Менеджмент негіздері

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:38, курсовая работа

Описание

Осы тұжырымдаманы «Нұр Отан» Халықтық Демократиялық партиясының Инновациялық комитеті әзірлеген және мемлекеттік құрылымдар, бизнес және қоғамның инновациялық қызметінде тәжірибелік қолданысқа арналған құрал ретінде 2020 жылға дейінгі кезеңде Қазақстан Республикасында жобалық менеджментті дамытуға бастама жасайтын бағдарламалық құжат болып табылады.

Содержание

Кіріспе 3
2. Ағымдағы жағдай 5
3. Дамыған елдерде жобалық менеджментті 6
қолдану тәжірибесі 6
4. ҚР-да жобалық менеджментті қолдану қажеттігінің негіздемесі 7
5. ҚР-да жобалық менеджментті дамытудың 8
басты алғышарттары 8
6. Жобалық менеджметті дамыту жолындағы 10
негізгі кедергілер 10
7. Тұжырымдаманың мақсаттары мен міндеттері 12
8. Қазақстанда жобалық менеджментті дамытудың басты принциптері мен құқықтық негіздері 13
9. Жобалық менеджментті дамыту тұжырымдамасын іске асырудың негізгі бағыттары мен құралдары 14
10. Тұжырымдаманы іске асыру мерзімдері мен кезеңдері. 14
Қорытынды 16

Работа состоит из  1 файл

менеджмент нег3здер3.docx

— 57.30 Кб (Скачать документ)

- этапы развития  проектного менеджмента Республике  Казахстан. 
 

1. История вопроса

В течение четырех  последних десятилетий Управление Проектами сформировалось как новая  управленческая культура, которая является важнейшим связующим звеном в  цивилизованном бизнесе и деловом  сотрудничестве стран разных континентов  с разной историей развития, традициями, экономикой и культурой. Управление Проектами (проектный менеджмент) к  настоящему времени во всем мире стало  признанным видом и востребованным  направлением профессиональной деятельности в рыночной экономике.

Идея освоения управленческого  подхода в Казахстане получила поддержку  Президента Н.А. Назарбаева еще в  мае 1993 г. на Первом съезде инженеров  Казахстана. Обращаясь к представителям инженерного корпуса республики, он подчеркнул: «Хотелось бы обратить ваше внимание на одну важную сторону  современного инженерного образования  и деятельности. Я имею в виду тот аспект организации инженерного  труда, который получил название «управление проектами» или «проектный менеджмент». Его особенность и  преимущество в том, что он ориентирует на непрерывное отслеживание и инженерное сопровождение всего инвестиционного цикла от поиска идеи до получения прибыли» .

Велика роль проектного менеджмента в формировании национальных инновационных систем (НИС). Мировая  практика показывает, что созданию национальных инновационных систем ведущих экономик мира всегда предшествовало принятие национальных стандартов Управления Проектами. И это обосновано, поскольку  процесс формирования НИС представляет собой реализацию большого набора уникальных проектов. Поэтому, отсутствие в Казахстане официально принятых  стандартов Управления Проектами, может поставить под  сомнение создание эффективной национальной инновационной системы. Более  того,  попытки реализации инноваций без  применения стандартов Управления Проектами  приводят к чрезмерному  увлечению  коммерциализацией технологий. Вследствие этого, результаты проектов, как правило, не достигаются ни по срокам, ни  по содержанию, ни по стоимости.

Сегодня в ходе реализации Стратегического плана 2020 - казахстанский  путь к лидерству, Государственной  программы Форсированного  индустриально-инновационного развития РК и Программы «Дорожная  карта бизнеса  2020» практически  все отраслевые министерства и ведомства  разрабатывают собственные программные  документы.

Одним из ключевых документов, связанных с созданием НИС  в Казахстане, является проект документа  «Программа развития науки, инноваций  и содействия технологической модернизации на 2010 – 2014 годы». В этом документе  предусматривается создание Национальной системы технологического прогнозирования, ряда отраслевых  инвестиционных фондов, центров инжиниринговых компетенций, аналитического центра, конструкторских  бюро  и комплекс других мероприятий. Все они  относятся к сфере  проектной  деятельности, поскольку  представляют собой  «временные предприятия, предназначенные для  создания уникальных  продуктов, услуг  или результатов  ». Следовательно, их реализация должна осуществляться в соответствии с  методологией Управления проектами. В  названной программе нет указания на то, какие  стандарты Управления проектами будут использоваться при ее реализации. Аналогичная ситуация прослеживается и в  других отраслевых программах.

2.  Текущая ситуация

Масштабы и роль Управления Проектами в современном  мире можно охарактеризовать следующими цифрами. По оценкам мировых экспертов  сегодня свыше 25 млн. специалистов и  практиков во всем мире вовлечено  в проектно-ориентированную деятельность по осуществлению преобразований в  различных сферах, созданию новых  продуктов и услуг. По оценкам  мировых экспертов на проекты  и программы ежегодно к концу 2020 года будет расходоваться около 30% мирового бюджета или $ 45 трлн. В  2008  году  в  форме  проектов было создано продуктов на сумму $ 6  трлн.,  что  составляет около 20 % от мирового объема ВВП.

Профессиональное  мировое сообщество объединяет около 500 тысяч специалистов по Управлению проектами, работающих практически  во всех сферах проектной деятельности и принадлежащих глобальной сети национальных и профессиональных международных  и национальных организаций 185 стран. Из них 317 тыс. человек являются членами  Института проектного менеджмента (PMI), около 95 тыс.человек в Международную  ассоциацию управления проектами (IPMA), 88 тыс.человек – члены остальных  профессиональных организаций. Количество сертифицированных профессионалов в области  управления проектами  составляет  475 тыс. человек, в том  числе 381 тысяч чел. - PMP по программе PMI, 70 тыс.чел. - по четырехуровневой сертификационной программе IPMA и около 24 тыс.чел – по программам Японской и Австралийской ассоциаций.

Участниками процесса внедрения проектного менеджмента  в Казахстане являются: ряд министерств  и ведомств республики, институты  инновационного развития, Союз проектных  менеджеров Республики Казахстан, Казахстанская  ассоциация управления проектами, Международная  академия информатизации (г.Алматы), ряд  вузов, консалтинговых компаний и учреждений.

С 2008 года внедрен  государственный заказ на подготовку специалистов в области Управления проектами. В 2009 году утвержден Государственный  Классификатор специальностей высшего  и послевузовского образования, который предусматривает специальность  магистратуры и докторантуры по Управлению проектами. Утверждены  Государственные  общеобязательные стандарты образования  Республики Казахстан на Магистратуру по специальности  – «6M051800 Управление проектами» и  Докторантуру  по специальности  – «6D051800 Управление проектами». 

Подготовка специалистов по Управлению проектами осуществляется и по линии Программы «Болашак». Однако, в связи с тем, что обучение ведется в разных странах мира, выпускники этой Программы, как правило, используют в своей практической деятельности, существенно отличающиеся  стандарты проектного менеджмента, что затрудняет реализацию проектов и, главное, - мешает эффективным коммуникациям  внутри проектных команд. 

По инициативе профессиональных ассоциаций в Казахстане осуществляется комплекс мероприятий по продвижению  знаний и опыта в области Управления проектами. Проведены три международных  симпозиума, ряд форумов и конференций  по вопросам продвижения проектного менеджмента. В целях повышения  квалификации специалистов компаний, учреждений и организаций проводятся профессиональные бизнес-тренинги с  привлечением зарубежных и отечественных  специалистов. Обучающие и консалтинговые организации накопили достаточный  опыт проведения тренингов, мастер-классов  и семинаров, в которых приняли  участие более 10 тысяч руководителей  и специалистов органов  государственного управления, национальных компаний, предприятий  малого и среднего бизнеса Республики Казахстан.

В стране  получили широкое распространение  стандарты  качества  ISO, регламентирующие производственную (операционную) деятельность. В тоже время,  стандарты Управления проектами, ориентированные на получение новых  результатов, продуктов и услуг, в Казахстане не получили должного развития.  Поэтому,  термин «проект», используемый практически во всех государственных  и политических документах, понимается и трактуется  по-разному специалистами  министерств и ведомств, что  приводит  к  проблемам  в реализации межотраслевых  программ.

Проектный подход и  внедрение национальных стандартов позволит синхронизировать деятельность структур государственного управления в ходе создания национальной инновационной  системы (НИС). Одновременно, внедрениее стандартов обеспечит профессиональную коммуникацию госорганов со структурами  гражданского общества и бизнеса  в процессе Управления  проектами  и программами.

3. Из опыта применения  проектного менеджмента в развитых  странах 

За рубежом управление проектами уже сформировалось как  важная отрасль профессиональной деятельности, являющаяся методологической основой, технологией реализации инвестиционных проектов и программ, став неотъемлемой частью ведения бизнеса и осуществления  государственной деятельности. Сегодня  профессия «руководитель проекта» официально признана и входит в государственные  реестры многих стран мира. Практически  во  всех развитых странах, осуществляющих масштабную инновационную деятельность, ведется подготовка специалистов в  области Управления Проектами. Применение стандартов позволяет успешно инициировать, выполнять и завершать межотраслевые, институциональные, инфраструктурные проекты. Наличие стандартов Управления проектами, их знание и повсеместное применение в проектной деятельности дает возможность огромному кругу  специалистов в области управления проектами продуктивно и на высоком  профессиональном уровне общаться между  собой на высоком профессиональном уровне, ведет к эффективному использованию  денежных средств налогоплательщиков и инвесторов.

Методология и средства УП широко используются во всех сферах жизнедеятельности, в том числе  и в государственном управлении. В последние годы правительства  таких стран как США, Великобритания, Германия, Австрия Япония, Франция, Австралия, Бразилия, Мексика и др. предъявляют специальные требования к знаниям в области проектного менеджмента. Так, например, практически  каждый служащий правительства США  должен уметь пользоваться программными средствами УП в составе обязательного  набора офисных программ. В Министерстве обороны США к управлению проектами  допускаются только сотрудники, прошедшие  специальную подготовку и получившие сертификат профессионала по управлению проектами (PMP PMI). Министерство энергетики, Офис менеджмента и бюджета (OMB) ввели  обязательную сертификацию по проектному менеджменту для своих сотрудников. Аэрокосмическое агентство США (NASA) является всемирно признанным лидером  в области исследования, разработки инструментов и использования проектного менеджмента. Администрации штатов имеют свои собственные методологии  управления проектами. Мэрия Нью-Йорка  затратила существенные средства для  разработки собственного стандарта  проектного менеджмента. Средства УП активно  применяются не только для управления федеральными проектами и программами, но и для осуществления управленческих функций внутри правительственного аппарата.

В Японии методология  Управления проектами и программами (P2M) была использована при разработке государственной стратегии социально-экономического развития страны. По данным Японской Ассоциации Управления Проектами (JPMF), все инвестиционно-строительные проекты оцениваются и реализуются  с помощью технологий управления проектами.

По данным международных  экспертов использование современной  методологии и инструментария УП позволяет сэкономить порядка 20-30 процентов  времени и около 15-20 процентов  средств, затрачиваемых на осуществление  проектов и программ.

4. Обоснование необходимости  применения проектного менеджмента  в РК

Планомерные действия Правительства Республики Казахстан  по оздоровлению экономической ситуации в стране, растущий кредитный рейтинг  и активная интеграция Казахстана в  мировую экономику достигается  путем реализации государственных  и международных программ и проектов. Применение   новейших управленческих технологий должно содействовать дальнейшему развитию государства, бизнеса и общества. По оценкам ведущих международных экспертов широкое применение современных технологий управления проектами и программами позволит в целом повысить эффективность экономики страны как минимум на 15-20%.

Широкомасштабное  применение проектного управления позволит в относительно короткое время (2-3 года) значительно ускорить решение ряда задач, определенных Правительством Республики Казахстан  как приоритетные.

К настоящему моменту  в Казахстане сделаны лишь первые шаги в применении практик управления проектами. Для республики особенно  актуально применение профессионального  управления проектами при формировании НИС, реализации социальных проектов, создании высокотехнологичных производств  в недропользовании, строительстве, сфере информационно-коммуникационных технологий.

Однако, в настоящее  время в Казахстане более 60% государственных  проектов и программ, реализуются  с нарушение сроков и отклонениями по результатам. 

5. Базовые предпосылки  для развития проектного менеджмента  в РК

Продвижение современных  технологий управления проектами в  Казахстане требует наличия предпосылок, аналогичных тем, которые необходимы для создания национальной инновационной  системы, трансформирующей знания в  экономический рост. Главным базисом  этого процесса в Казахстане, безусловно, являются макроэкономические предпосылки, включающие изменение структуры  собственности и отраслевой структуры  производства, а также продолжающиеся изменения геополитической ситуации, вовлекающие экономику Казахстана в новые мирохозяйственные связи. Устойчивые макроэкономические параметры  развития и высокая активность интеграционных процессов в экономике республике на фоне поставленной Президентом РК задачи формирования НИС, бесспорно, создают  позитивные возможности для мощного  импульса в развитии проектного менеджмента  в стране .

В ближайшие годы Казахстану предстоит активно развивать  производства, ориентированные на экспорт  конечных продуктов, создавать совместные предприятия в области машиностроения, металлургии, химии и агропромышленной сферы. В Казахстане создаются специализированные структуры для поддержки частного бизнеса и продвижения его  товаров и услуг на мировые  рынки. Таким образом, макроэкономические предпосылки для развития управления проектами в Казахстане сложились, а их актуальность диктуется стоящими перед государством задачами.

Вторая группа предпосылок - наличие социальной среды, потенциально способной воспринимать новые подходы  в управлении проектами как ключевой инструмент развития. Из этой среды  можно формировать не только корпус преподавателей, но и проводников  новых  знаний и опыта во все  сферы жизнедеятельности. Существование  этой среды обусловлено относительно высоким уровнем образования  казахстанцев, наличием квалифицированного профессорско-преподавательского состава  вузов и ученых. Существенно дополняют  эту среду представители  неправительственных  объединений, общее количество которых  уже превышает 15000. Таким образом, в Казахстане сформирован необходимый  интеллектуальный потенциал для  внедрения современных управленческих технологий.

Информация о работе Менеджмент негіздері