Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:38, курсовая работа
Осы тұжырымдаманы «Нұр Отан» Халықтық Демократиялық партиясының Инновациялық комитеті әзірлеген және мемлекеттік құрылымдар, бизнес және қоғамның инновациялық қызметінде тәжірибелік қолданысқа арналған құрал ретінде 2020 жылға дейінгі кезеңде Қазақстан Республикасында жобалық менеджментті дамытуға бастама жасайтын бағдарламалық құжат болып табылады.
Кіріспе 3
2. Ағымдағы жағдай 5
3. Дамыған елдерде жобалық менеджментті 6
қолдану тәжірибесі 6
4. ҚР-да жобалық менеджментті қолдану қажеттігінің негіздемесі 7
5. ҚР-да жобалық менеджментті дамытудың 8
басты алғышарттары 8
6. Жобалық менеджметті дамыту жолындағы 10
негізгі кедергілер 10
7. Тұжырымдаманың мақсаттары мен міндеттері 12
8. Қазақстанда жобалық менеджментті дамытудың басты принциптері мен құқықтық негіздері 13
9. Жобалық менеджментті дамыту тұжырымдамасын іске асырудың негізгі бағыттары мен құралдары 14
10. Тұжырымдаманы іске асыру мерзімдері мен кезеңдері. 14
Қорытынды 16
- этапы развития
проектного менеджмента
1. История вопроса
В течение четырех
последних десятилетий
Идея освоения управленческого
подхода в Казахстане получила поддержку
Президента Н.А. Назарбаева еще в
мае 1993 г. на Первом съезде инженеров
Казахстана. Обращаясь к представителям
инженерного корпуса
Велика роль проектного менеджмента в формировании национальных инновационных систем (НИС). Мировая практика показывает, что созданию национальных инновационных систем ведущих экономик мира всегда предшествовало принятие национальных стандартов Управления Проектами. И это обосновано, поскольку процесс формирования НИС представляет собой реализацию большого набора уникальных проектов. Поэтому, отсутствие в Казахстане официально принятых стандартов Управления Проектами, может поставить под сомнение создание эффективной национальной инновационной системы. Более того, попытки реализации инноваций без применения стандартов Управления Проектами приводят к чрезмерному увлечению коммерциализацией технологий. Вследствие этого, результаты проектов, как правило, не достигаются ни по срокам, ни по содержанию, ни по стоимости.
Сегодня в ходе реализации
Стратегического плана 2020 - казахстанский
путь к лидерству, Государственной
программы Форсированного индустриально-инновационного
развития РК и Программы «Дорожная
карта бизнеса 2020» практически
все отраслевые министерства и ведомства
разрабатывают собственные
Одним из ключевых документов,
связанных с созданием НИС
в Казахстане, является проект документа
«Программа развития науки, инноваций
и содействия технологической модернизации
на 2010 – 2014 годы». В этом документе
предусматривается создание Национальной
системы технологического прогнозирования,
ряда отраслевых инвестиционных фондов,
центров инжиниринговых компетенций,
аналитического центра, конструкторских
бюро и комплекс других мероприятий.
Все они относятся к сфере
проектной деятельности, поскольку
представляют собой «временные предприятия,
предназначенные для создания уникальных
продуктов, услуг или результатов
». Следовательно, их реализация должна
осуществляться в соответствии с
методологией Управления проектами. В
названной программе нет
2. Текущая ситуация
Масштабы и роль
Управления Проектами в современном
мире можно охарактеризовать следующими
цифрами. По оценкам мировых экспертов
сегодня свыше 25 млн. специалистов и
практиков во всем мире вовлечено
в проектно-ориентированную
Профессиональное
мировое сообщество объединяет около
500 тысяч специалистов по Управлению
проектами, работающих практически
во всех сферах проектной деятельности
и принадлежащих глобальной сети
национальных и профессиональных международных
и национальных организаций 185 стран.
Из них 317 тыс. человек являются членами
Института проектного менеджмента
(PMI), около 95 тыс.человек в Международную
ассоциацию управления проектами (IPMA),
88 тыс.человек – члены остальных
профессиональных организаций. Количество
сертифицированных
Участниками процесса внедрения проектного менеджмента в Казахстане являются: ряд министерств и ведомств республики, институты инновационного развития, Союз проектных менеджеров Республики Казахстан, Казахстанская ассоциация управления проектами, Международная академия информатизации (г.Алматы), ряд вузов, консалтинговых компаний и учреждений.
С 2008 года внедрен
государственный заказ на подготовку
специалистов в области Управления
проектами. В 2009 году утвержден Государственный
Классификатор специальностей высшего
и послевузовского образования,
который предусматривает
Подготовка специалистов по Управлению проектами осуществляется и по линии Программы «Болашак». Однако, в связи с тем, что обучение ведется в разных странах мира, выпускники этой Программы, как правило, используют в своей практической деятельности, существенно отличающиеся стандарты проектного менеджмента, что затрудняет реализацию проектов и, главное, - мешает эффективным коммуникациям внутри проектных команд.
По инициативе профессиональных ассоциаций в Казахстане осуществляется комплекс мероприятий по продвижению знаний и опыта в области Управления проектами. Проведены три международных симпозиума, ряд форумов и конференций по вопросам продвижения проектного менеджмента. В целях повышения квалификации специалистов компаний, учреждений и организаций проводятся профессиональные бизнес-тренинги с привлечением зарубежных и отечественных специалистов. Обучающие и консалтинговые организации накопили достаточный опыт проведения тренингов, мастер-классов и семинаров, в которых приняли участие более 10 тысяч руководителей и специалистов органов государственного управления, национальных компаний, предприятий малого и среднего бизнеса Республики Казахстан.
В стране получили широкое распространение стандарты качества ISO, регламентирующие производственную (операционную) деятельность. В тоже время, стандарты Управления проектами, ориентированные на получение новых результатов, продуктов и услуг, в Казахстане не получили должного развития. Поэтому, термин «проект», используемый практически во всех государственных и политических документах, понимается и трактуется по-разному специалистами министерств и ведомств, что приводит к проблемам в реализации межотраслевых программ.
Проектный подход и внедрение национальных стандартов позволит синхронизировать деятельность структур государственного управления в ходе создания национальной инновационной системы (НИС). Одновременно, внедрениее стандартов обеспечит профессиональную коммуникацию госорганов со структурами гражданского общества и бизнеса в процессе Управления проектами и программами.
3. Из опыта применения
проектного менеджмента в
За рубежом управление
проектами уже сформировалось как
важная отрасль профессиональной деятельности,
являющаяся методологической основой,
технологией реализации инвестиционных
проектов и программ, став неотъемлемой
частью ведения бизнеса и
Методология и средства
УП широко используются во всех сферах
жизнедеятельности, в том числе
и в государственном
В Японии методология
Управления проектами и программами
(P2M) была использована при разработке
государственной стратегии
По данным международных
экспертов использование
4. Обоснование необходимости
применения проектного
Планомерные действия Правительства Республики Казахстан по оздоровлению экономической ситуации в стране, растущий кредитный рейтинг и активная интеграция Казахстана в мировую экономику достигается путем реализации государственных и международных программ и проектов. Применение новейших управленческих технологий должно содействовать дальнейшему развитию государства, бизнеса и общества. По оценкам ведущих международных экспертов широкое применение современных технологий управления проектами и программами позволит в целом повысить эффективность экономики страны как минимум на 15-20%.
Широкомасштабное применение проектного управления позволит в относительно короткое время (2-3 года) значительно ускорить решение ряда задач, определенных Правительством Республики Казахстан как приоритетные.
К настоящему моменту
в Казахстане сделаны лишь первые
шаги в применении практик управления
проектами. Для республики особенно
актуально применение профессионального
управления проектами при формировании
НИС, реализации социальных проектов,
создании высокотехнологичных
Однако, в настоящее
время в Казахстане более 60% государственных
проектов и программ, реализуются
с нарушение сроков и отклонениями
по результатам.
5. Базовые предпосылки
для развития проектного
Продвижение современных
технологий управления проектами в
Казахстане требует наличия предпосылок,
аналогичных тем, которые необходимы
для создания национальной инновационной
системы, трансформирующей знания в
экономический рост. Главным базисом
этого процесса в Казахстане, безусловно,
являются макроэкономические предпосылки,
включающие изменение структуры
собственности и отраслевой структуры
производства, а также продолжающиеся
изменения геополитической
В ближайшие годы
Казахстану предстоит активно развивать
производства, ориентированные на экспорт
конечных продуктов, создавать совместные
предприятия в области
Вторая группа предпосылок
- наличие социальной среды, потенциально
способной воспринимать новые подходы
в управлении проектами как ключевой
инструмент развития. Из этой среды
можно формировать не только корпус
преподавателей, но и проводников
новых знаний и опыта во все
сферы жизнедеятельности. Существование
этой среды обусловлено относительно
высоким уровнем образования
казахстанцев, наличием квалифицированного
профессорско-