Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ системы управления финансами поселка Усть-Омчуг Тенькинского района Магаданской области и разработка путей оптимизации управления.
Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть сущность и направления использования муниципальных финансов;
раскрыть основы деятельности органов местного самоуправления по управлению финансами;
дать общую характеристику МО «Поселок Усть-Омчуг»
проанализировать бюджет МО «Поселок Усть-Омчуг»
определить рекомендации по оптимизации управления финансами в исследуемом муниципальном образовании.

Работа состоит из  1 файл

основная часть.docx

— 152.01 Кб (Скачать документ)

 

    1. Основные принципы формирования муниципальных финансов

 

Финансовую основу местного самоуправления составляют местные финансы, т.е. совокупность денежных средств, формируемых и  используемых для решения вопросов местного значения. Они включают в  себя:

– средства местного бюджета;

– государственные и муниципальные  ценные бумаги, принадлежащие органам  местного самоуправления;

– другие финансовые средства.

В соответствии с Федеральным законом  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ к местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных  образований.

БК РФ относит местные бюджеты  к третьему уровню Ст. 10 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)., входящему в бюджетную систему РФ. Бюджет муниципального образования Ст. 15 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ). (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий.

Согласно Федеральному закону «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» местные  бюджеты: Ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

1. Каждое муниципальное образование  имеет собственный бюджет (местный  бюджет).

Бюджет муниципального района и  свод бюджетов поселений, входящих в  состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены  сметы доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения  и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих  поселений самостоятельно.

2. Органы местного самоуправления  обеспечивают сбалансированность  местных бюджетов и соблюдение  установленных федеральными законами  требований к регулированию бюджетных  правоотношений, осуществлению бюджетного  процесса, размерам дефицита местных  бюджетов, уровню и составу муниципального  долга, исполнению бюджетных и  долговых обязательств муниципальных  образований.

3. Формирование, утверждение, исполнение  местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия местной администрации  поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

4. Органы местного самоуправления  в порядке, установленном федеральными  законами и принимаемыми в  соответствии с ними иными  нормативными правовыми актами  Российской Федерации, представляют  в федеральные органы государственной  власти и (или) органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации отчеты об исполнении  местных бюджетов.

5. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

6. Проект местного бюджета, решение  об утверждении местного бюджета,  годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе  исполнения местного бюджета  и о численности муниципальных  служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений  с указанием фактических затрат  на их денежное содержание  подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения  обеспечивают жителям поселения  возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Доходы муниципальных бюджетов Ст. 55 ФЗ « Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ». состоят из:

- собственных доходов (налоговые  и неналоговые доходы);

- поступлений от других уровней  бюджетной системы.

К собственным доходам местных  бюджетов относятся:

1) Средства самообложения граждан  - под средствами самообложения  граждан понимаются разовые платежи  граждан, осуществляемые для решения  конкретных вопросов местного  значения Ст. 56 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». .

2) Доходы от местных налогов  и сборов - перечень местных налогов  и сборов и полномочия органов  местного самоуправления по их  установлению, изменению и отмене  устанавливаются законодательством  РФ о налогах и сборах Ст. 57 ФЗ « Об общих принципах  организации местного самоуправления  в РФ»..

3) Доходы от региональных налогов  и сборов - доходы от региональных  налогов и сборов, которые зачисляются  в местные бюджеты по налоговым  ставкам, установленным законами  субъектов РФ в соответствии  с законодательством о налогах  и сборах Ст. 58 ФЗ « Об общих  принципах организации местного  самоуправления в РФ»..

4) Доходы от федеральных налогов  и сборов - доходы от федеральных  налогов и сборов зачисляются  в местные бюджеты по нормативам  отчислений в соответствии со ст.59 Ст. 59 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»..

5) Безвозмездные поступления из  других бюджетов бюджетной системы  РФ, включая дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности муниципальных  образований, субсидии и иные  межбюджетные трансферты Ст. 62 ФЗ  « Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ». и другие безвозмездные поступления;

6) Доходы от имущества, находящегося  в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных  предприятий, остающейся после  уплаты налогов и сборов и  осуществления иных обязательных  платежей, в размерах, устанавливаемых  нормативными правовыми актами  представительных органов муниципального  образования, и часть доходов  от оказания органами местного  самоуправления и муниципальными  учреждениями платных услуг, остающаяся  после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых  в соответствии с федеральным  законом отнесено к компетенции  органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии  с федеральными законами, законами  субъектов РФ и решениями органов  местного самоуправления.

Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с БК РФ.

Органы местного самоуправления ведут  реестры расходных обязательств муниципальных образований в  соответствии с требованиями БК РФ в порядке, установленном местной  администрацией. Ст. 53 ФЗ « Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ».

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

– содержание органов местного самоуправления;

– формирование муниципальной собственности  и управление ею;

– организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной  собственности или в ведении  органов местного самоуправлении;

– содержание муниципальных органов  охраны общественного порядка;

– организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального  хозяйства;

– муниципальное дорожное строительство  и содержание дорог местного значения;

– благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

– организация утилизации и переработки  бытовых отходов (за исключением  радиоактивных);

– содержание мест захоронения, находящихся  в ведении муниципальных органов;

– организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся  в муниципальной собственности  или в ведении органов самоуправления;

– охрана окружающей природной среды  на территориях муниципальных образований;

– реализация целевых программ, принимаемыми органами местного самоуправления;

– обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов.

Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагает на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов  РФ обязанность обеспечивать муниципальным  образованиям минимальные местные  бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Такие расходы устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Если доходная часть не может быть обеспечена за счет доходных источников, то федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

 

1.3 Муниципальные финансы как основа деятельности органов местного самоуправления

 

Местное самоуправление является одной из предусмотренных  Конституцией Российской Федерации  форм народовластия. В Конституции  также всячески подчеркивается, что  это самостоятельный уровень  власти, не зависимый от государства  и реализующий свои задачи. Вместе с тем не следует забывать, что  публичная власть Российской Федерации  представляет собой единый механизм. В силу этого даже самостоятельные  уровни власти осуществляют свою деятельность во взаимодействии друг с другом.

Местное самоуправление, являясь сложным  социальным феноменом, изучается представителями  многих общественных наук, каждая из которых  имеет свой особый аспект исследования. В юриспруденции местное самоуправление рассматривается в основном представителями  государствоведческих дисциплин, которые  по-разному определяют его в зависимости  от целей научного исследования. Так, местное самоуправление рассматривается  как форма народовластия, основа конституционного строя, разновидность  публичного управления, компонент гражданского общества и др. Комплексный подход к местному самоуправлению как явлению  социальной действительности демонстрирует  муниципальная наука, основоположником которой является Л.А. Велихов. [8]

Сам термин «самоуправление», как  и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного, единого  научного значения и понимается по-разному. Подтверждением этому являются и  редакции федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 и 2003 гг. [8]

  В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (далее - Закон 1995 г.) местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (далее - Закон 2003 г.) говорится: «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Чтобы выявить  сущность местного самоуправления, необходимо определить его социальное предназначение, то есть ответить на вопрос, для чего оно существует в государстве, с  какой целью создается, какие  осуществляет функции. Основная цель местного самоуправления - обеспечить эффективность  управления в местах совместного  проживания людей, создать все условия, необходимые для жизнедеятельности  населения, максимально приблизив  к населению сам управленческий процесс. Для достижения этой цели важно  решить следующие задачи:

Информация о работе Местное самоуправление