Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:28, курсовая работа
Большое внимание в пособии уделяется функциям, классификации, типологии управленческих решений, условиям и факторам их качества, моделированию процесса разработки на основе системного подхода, а также этапам реализации управленческих решений. Предложены приемы разработки и выбора решений в условиях неопределенности и риска, а также способы уменьшения неопределенностей и основные ошибки при принятии решений в условиях недостатка информации. Рассмотрены процедуры оценки качества и эффективности управленческих решений и ответственность за их последствия.
Введение………………………………………………………………………..….3
1.Теоретические основы принятия управленческого решения
1.1.Содержание формы и принципы управленческого решения…………….6
1.2 Особенности управленческих решений на современных российских предприятиях………………………………………………………………….....15
1.3 Методы принятия управленческих решений…………………………..….18
Практическая часть
1. Идентификация проблемной ситуации………………………………….….21
2. Целевая ориентация решения…………………….35
4.Значимость целей………………………………………………………………46
5.Выбор метода сравнения альтернатив…………………………………..…..53
Заключение………………………………………………………………………..55
Список использованной литературы………………………………………….59
Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путём обработки больших массивов информации с помощью ЭВМ.
В практике управления широко используются модели процесса принятия решений. Это позволяет принимать управленческие решения, на качественно новом уровне, разрабатывать и внедрять в практику современные технологии.
Профессиональное
Следует понимать, что модель
позволяет найти рациональное решение
лишь для упрощенного варианта ситуации
принятия решения. Решение, найденное
с помощью моделирования
Таблица 1 – Взгляды ученых
на определение понятия «
№п/п |
Автор |
Содержание управленческого решения |
1. |
Г. Саймон |
Взамен предложенной классическим экономике сверхрациональной экономической модели он выдвинул административную модель человека, обладающего гораздо более скромными возможностями, не имеющего полной информации о вариантах выбора и их вероятных последствиях и поэтому испытывающего «удовлетворение». Удовлетворение в данном случае представляет собой одобрение приемлемых результатов (в противовес стремлению к максимизации полезности посредством всеобъемлющего поиска и проведения соответствующих вычислений). Именно таким образом принимающие решения люди находят кратчайшие пути к необходимому результату и используют различные практические и интуитивные методы. |
2. |
Дж. Марч, Р.Сайерт |
Р. Сайерт и Дж. Марч утверждают,
что организации действительно
имеют слабые правила согласованности
и таким образом в процессе
принятия решений допускают и
местные рациональности что объясняется
двумя причинами. Во-первых, большое
количество локальных решений в
любом случае не будут противоречить
друг другу; во-вторых, внешняя среда
будет использоваться системой не в
полной мере, в силу чего образуются
ресурсы для преодоления любой
несогласованности. Наконец, последующее
внимание к целям описывает ситуацию,
когда организации в различные
моменты времени стремятся к разным целям.
Авторы приводят пример фирмы, которая
выпускала однородную продукцию, а затем
пытается удовлетворить потребителей
за счет увеличения товарного ассортимента
(при этом она решает первую задачу до
начала решения второй). Такого рода “временной
буфер” является эффективным способом
преодоления проблем подобного рода. Поиск является тенденциозным.
Оценки состояния внешней среды,
являются отражением различий в подготовке,
опыте и целях участников процесса.
Последней концепцией является концепция
организационного обучения. Было бы наивным
предполагать, что процесс организационного
обучения аналогичен процессу индивидуального
обучения. В то же время, Р. Сайерт и
Дж. Марч выяснили, что со временем организации
действительно демонстрируют |
3. |
П. Лоуренц |
Во-первых, по мере своего роста системы начинают разделяться на отдельные части, а их общая задача разбивается на несколько подзадач. Однако для того, чтобы система оставалась жизнеспособной эти части должны быть объединены между собой. Во-вторых, системы адаптируются к внешним условиям. |
5. |
Ю.И. Башкатова |
Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире. Принятие эффективных решений — одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации. Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности. Поэтому вслед за возникновением и развитием теории управления возникла и развивалась теория принятия решений. Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория принятия управленческих решений возникли после того, как появились организации в современном понимании. Современные организации отличает от организаций старого типа наличие существенно большего числа крупных и гигантских организаций, а в таких организациях роль управленческого решения возрастает. |
В практике управления
Указ - решение Главы государства, утвержденное парламентом и имеющее силу закона.
Указание - решение носящее методический, технологический характер и рекомендуемое для разъяснения, наставления.
Закон - решение высшей государственной власти, носящий общеобязательный и непреложный характер.
Акт - решение широкого круга государственных и общественных организаций, включая международные отношения.
Приказ - решение руководителя, облеченного властью в организации обязательное для исполнения.
Распоряжение - решение руководителя, не наделенного властью административными функциями, обязательное для исполнения непосредственно подчиненными.
Протокол - решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств.
Инструкция - решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий.
Договор - решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязанностей в различных сферах деятельности.
Соглашение - решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности.
План - решение, отражающее цели и конкретные задач деятельности, средства, методы и время реализации решений.
Контракт - решение, чаще всего коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязанностей, считающееся подвидом соглашения.
Оферта - решение коммерческого характера о предложении лицу заключить сделку на указанных условиях выступающее одной стороной контракта.
Акцепт - решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях, выступающее второй стороной контракта.
Положение - решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность.
Правила - решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор норм поведения и деятельности работников.
Модель - решение включающее набор определенных элементов и связей, воспроизводящих реакции реального процесса или явления на входные воздействия.
Существует множество форм реализации управленческих решений, рассмотрим основные и наиболее распространенные из них.
Предписание - официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.
Деловая беседа - специально организованная встреча с подчиненным, группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для организации.
Убеждение - деловая беседа, проводимая проводимая руководителем с целью добиться у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решения для его выполнения.
Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.
Принуждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного вознаграждения.
Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения решения.
Сообщение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения решения.
Обучение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения решений.
Совет - деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на выполнение решений.
Тренинг - специально организованная деятельность по разработке и реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений.
Совещание - коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма использования коллективного разума, обмена информацией и опытом.
Заседание - узкопрофессиональное совещание для решения организационных задач.
Отчет - сообщение специалиста о результатах проделанной работы по выполнению решения.
Деловое слово - твердое решение руководителя, данное подчиненным в устной форме.
1.2 Особенности управленческих
решений на современных
В управленческой деятельности современных российских предприятий выделяются четыре класса наиболее распространенных проблем.
К ним относятся.
1. Стандартные
проблемы. Данные круг проблем
требует применения
2. Хорошо
структурированные проблемы, которые
имеют определенные
3. Слабо
структурированные проблемы, для
решения которых необходима
4. Неструктурированные проблемы. Решение данного круга проблем становится возможным только на основе экспертных оценок, суждений профессионалов.
Чаще всего данные проблемы мало изучены и требуют тщательного анализа для принятия управленческого решения.
Таблица 2 - Сравнительная характеристика решений, принимаемых на современных российских предприятиях
Признак решения |
Тип решения | ||
Оперативное |
Тактическое |
Стратегическое | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Сфера действия |
Низовые звенья, участки, рабочие места |
Подразделения или подсистемы управляемого объекта |
Управляемый объект в целом (предприятие, организация и т.д.) |
Степень сложности решаемой проблемы |
Невысокая (несколько факторов, учитываемых сравнительно легко) |
Умеренная |
Повышенная (большое количество переменных критериев, ограничений) |
Степень структурированности проблемы |
Проблемы хорошо изучены, четко структурированы логически осмыслены |
Умеренно структурирована, известно, что надо делать на каждом этапе, может меняться последовательность этапов и их содержание |
Неструктурированна, уникальная проблема (каждая проблема новая, не похожа на другие) |
Горизонт решения |
Дни, недели, декада, месяц |
Недели, месяцы, год |
Годы, десятки лет, срок жизни поколения |
Периодичность решения |
В реальном масштабе времени |
Регулярная |
Нерегулярная |
Характер результатов решения |
Запрограммированный |
Желаемый |
Ожидаемый |
Уровень руководства, принимающего решения |
Низший уровень |
Все уровни |
Высший уровень и другие в случае необходимости |
Входная информация |
Календарные планы, графики, заявки, заказ- наряды, сводки |
Планы, сводки, отчеты, прочие управленческие документы |
Научно-техническая и |
Обработка информации
|
Информационно-вычислительные операции, составление отчетов, сводок, диспетчирование |
Информационно-вычислительные операции, оптимизация, вариантное планирование, моделирование |
Анализ, сопоставление и экспертная оценка информации, моделирование |
Доля интеллектуальной деятельности |
Незначительная |
Умеренная |
высокая |
Выходная информация |
Отчеты, сводки, графики, оперативные решения |
Планы, сводки, отчеты, текущие решения |
Цели, директивы, экономическая, социальная и организационная политика, перспективные планы, программы развития |
Источники информации |
Преимущественно внутренние |
Внутренние и внешние |
Внешние |
Предметная власть |
Точно определенная, узкая |
Функциональная |
Очень широкая, расплывчатая, многофункциональная, междисциплинарная |
Направленность информации |
Прошлая, текущая |
Недалекое будущее |
Будущая |
Частота использования информации |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Следовательно, детальная классификация принимаемых управленческих решений в деятельности рекламного агентства регионального масштаба, необходима для определения общих и конкретно – специфических подходов к их разработке, реализации и оценке решений.
При этом также необходимо обратить пристальное внимание на роль решения в управленческом процессе.
Все это позволяет повысить качество, эффективность и преемственность решений.
1.3 Методы принятия
Методы принятия управленческих решений — это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например:
декомпозиция - представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов;
диагностика — поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Этот метод применяется при ограниченных ресурсах.
Следует различать методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах.
Экспертные методы принятия управленческих решений. Эксперт — это человек, которого лицо, принимающее решение, или аналитическая группа, проводящая экспертизу, считают профессионалом достаточно высокого уровня в каком-то вопросе. Эксперты приглашаются для проведения экспертизы.
Экспертиза — проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик для подготовки принятия решения. Экспертиза позволяет снизить риск принятия ошибочного решения. Типичные проблемы, требующие проведения экспертизы: определение целей, стоящих перед объектом управления (поиск новых рынков сбыта, изменение структуры управления); прогнозирование; разработка сценариев; генерирование альтернативных вариантов решений; принятие коллективных решений и т.д.
Метод Дельфи — свое название получил по названию греческого города Дельфы, жрецы которого славились умением предсказывать будущее (дельфийские оракулы). Метод характеризуется тремя основными чертами: анонимностью, регулируемой обратной связью, групповым ответом. Анонимность достигается применением специальных опросников или другими способами индивидуального опроса.
Неэкспертные методы принятия управленческих решений. Метод неспециалиста — метод, при котором вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.
Линейное программирование — метод, при котором решаются оптимизационные задачи, в которых целевая функция и функциональные ограничения являются линейными функциями относительно переменных, принимающих любые значения из некоторого множества значений. Одним из примеров задач линейного программирования является транспортная задача.