Менеджмент негіздері

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:38, курсовая работа

Описание

Осы тұжырымдаманы «Нұр Отан» Халықтық Демократиялық партиясының Инновациялық комитеті әзірлеген және мемлекеттік құрылымдар, бизнес және қоғамның инновациялық қызметінде тәжірибелік қолданысқа арналған құрал ретінде 2020 жылға дейінгі кезеңде Қазақстан Республикасында жобалық менеджментті дамытуға бастама жасайтын бағдарламалық құжат болып табылады.

Содержание

Кіріспе 3
2. Ағымдағы жағдай 5
3. Дамыған елдерде жобалық менеджментті 6
қолдану тәжірибесі 6
4. ҚР-да жобалық менеджментті қолдану қажеттігінің негіздемесі 7
5. ҚР-да жобалық менеджментті дамытудың 8
басты алғышарттары 8
6. Жобалық менеджметті дамыту жолындағы 10
негізгі кедергілер 10
7. Тұжырымдаманың мақсаттары мен міндеттері 12
8. Қазақстанда жобалық менеджментті дамытудың басты принциптері мен құқықтық негіздері 13
9. Жобалық менеджментті дамыту тұжырымдамасын іске асырудың негізгі бағыттары мен құралдары 14
10. Тұжырымдаманы іске асыру мерзімдері мен кезеңдері. 14
Қорытынды 16

Работа состоит из  1 файл

менеджмент нег3здер3.docx

— 57.30 Кб (Скачать документ)

Анализ динамики процесса внедрения проектного менеджмента  в США, Западной Европе и Японии показывает, что он происходил на фоне развитых информационно-коммуникационных технологий, с широким применением Интернет-ресурсов. В этой связи третьей группой предпосылок для продвижения современного проектного менеджмента в стране является наличие развитых информационно-коммуникационных технологий.

В Казахстане динамично  идет процесс развития в сфере  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако, совершенно недостаточны интернет-ресурсы, консолидирующие  деятельность различных участников процесса развития проектного менеджмента. В этих условиях большую роль должна сыграть государственная программа  «Электронное  правительство». Которая  потенциально призвана обеспечивать взаимодействие органов государственного управления с бизнесов и институтами гражданского общества.

Масштабное развитие современных методологий управления проектами в стране не может происходить, если этот процесс не имеет  поддержки  и понимания в высших эшелонах государственного управления. В этой связи уровень компетенции государственных  служащих является четвертой группой  предпосылок. Представители  высшего  эшелона государственного управления в Казахстане, как правило, владеют  практиками управления проектами и  применяют их в  реальных проектах. Вместе с тем, отсутствие национальных стандартов в этой области приводит к сложностям в ходе реализации межотраслевых  программ.

Таким образом, подводя  итог анализа наличия исходных предпосылок  для масштабного развития проектного менеджмента в Казахстане, можно  утверждать, что такие предпосылки  в стране имеются. Однако, требуется  их осмысление в рамках задач дальнейшего  развития проектного менеджмента, уровень  которого явно отстает  от заданных темпов индустриализации страны. 

6. Основные барьеры  на пути развития проектного  менеджмента 

Для анализа существующих барьеров на пути  развития проектного менеджмента как институционального проекта целесообразно выделить четыре аспекта: финансовый, клиентский, «внутренние бизнес-процессы», «непрерывное  обучение и развитие персонала».

Ключевая проблема финансового аспекта заключается  в отсутствии в Казахстане:

- системы мониторинга  реализации государственных   программ и проектов, основанной  на стандартах Управления проектами;

- системы бюджетного  финансирования процесса развития  проектного менеджмента.

Международная практика показывает, что только использование  методологий интегрированного контроля проектов, по аналогии со стандартом ANSI EVMS 749 позволит обеспечить прозрачность  реализации проектов в интересах  государства, существенно  сократить  издержки, и ликвидировать коррупционную  составляющую  проектов.

В своем ежегодном  Послании народу Казахстана «Новое десятилетие  – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана»  глава государства отметил: «Каждый  индустриальный проект в каждом регионе  должен быть взят под особый контроль не только местной власти, но и общественности».

Клиентский аспект. На 16 миллионов населения в Казахстане  одновременно используются несколько  международных и зарубежных стандартов, регулирующих область Управление Проектами. Тогда как в Китае на 1,3 миллиарда человек действует один стандарт C-PMBOK. Япония, США, Австралия, Великобритания, Швейцария также имеют  свои национальные стандарты.

В Послании Президента Народу Казахстана (2010 г.) поставлена задача реализации 162 крупных проектов с  общим объемом инвестиций 6,5 триллионов тенге, что превышает две пятых  ВВП страны. Для решения этой задачи бесспорно требуется подготовка большого количества высоко-профессиональных проектных менеджеров.

Сегодня рост интереса к профессии проектного менеджера  в стране сдерживается из-за отсутствия в государственном  реестре Министерства труда и социальной защиты профессий, связанных с руководством и реализацией  проектов и программ, тогда как, именно профессиональное   руководство  проектами и программами является  ключевым  фактором в реализации Государственной  программы  форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР) и Дорожная карта бизнеса 2030.  При  этом  именно, проектные  менеджеры, могут обеспечить реальное соблюдение интересов  клиента, предоставление им максимальной  ценности. 

 Внутренние бизнес-процессы. Главным сдерживающим  фактором  развития проектного менеджмента  и повышения  технологической   зрелости организаций и компаний  является отсутствие  национальных  стандартов по Управлению проектами.  Приступив  к реализации проектов  в рамках Государственной программы   ФИИР и Дорожной карты бизнеса  2030, Казахстан не закрепил на  государственном уровне нормативными  документами понятия «проект», «управление  проектами и программами». В условиях  отсутствия национального стандарта  не определено, какой из  действующих  в мировой практике стандартов  управления проектами рекомендуется  использовать всем участникам  реализации Стратегии - 2020. В программе  ФИИР запланировано только совершенствование  технико-технологических стандартов, относящихся к регулированию  операционной (производственной)  деятельности.

В то же, время стандартизация методик проектного управления, позволит значительно сократить расходы  на подготовку  специалистов и  последующую  реализацию проектов

Аспект «непрерывное обучение и развитие персонала». В  рамках реализации Государственной  программы  ФИИР и Дорожной карты  бизнеса 2020 нарастает  дефицит высокопрофессиональных   руководителей проектов. В настоящее  время государство вынуждено  доверять огромные ресурсы отечественным  специалистам, не сертифицированным  в области Управления проектами, или иностранным специалистам, использующим в своей работе стандарты, изложенные на английском языке. Это существенно  затрудняет единое толкование английских терминов на государственном и русском  языках.

В государственной  программе ФИИР  предусмотрены   мероприятия  по подготовке и повышению  квалификации  кадров  по 186 специальностям для реализации проектов, включенных  в региональные карты индустриализации. Государственный заказ на подготовку кадров и создание постоянных рабочих  мест намечено  размещать среди  специализированных сервисных организаций, государственных и частных образовательных  структур. Однако, подготовка по специальности  «Управление проектами», которая  была введена в Государственный  классификатор специальностей высшего  и послевузовского образования  в 2008 году ведется лишь в двух вузах  с общим количество выделенных государственных  образовательных грантов не более 20.

Мировой опыт показывает, что практически во всех крупнейших  вузах мира ведется подготовка проектных  менеджеров. В результате, с привлечением крупных внешних инвестиций в  нашу страну, может резко  увеличиться  поток западных топ-менеджеров со своими индивидуальными методиками Управления проектами, что не  будет содействовать  повышению конкурентоспособности  казахстанского проектного менеджмента.

Важно, также и  то, что методы, используемые западными  компаниями, зачастую имеют закрытый характер, и не ставят своей  целью  максимальную эффективность для  казахстанских партнеров.

 Требуются энергичные  действия по организации масштабной  подготовки проектных менеджеров  в стране, как через ведущие  вузы, так и специально создаваемые  центры повышения квалификации  работающих  проектных менеджеров.

Министерству образования  и науки РК необходимо взять под  контроль процесс аккредитации международными центрами проектного менеджмента казахстанских  учебных программ, связанных с  подготовкой  специалистов в области  управления проектами.    

7. Цели и задачи  концепции

Целью настоящей  Концепции является активизация  нормативно-законодательной, социально-экономической  и организационно-методической деятельности по развитию  проектного менеджмента  во  всех  сферах жизнедеятельности  государства и общества как  важного  инструмента  реализации  Стратегического  плана 2020 и    повышения конкурентоспособности  страны.

Для достижения поставленной цели предлагается сконцентрировать усилия на решении следующих задач:

1. Привлечь  внимание государственных структур, институтов гражданского общества и бизнеса к необходимости активного развития  современных технологий  управления;

2. Сформировать благоприятную правовую базу для разработки, принятия национального стандарта  по управлению проектами,  и  его   адаптации  к  отраслевым спецификам, использую для этого опыт  Института управления проектами PMI (США), который пошел по пути специализации и расширил стандарт управления проектами PMBOK, выделив в нем следующие области: управление проектами со стороны правительств – Government extension to PMBOK, управление проектами в строительстве - Construction extension to PMBOK, управление стоимостью – Practice Standard for Earned Value Management, построение иерархических структур работ - Practice Standard for Work Breakdown Structures и др.;

3. Разработать обучающие   программы для  различных   категорий населения (госслужащие,  обучающие  тренеры и преподаватели,  студенты вузов, руководители  бизнес структур,  НПО, и др.)   с использованием: активных методов  обучения (Action  Learning); методик коучинга  и оценки (Coaching   and  Assessment); взаимного   консультирования  (Peer  to  Peer) слушателей;  обмена  опытом  реализации  сходных   проектов; мастер–классы специалистов - практиков  из  компаний,  внедривших  проектное управление или руководителей  сложных проектов; интернет-конференций; 

4. Создать центры  компетенции с целью повышения  квалификации специалистов и  развития проектного менеджмента   при ведущих  вузах  РК  и Академии  госслужбы  Казахстана;

5. Создать интернет-портал  «Управление  проектами» на  основе  новейших веб-технологий  и принципах функционирования  социальной  сети;

6. Сформировать системы   серитификации по национальному  страндарту  Управления проектами; 

7. Внести в «Государственный  реестр профессий Министерства  труда и социальной защиты  РК»  и «Реестр должностей  административных государственных  служащих» должности «менеджер  проекта» и «менеджер программы»;  

8.  Развивать   проектный менеджмент в стране;

9. Разработать   отраслевые  стандарты,  адаптированные  к  казахстанской  специфике,  например,   Управление  проектами   в  энергетике,  горнодобывающей   промышленности,  металлургии.

8. Основные принципы  и правовые основы развития  проектного менеджмента  в  Казахстане

Основные принципы развития проектного менеджмента  включают:

а) эволюционность и  поэтапность  развития  проектного менеджмента;

б) соблюдение этических  норм и  правил;

в) синхронизацию  процесса  развития   проектного менеджмента  с  процессами  формирования  национальной  инновационной  системы;

г) приобщение широких  слоев  населения к  современной  культуре  управления  проектами, как  инструменту  гармонизации  партнерских  отношений  юридических  лиц  с  одной  стороны, работников и работодателей - с  другой стороны.  

Ни одна из общественных структур – участниц процесса  продвижения  проектного менеджмента  не  может  претендовать  на  монополизацию  данного процесса  в Казахстане.

Для координации  действий всех заинтересованных структур в развитии УП в Казахстане создается  Технический  координационный комитет  по стандартизации  Управления проектами.

Правовой  основой  для начала продвижения  проектного менеджмента в  Казахстане  является  действующая  законодательная  база. В последующем эта база должна быть трансформирована таким образом, чтобы обеспечивался  процесс  развития проектного менеджмента в  РК  в направлении его гармонизации с международными стандартами Управления проектам. 

9. Основные направления  и инструменты реализации Концепции  развития проектного менеджмента 

Пути и механизмы  реализации Концепции согласуются  с ее основными задачами. Для того, чтобы привлечь внимание государственных  структур, институтов гражданского общества и бизнеса к необходимости  активного продвижения современных  технологий управления проектами, в  качестве первого и главного шага предлагается на  основе  данной Концепции разработать План мероприятий Правительства РК по ее реализации.

Обсуждение  проекта  этого Плана должно осуществляться  с широким участием квалифицированных  отечественных и зарубежных проектных  менеджеров. Для организации обсуждения целесообразно использовать  механизм  общественных и парламентских   слушаний.

Информация о работе Менеджмент негіздері