Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ системы управления финансами поселка Усть-Омчуг Тенькинского района Магаданской области и разработка путей оптимизации управления.
Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть сущность и направления использования муниципальных финансов;
раскрыть основы деятельности органов местного самоуправления по управлению финансами;
дать общую характеристику МО «Поселок Усть-Омчуг»
проанализировать бюджет МО «Поселок Усть-Омчуг»
определить рекомендации по оптимизации управления финансами в исследуемом муниципальном образовании.
Из таблицы 2, видно, что расходы местного бюджета осуществлялись в основном исходя из фактического поступления финансовых ресурсов.
Графически динамика расходов бюджета поселка Усть-Омчуг по отдельным статьям представлена на рисунке 5.
Рис. 5 Динамика расходной части бюджета МО «Поселок Усть-Омчуг» за период с 2009-2011гг.
Далее нужно провести вертикальный анализ доходной и расходной части бюджета МО «Поселок Усть-Омчуг» за 2009-2011гг. расчетные данные для проведения анализа представлены в приложении 2.
Из приложения 2 можно сказать, что бюджет 2011 г. в отличие от двух предыдущих лет является дефицитным. Дефицит составил 650 тыс. руб. В 2009 г. наблюдался профицит в сумме 24,3 тыс. руб., в 2010 г. профицит составил 19,5 тыс. руб. Резкий дефицит объясняется резким активным ростом наиболее значительной части расходов бюджета муниципального образования.
Структура расходов бюджета МО «Поселок Усть-Омчуг» за период с 2009-2011гг. представлена на рисунке 6.
Рис. 6 Структура расходов бюджета МО «Поселок Усть-Омчуг» за период с 2009-2011гг.
Коммунальное хозяйство занимает в структуре бюджета 57,34% в 2011 г. и в течении тех лет его удельный вес возрос с 55,92% в 2009 г., темп роста составил 12,5% в 2010 г. и 13,99% в 2011 г. Такая динамика превосходит темпы роста налоговых доходов бюджета поселения, что является крайне негативной тенденцией. Значительная часть трат муниципального образования приходится на содержание администрации поселка 19,57% и на содержание главы муниципального поселения 2,52% в 2011 г., при этом данные затраты за последние три года увеличились удельный вес с 18,05% и 2,38% соответственно. Сложившаяся картина в условиях дефицитного бюджета требует предельного внимания и анализа в целях снижения расходов и снятия дополнительной нагрузки с муниципального бюджета.
Немаловажной статьей расходов бюджета является благоустройство (рис.7) поселковых территорий, что значительно повышает условия проживания местных жителей. Но данная статья расходов поселкового бюджета имеет тенденцию к снижению, так в бюджете 2009 г. статья занимала 15,69%, в 2010 г. 14,11%, а в 2011 г. 13,01% и составила в натуральном выражении 3 649 тыс. руб.
Рис. 7 Динамика расходов на производство
В целом расходы бюджета муниципального образования за анализируемый период возросли с 22 432 тыс. руб.в бюджете 2009 г., до 28 057 тыс. руб.
Далее необходимо провести анализ структуры и динамики расходов на содержание администрации МО «Поселок Усть-Омчуг».( таблица 3)
Как видно из произведенных ниже расчетов, расходы на содержание администрации за 2009 г. увеличились на 19,98%, а в 2010 г. на 13% и составили в натуральном выражении 5 489,4 тыс. руб. Снижение темпов роста является положительным фактом.
Таблица 3
Анализ структуры и динамики расходов на содержание администрации МО «Поселок Усть-Омчуг» за 2009-2011гг.
Показатели |
Расходы, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Удельный вес, % |
Изменения в удельном весе | ||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2010г. к 2009г. |
2011г. к 2010г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2010г. |
2009 г. | |
ВСЕГО расходы на содержание муниципальной администрации |
4049,00 |
4858,00 |
5489,40 |
119,98 |
113,00 |
100,59 |
100,58 |
100,00 |
- |
- |
Оплата труда и начисления на оплату труда |
2782,00 |
3296,00 |
3690,69 |
118,48 |
111,97 |
68,71 |
67,85 |
67,23 |
-0,86 |
-0,61 |
Услуги связи |
40,00 |
45,00 |
49,40 |
112,50 |
109,78 |
0,99 |
0,93 |
0,90 |
-0,06 |
-0,03 |
Транспортные услуги |
20,00 |
23,00 |
27,00 |
115,00 |
117,39 |
0,49 |
0,47 |
0,49 |
-0,02 |
0,02 |
Коммунальные услуги |
140,00 |
161,00 |
180,22 |
115,00 |
111,93 |
3,46 |
3,31 |
3,28 |
-0,14 |
-0,03 |
Услуги по содержанию имущества |
123,00 |
135,00 |
145,50 |
109,76 |
107,78 |
3,04 |
2,78 |
2,65 |
-0,26 |
-0,13 |
Прочие услуги |
318,00 |
509,00 |
599,36 |
160,06 |
117,75 |
7,85 |
10,48 |
10,92 |
2,62 |
0,44 |
Прочие расходы |
24,00 |
28,00 |
32,50 |
116,67 |
116,07 |
0,59 |
0,58 |
0,59 |
-0,02 |
0,02 |
Приобретение основных средств |
345,00 |
379,00 |
428,00 |
109,86 |
112,93 |
8,52 |
7,80 |
7,80 |
-0,72 |
-0,00 |
Оплата ГСМ |
101,00 |
112,00 |
120,00 |
110,89 |
107,14 |
2,49 |
2,31 |
2,19 |
-0,19 |
-0,12 |
Оплата расходных материалов |
180,00 |
198,00 |
216,74 |
110,00 |
109,46 |
4,45 |
4,08 |
3,95 |
-0,37 |
-0,13 |
В условиях дефицитного бюджета на 2011 г. необходимо проводить оптимизацию расходов муниципального образования с целью снижения дисбаланса доходов и расходов. Выявленный большой удельной вес такой статьи как содержание администрации муниципального образования требует более детального анализа, с этой целью проведем анализ структуры и динамики затрат на содержание администрации муниципального образования за последние три года. Расчетные данные для анализа представлены в таблице 3.
В структуры обозначенных затрат преобладают затраты по оплате труда и начисления на оплату труда, которые составили 68,71% в бюджете 2000 г. и к 2011 г. снизились до 67,23%, в натуральном выражении составили 3 690,69 тыс. руб. За последние три года значительно возросли прочие услуги с 7,85% в 2009 г. до 10,92% в 2011 г. и составили 599,36 тыс. руб. Увеличение стоимости основных средств занимает в бюджете 2011 г. 7,8% (в 2009 г. составляло 8,52%) и равно 428 тыс. руб.. Приобретение расходных материалов требует 3,95% поселкового бюджета 2011 г. или 216,74 тыс. руб. Коммунальные услуги составили в расходах на содержание администрации 115 тыс. руб. или 3,28%.
В ходе анализа расходов на содержание администрации муниципального образования выявлены такие «сомнительные» расходы как прочие услуги, приобретение основных средств и расходных материалов поскольку сокращение затрат по этим статьям в течение одного, или нескольких лет некритично скажет на работе администрации в целом, а общая сумма этих затрат на порядок превышает годовой дефицит бюджета в сумме 650 тыс. руб.. Детальный анализ и рациональное использование финансовых ресурсов бюджета позволит сократить или ликвидировать дефицит муниципального бюджета.
2.4 Рекомендации
по совершенствованию системы
управления финансами МО «
В результате проведенного анализа можно сформулировать следующие выводы:
- бюджет
муниципального образования
- в 2011 г. выявлен дефицит бюджета в размере 650 тыс. руб. для чего предложены мероприятия по оптимизации расходов муниципального бюджета и снижения тем самым дефицита
Подход к формированию бюджетной политики муниципального образования должен быть комплексный и носить системный характер: с одной стороны необходимо повышение налоговых поступлений в бюджет, с другой стороны оптимизация структуры расходных обязательств бюджета.
Необходимо отметить, что недостаточность финансовой базы функционирования местной власти является широко распространенным явлением на территории нашей страны. В этих целях целесообразно осуществить следующий комплекс изменений бюджетно-налоговой системы.
1. Усилить
роль местных налогов в
Возможно
рассмотрение вопроса о придании
статуса местных некоторым
Учитывая, что даже реализация обозначенных выше предложений не исключает наличия финансово несамодостаточных городских округов, а также крупных и с высокой плотностью населения районов и поселений, в формуле выравнивания бюджетной обеспеченности необходимо учесть проявления эффекта масштаба.
Предлагаемый
комплекс мероприятий, как представляется,
способен повысить уровень фискальной
автономии муниципальных
Заключение
Местные финансы являются основой развития муниципального самоуправления в нашей стране. Результатом реформирования бюджетной системы за последние несколько лет стало повышение самостоятельности муниципальных органов власти, рост их полномочий в бюджетной сфере, усиление контроля, однако, данные направления принесли с собой и ряд проблем, в первую очередь связанных с недостаточным поступлением доходов при резком росте расходов.
Так, в результате анализа системы управление финансами в МО «Поселок Усть-Омчуг» можно сделать следующие выводы.
Управление финансами в МО «Поселок Усть-Омчуг» осуществляется финансово-экономическим отделом администрации, в составе отдела три сотрудника: начальник одела, ведущий специалист и специалист 1 категории. В задачи отдела входит реализация единой финансовой, бюджетной и долговой политики на территории поселка, подготовка проекта бюджета и другие.
Проанализировав бюджет муниципального образования, можно отметить, что наблюдается рост доходной части, однако в структуре доходов собственные доходы бюджета занимают незначительную долю, большая же часть приходится на налоги на доходы физических лиц, дотации и субсидии.
В расходной части бюджета преобладают расходы на ЖКХ и благоустройство, значительна доля расходов на содержание администрации поселка. В связи с ростом бюджетного дефицита необходимо принять меры по минимизации данных расходов.
Необходимо отметить, что недостаточность финансовой базы функционирования местной власти является широко распространенным явлением на территории нашей страны. В этих целях целесообразно осуществить следующий комплекс изменений бюджетно-налоговой системы.
1. Усилить
роль местных налогов в
Возможно
рассмотрение вопроса о придании
статуса местных некоторым