Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ системы управления финансами поселка Усть-Омчуг Тенькинского района Магаданской области и разработка путей оптимизации управления.
Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть сущность и направления использования муниципальных финансов;
раскрыть основы деятельности органов местного самоуправления по управлению финансами;
дать общую характеристику МО «Поселок Усть-Омчуг»
проанализировать бюджет МО «Поселок Усть-Омчуг»
определить рекомендации по оптимизации управления финансами в исследуемом муниципальном образовании.

Работа состоит из  1 файл

основная часть.docx

— 152.01 Кб (Скачать документ)

·         Серьезной практической проблемой  здесь является определение муниципального образования, в собственность которого должен перейти  неделимый объект. Например, такая ситуация складывается во время передачи в муниципальную  собственность поселений сетей  и предприятий электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, обслуживающих население нескольких поселений.

Проблемным  вопросом во многих субъектах РФ остается разграничение имущества между  муниципальными районами и входящими  в их состав городскими и сельскими  поселениями.

Так, по данным Министерства регионального  развития Российской Федерации по состоянию  на 1 октября 2007 г., все виды имущества (в соответствии со статьей 50 Федерального закона №131-ФЗ) были разграничены между муниципальными районами и входящими в их состав городскими и сельскими поселениями только в 20 субъектах РФ.

По отдельным  видам муниципальное имущество  разграничено в 48 субъектах РФ, имущество  между муниципальными образованиями  не разграничивалось в 12 субъектах  РФ.  В большинстве субъектов  РФ завершена передача из собственности  поселений в собственность муниципальных  районов имущества учреждений здравоохранения  и образования. 

По состоянию  на 1 ноября 2007 г., законами субъектов  РФ о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, в целом по Российской Федерации имущество  из собственности муниципальных  районов передано в собственность 6604 вновь образованных городских  и сельских поселений (55% от общего количества вновь образованных поселений).

Процесс формирования муниципальной собственности  выявил также и следующие проблемы:

·         на федеральном уровне определены лишь некоторые процедуры разграничения  собственности, в то время как  отсутствует порядок, содержащий критерии разграничения (например, выявление  круга пользователей спорным  объектом имущества);

·         объекты публичного имущества (федерального, регионального, муниципального) не имеют  технических паспортов, отсутствуют  документы, устанавливающие право  собственности или иное вещное право, а для создания подобной документации требуются финансовые средства;

·         порядок регистрации права публичного имущества продолжает оставаться сложным;

·         у муниципалитетов  возникла проблема содержания бесхозного имущества. [19]

Проведенные Институтом современного развития полевые  исследования показывают, что муниципальным  сообществом, представляющим городские  и сельские поселения, а также  городские округа – административные центры субъектов РФ, подвергается критике существующий в настоящее  время порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность  на которые не разграничена.

Федеральным законом от 17.04.2006 №53-ФЗ были внесены  изменения в Федеральный закон  от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», передающие право по распоряжению земельными участками, государственная собственность  на которые не разграничена, только органам местного самоуправления муниципальных  районов и городских округов, то есть поселениям указанное право  предоставлено не было.

 Вероятно, этот шаг был мотивирован опасениями  федеральных властей, что органы  местного самоуправления городских  и сельских поселения в силу  дефицита соответствующих профессиональных  кадров не смогут обеспечить  эффективное управление указанной  категорией земельных участков.

Более того, Федеральным законом от 17.04.2006 №53-ФЗ  субъектам Российской Федерации  было предоставлено право своими законами передавать распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столицах субъектов Российской Федерации, исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Введение указанной нормы иначе, чем политическими причинами, связанными с желанием усилить влияние органов государственной власти субъектов РФ в муниципалитетах – столицах субъектов, объяснить сложно.

За прошедшие  годы муниципальной реформы органы местного самоуправления приобрели  существенный опыт управления муниципальным  имуществом, средствами местных бюджетов в новых социально-экономических и правовых условиях. На наш взгляд, поселенческий уровень местного самоуправления имеет больше информации о фактическом состоянии земельных участков на своей территории, в состоянии более гибко и оперативно реагировать на запросы субъектов малого предпринимательства и населения.

Муниципальный хозяйственный комплекс следует  отличать от понятия «муниципальное хозяйство», определяемое следующим  образом. Муниципальное хозяйство - это деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно предпринимательством и торговлей, причем эта деятельность направлена на наивыгоднейшее использование материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (то есть благоустройства в широком смысле) живущего на ней коллектива.

С целью отражения всех аспектов финансовых отношений между субъектами муниципальной экономики представляется целесообразным сформулировать следующее  определение местного бюджета. Местный  бюджет – это система экономических  отношений между органами местного самоуправления и органами государственной  власти, хозяйствующими субъектами муниципального комплекса, населением в процессе воспроизводства  с целью формирования и использования  фонда денежных средств, являющегося  финансовой основой местного самоуправления. [19]

Финансы выступают не только экономической  категорией, но и инструментом воздействия  на воспроизводственный процесс как всего муниципального хозяйственного комплекса, так и отдельных хозяйствующих субъектов. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм, представляющий собой систему действия финансовых рычагов, финансовых методов, а также организационное, информационное и нормативно-правовое обеспечение. Множественность финансовых взаимосвязей предопределяет сложность самого финансового механизма. [10]

Таким образом, можно сказать, что финансовый механизм представляет собой совокупность способов управления финансовыми отношениями.

Анализ  является одним из базовых этапов процесса управления, а аналитический  инструментарий – мощным управленческим рычагом, результаты которого могут  быть положены в основу процесса управления муниципальными финансовыми ресурсами. На этапе разработки стратегии развития муниципальных образований и  субъекта в целом и выбора направлений  бюджетно-налоговой политики важное значение приобретает комплексный анализ достигнутого уровня социально-экономического развития, показателей состояния местного бюджета, проводимый в разрезе сопоставимых групп муниципальных образований.

Выделение различных типов муниципальных  образований возможно на основе сочетания  трех основных характеристик: административное подчинение, численность населения, экономический профиль.

Административное  подчинение определяет статус и основной набор функций муниципального образования. Муниципальные образования по данной характеристике подразделяются на город (центр субъекта Российской Федерации), город (областного или республиканского подчинения), город (районный центр  областного или республиканского подчинения), с подчиненными ему населенными  пунктами, район с центром в  городе, район с центром в поселке  городского типа (пгт) или селе, одно или несколько сельских поселений.

Численность населения является традиционной характеристикой при классификации  и анализе поселений, отражая  социально-экономический потенциал  муниципального образования. По численности населения муниципальные образования делятся на: крупнейшие – свыше 1000 тыс. чел., крупные – от 500 до 1000 тыс. чел., большие – от 100 до 500 тыс. чел., средние – от 50 до 100 тыс. чел., малые – до 50 тыс. чел. [9]

Экономический профиль является важной характеристикой  для оценки устойчивости экономики  муниципального образования и отражает преобладание отрасли народного  хозяйства в экономике территории. Муниципальные образования классифицированы на промышленные, промышленно-аграрные, аграрные, закрытые административно-территориальные  образования (ЗАТО), наукограды.

 

Глава 2. Организация управления финансами  в МО «Поселок Усть-Омчуг»

 

2.1 Общая характеристика МО «Поселок  Усть-Омчуг» и основные элементы системы управления

 

Усть-Омчуг  — посёлок городского типа в Магаданской  области России, административный центр  Тенькинского района. Посёлок расположен на 271-м километре автодороги к северо-западу от Магадана.

Население 4012 жителей. Населённый пункт основан в 1939 году.

В 1949—1956 годах здесь располагался один из советских исправительно-трудовых лагерей — Теньлаг. Статус посёлка городского типа — с 1953 года, территория муниципального образования составляет 381 га.

В структуре  экономики района ведущее место  принадлежит золотодобывающей отрасли, развитие которой во многом определяет развитие Тенькинского района, гарантию нормальной жизнедеятельности будущих поколений. Ведущая роль в отрасли принадлежит рудному и россыпному золоту. На территории Тенькинского района производят геологоразведку и ведут добычу золота на рудных и россыпных месторождениях 36 предприятий по 84 лицензиям на пользование недрами. Одиннадцать из них осваивают рудные месторождения. Предприятия, осуществляющие добычу золота на россыпных месторождениях, не смотря на их истощенность, с 2004 года стабильно имеют общую добычу золота в пределах 1000 кг. в год. В 2011 году в районе добыто золота - 2123,1 кг, в том числе на рудных месторождениях - 1079,6 кг., на россыпных месторождениях - 1043,5 кг.; добыто серебра - 3956,7 кг.

Потребительский рынок - крупный сектор районной экономики, на котором действуют 80 объектов торговли и общественного питания. В сфере  розничной торговли занято более 100 человек.

Краткая информация о крупных предприятиях района:

- ОАО  «Рудник им. Матросова», В 2010 году предприятием началось проведение работ по составлению предварительного ТЭО и основного ТЭО проекта строительства Наталкинского Гока. Проводится интенсивная разведка месторождения «Дегдекан», данные геологоразведки были представлены в ГКЗ Роснедра с целью постановки запасов на учет. В течение 2008-2009 годов проведены, в соответствии с имеющейся лицензией поисково-ревизионные работы на месторождении Омчакская перспективная площадь.

- ОАО  «Геоцентр», в настоящее время построена обогатительная фабрика. Добыча золота на первом этапе предусматривается предприятием в 2008 году в пределах 300-400 кг.

- ООО  «Электрум - Плюс», Предприятие имеет реальные перспективы увеличить ежегодную добычу золота на месторождении, в 2010 году - это единственное золотодобывающее предприятие, которое добыло в районе более 500 кг. золота, отрабатывается месторождение «Ветренское»

- ЗАО  «Нелькобазолото», самое высокорентабельное предприятие района кроме добычи также параллельно проводит разведочные работы на месторождении «Школьное». Предприятие с 2001 года ведет добычу золота и серебра на месторождении, при этом добыто из недр около 5 тонн золота.

- ООО  «Агат» на протяжении ряда  лет добывает в районе золото  и серебро на Агатовском месторождении, и одновременно ведет доразведку месторождения.

- ОАО  «Золоторудная компания Павлик»,  возобновило свою работу по  освоению золота на месторождении  Павлик.

- Муниципальное унитарное предприятие «Тенькатеплосеть» основное предприятие топливно-энергетического комплекса, обеспечивающее поставку воды и тепла по распределительным сетям, которое и в дальнейшем планирует решить задачи постепенной модернизации котельных, расположенных в поселках Тенькинского района, строительство трансформаторной подстанции и водозабора в п. Мадаун Тенькинского района, строительство котельной в п. Омчак Тенькинского района; реконструкцию очистных сооружений в п. Усть-Омчуг Тенькинского района.

Жилищно-коммунальные услуги для населения поселка  Усть-Омчуг оказывает МУП ЖКХ  «Коммунальщик». На поселке работает филиал сбербанка, почта, телеграф, аптека, 8 магазинов. Бюджетные  организации - двух групповой детский сад, школа (МОУООШ), амбулатория.

Администрация п. Усть-Омчуг – исполнительный орган муниципального образования  «поселок Усть-Омчуг» в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ». Осуществляет свои полномочия с 16 января 2007 года.

Структуру органов местного самоуправления муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» составляют:

  1. Собрание представителей поселка Усть-Омчуг – представительный орган муниципального образования;
  2. Глава муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» - высшее должностное лицо муниципального образования;
  3. Администрация поселка Усть-Омчуг – исплолнительно-распорядительный орган муниципального образования.

Администрация поселка Усть-Омчуг обладает правами  юридического лица, действует в организационно- правовой форме муниципального учреждения.

Согласно  части 1 ст.55 Устава муниципального образования  «Поселок Усть-Омчуг», руководство  администрацией осуществляет глава  муниципального образования.

Схема управления МО «Поселок Усть-Омчуг» представлена на рисунке 1.

Информация о работе Местное самоуправление