определенных этапов выработки, принятия и реализации управленческих решений, осуществляемых в определенной последовательности.

Группа системных  функций связана с рассмотрением  менеджмента как системы, в процессе функционирования которой осуществляется взаимодействие элементов и подсистем, входящих в данную социально-экономическую систему на базе согласования интересов работников, осуществляющих совместную деятельность, и механизмов, ориентированных на достижение целей в условиях  меняющейся внешней и внутренней среды. Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности.

Схема 6

Взаимосвязь между  основными функциями менеджмента:

  1. Целеполагание как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и пространстве. Ее назначение – постановка, определение и формулирование целей управления, в соответствии с потребностью общества в  производимой продукции, а также имеющимися ресурсами;
  2. Стратегополагание как основная функция ориентирует производственно-хозяйственную систему на приоритеты в средствах и методах достижения ее миссии и целей. Здесь разрабатывается стратегия управления.
  3. Планирование как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающее единое направление усилий всех членов фирмы по достижению общих целей. Планирование включает разработку: концепции, прогноза, программы, плана. Каждая из них имеет свою специфику и условия использования.
  4. Регулирование – вид деятельности по поддержанию режимов функционирования социально-экономической системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления и объективных процессов и тенденций.
  5. Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид действий, способов и средств по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей. Содержание данной функции предполагает формулировку и обоснование набора видов работ, определение по каждому виду деятельности: компетенции, полномочий, ответственности.
  6. Координация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях.
  7. Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации.
  8. Стимулирование – основная функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и способов формирования интересов и мотивов деятельности.
  9.   Гуманизация как основная функция менеджмента отражает социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как объекта и субъекта менеджмента.
  10. Корпоративность как новая функция менеджмента включает в себя  виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, ее социально-психологического климата, обеспечивающего проблему удовлетворенности персонала своим трудом, общением, совместной работой с коллегами и непосредственным руководителем.
  11. Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работа по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегии, успехов, просчетов в использовании средств и методов управления.
  12. Оценка как ключевая функция менеджмента предшествует, сопутствует и завершает любой процесс управления.

Схема 7

Взаимосвязь системных  функций менеджмента:

Описанная выше классификация  функций управления используется в  основном в России. На Западе же управление представляет собой процесс, состоящий из следующих функций:


 

 

 

 

 

 

  1. Планирование – функция менеджмента, определяющая цели деятельности ,а также необходимые средства и методы их достижения [ 8 , с.278].

Результат планирования – набор действий и решений, принятых руководством для достижения частных и конечных целей организации. Результаты могут быть представлены в виде показателей состояния организации или деятельности в ближайшем или отдаленном будущем. Документ, в котором содержатся эти задания называется планом. План используется менеджером как инструмент управления организацией для контроля над ходом выполнения работ в определенной последовательности и в установленные сроки.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует.

Так, стратегическое планирование (высший уровень) – это  попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции  наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение ее конкурентов.

На среднем  уровне планирования занимаются тактическим  планированием, т.е. определяются промежуточные  цели на пути достижения стратегических целей и задач.

Планирование  осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это основа основ планирования.

Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, общим  планом, или бизнес-планом.

Планирование  осуществляется по следующим принципам: полнота, точность, ясность, непрерывность, экономичность.

  1. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической, правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации направлена на упорядочение деятельности менеджера и его исполнителей.

Организация –  это структура системы в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов  деятельности и других факторов, которые  имеют место, когда люди объединены совместным трудом.

Организация – это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации [2 , с.71].

  1. Мотивация – функция управления, направленная на поиск и выбор средств, побуждающих отдельного человека или группу людей выполнять определенную работу в данной организации для достижения поставленных целей [  8, с.274].
  2. Контроль – функция управления, направленная на обнаружение возникающих проблем (отклонений от плана и целей организации) и их разрешение раньше, чем они станут слишком серьезными и будут препятствовать достижению поставленных целей [ 8 , с.271].

В процессе контроля организация определяет, правильны  ли решения руководства и не нуждаются  ли они в известной корректировке. Задачей контроля является количественная и качественная оценка и учет результатов  работы организации. Главные инструменты выполнения этой функции – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе менеджмента контроль выступает как элемент обратной связи, т.к. по его результатам осуществляется корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.

Контроль –  это критически важная и сложная  функция менеджмента. Контроль должен быть всеобъемлющим.

Существуют  три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Управленческий  контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный, включающий в себя наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач. Эффективный управленческий контроль создается на основе его совмещения с процессом стратегического планирования.

 

3. Понятие и характеристика принципов управления

 

В менеджменте  под принципами понимают следование основным исходным положениям теории управления, внутренние убеждения менеджеров, определяющие их отношение к своему делу и нормам поведения в коллективе [7, с.19].

Принципы менеджмента  – это общие закономерности, в  рамках которых реализуются связи (отношения между различными структурами, элементами управленческой системы), отражающиеся при постановке практических задач управления [ 1 , с.144].

Общие принципы управления:

  1. принцип применимости;
  2. принцип системности;
  3. принцип многофункциональности;
  4. принцип интеграции;
  5. принцип ориентации на ценности.

Частные принципы управления были разработаны еще  Лениным:

  1. принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации;
  2. принцип научной обоснованности;
  3. принцип плановости;
  4. принцип сочетания прав и обязанностей, и ответственности;
  5. принцип частной автономии и свободы;
  6. принцип иерархии и обратной связи;
  7. принцип мотивации;
  8. принцип демократизации;
  9. принцип государственной законности;
  10. принцип организационной целостности объекта и субъекта;
  11. принцип устойчивости и мобильности системы управления.

 

4. Анализ основных категорий управления на предприятии

4.1.Общая характеристика  и организационная структура ООО ТД «Южный»

 

ООО ТД «Южный»  было образовано в 1999 году. Оно расположено  по адресу: г. Челябинск, ул. 1-я Потребительская, 24.

Целью деятельности общества является получение прибыли.

Основные виды деятельности ООО ТД «Южный»:

  • Торговая и торгово-закупочная деятельность (оптовая и розничная) с открытием торговых точек, отделов, магазинов;
  • Фасовка кондитерских изделий для сетевых потребителей.

Основой деятельности ООО ТД «Южный» является реализация кондитерских изделий.

ООО ТД «Южный» работает напрямую с фабриками, производящими кондитерские изделия и является посредником между оптово-розничными магазинами и фабриками.

ООО ТД «Южный»  является коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Главной задачей ООО ТД «Южный» является получение прибыли от реализации кондитерских изделий.

Миссией данной организации является: «Поставка  качественных кондитерских изделий  напрямую от производителя к оптовому или розничному потребителю по закупочным ценам, т.е. самым низким по Челябинской области».

Основными правовыми  документами во взаимоотношениях между  предприятиями является коммерческие контракты (договора), представляющие собой соглашения сторон об установлении и регулировании коммерческих отношений.

Стратегия деятельности ООО ТД «Южный»  - стратегия завоевания лидирующих позиций на рынке Челябинской  области.

Информация о работе Менеджмент как искусство управления