Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 22:03, курсовая работа
Цель работы – разработка мероприятий по повышению эффективности механизма управления торговым предприятием на основе совершенствования применимых методов управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ ВИДЫ. СПЕЦИФИКА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ 4
1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 8
1.3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 14
1.4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ 15
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 17
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 21
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
2
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный экономический университет
Кафедра экономики предпринимательства
на тему: «Методы управления в торговле»
Студентки
ассистент
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие методов управления, их виды. Специфика для предприятий торговли
1.2. Экономические методы
1.3. Социально-психологические методы
1.4. Административные методы
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ используемых методов управления
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Построение социально-ориентированной рыночной экономики требует пересмотра подходов к организации управления предприятием. Данное требование обусловлено глобальным поворотом от административной модели экономики к рыночной, а также необходимостью обновления социальных, экономических и управленческих отношений, вызванных трансформацией экономики.
Реформы, проводимые в государстве в связи с переходом к рыночной экономике, к сожалению, не сопровождаются адекватными преобразованиями в системе управления предприятием. В связи с этим возникла необходимость преобразования всех элементов механизма управления предприятием, в том числе и методов управления, поскольку они являются ключевой проблемой в организации управления. Посредством оптимального сочетания методов управления можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями хозяйственной деятельности.
Торговые предприятия не являются исключением, и поэтому важнейшим направлением повышения эффективности деятельности торговых предприятий является совершенствование методов управления.
Рыночные условия, определяющие торговую деятельность, высокая конкуренция предопределяют особые подходы к выбору направлений совершенствования применяемых методов управления на торговых предприятиях.
Так, в условиях динамично изменяющегося спроса на товары, развитие методов управления должно затрагивать качественные изменения всех их элементов. В условиях перехода к рыночной экономике суть коренной перестройки управления предприятием состоит в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, активизации человеческого фактора.
В связи с этим актуальным является разработка мероприятий, направленных на совершенствование методов управления торговым предприятием.
Цель работы – разработка мероприятий по повышению эффективности механизма управления торговым предприятием на основе совершенствования применимых методов управления. Методологической основой исследования являются публикации отечественных и зарубежных авторов, периодические издания, учебная литература.
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Х».
Проводимые в экономике преобразования требуют переосмысления всех элементов механизма управления предприятием, начиная с его организационно-функциональной структуры и методов управления и заканчивая обеспечивающими процесс управления средствами, например информационным и техническим обеспечением и т. п.
Принято различать два типа управления:
- базирующееся на принципах централизованного планирования;
- основанное на рыночных механизмах регулирования.
Конечно, оба типа управления имеют общие начала, не зависящие от типа экономической системы, в которых они совершаются, и обусловленные законами, закономерностями и принципами системотехники. Тем не менее, содержание процесса управления в различных концепциях трактуется по-разному.
Сущность концепции, базирующейся на принципах централизованного планирования, чаще всего сводится к целенаправленному воздействию на отдельного человека, коллектив. Планирование из одной, пусть даже важнейшей функции превращается в цель и содержание процесса управления. Более того, в условиях иерархической и жестко централизованной системы управления такая трактовка придавала функциям планирования и контроля гипертрофированную роль, дающую основание для усиления администрирования во всей управленческой вертикали и укреплении исполнительного характера управленческого труда. В силу этого другие функции, например активизация и стимулирование, выражающиеся в широко декларируемом участии трудящихся в управлении предприятием, превратились в формальность, имеющую сугубо идеологическое назначение.
В роли планирования как ключевого звена в системе функций отражались особенности социалистической системы управления, подчеркивались ее отличия от капиталистического менеджмента и преимущества перед ним. В то же время в системе централизованно устанавливаемых на основе единого плана целей, жестко распределяемых ресурсов и единой политики развития всего хозяйства не было необходимости развивать функции, связанные с изучением рынка и спроса. Это приводило к ориентации деятельности не на потребителя, а исключительно на план. В этой связи уместно сказать, что наша промышленность оказалась в тяжелом положении не потому, что были разорваны установленные планом хозяйственные связи, а потому, что эти связи были неэффективными, что, в конечном счете, и привело к их разрыву. Следовательно, надежда на восстановление прежних хозяйственных связей - не больше, чем иллюзия. Их нужно не восстанавливать, а проектировать заново на новой, рыночной основе. Ключ к решению этой проблемы лежит в эффективном рыночном управлении - менеджменте.
Рыночная концепция управления основана на том, что управление является деятельностью хозяйствующего субъекта, в процессе которой происходит упорядочение его структурных элементов на основе рыночных механизмов регулирования хозяйственных процессов.
Каковы бы ни были подходы к определению сущности управления, оно всегда содержит три имманентно присущие ему элемента:
- цели управления;
- способ или способы достижения поставленных целей;
- возможность управления только в условиях организации.
Принципиально плановая концепция управления отличается от рыночной механизмом постановки целей и способами их достижения. Если в плановой концепции цели управления определяются, прежде всего, народнохозяйственными интересами, а не интересами конкретного трудового коллектива, то в рыночной концепции управления цель деятельности - получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества хозяйствующего субъекта. При плановом управлении баланс интересов всех хозяйствующих субъектов осуществляет государство, в рыночной концепции управления он достигается посредством рыночных механизмов саморегулирования. Роль государства сводится к установлению правил ведения торгово-хозяйственной деятельности и различных ограничений. Второе отличие рыночной концепции управления от плановой состоит в способах достижения поставленных целей или методах управления [1, c. 152].
Одни и те же управленческие функции можно осуществлять различными методами. Например, функцию планирования можно реализовать путем директивного установления в плане определенных заданий или создания экономических условий, стимулирующих выполнение тех же заданий. Следовательно, влияние системы управления на управляемый объект проявляется не через состав функций управления, а через методы их выполнения [4, 7].
Управление в системе осуществляется различными методами, которые представляют собой способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивости в заданных рамках функционирования и в процессе перевода из одного состояния в другое.
Иными словами, методы — это способы воздействия одного человека на другого, одного коллектива на другой или одного человека на коллектив.
Функции управления выступают как форма, а методы управления как содержание процесса управления. Между ними существует такая же диалектическая связь, как между формой и содержанием. Различают три группы методов управления:
- экономические;
- организационно-
- социально-психологические [2, 4, 7].
Управление в плановой экономике осуществляется в основном административными методами. Экономические методы при этом носят вспомогательный характер. В рыночной концепции управления экономику регулирует рынок и потребности потребителей. Таким образом, рыночная концепция управления представляет собой управление, основанное на учете объективных экономических законов при принятии и реализации управленческих решений.
Рыночная концепция управления коренным образом изменяет специфику управленческого труда, превращая управленца из исполнителя команд, поступающих от вышестоящих уровней и звеньев управления, в высококвалифицированных предпринимателей и менеджеров, стимулирует их к активной творческой работе, предприимчивости, гибкости мышления, поиску нетрадиционных технических и стратегических решений, умению работать с людьми. В этих условиях управление становится наукой и искусством принятия решений по созданию конкурентных преимуществ и преодолению конкурентных барьеров.
В условиях перехода к рыночной экономике управленческая деятельность включает разнообразный спектр выполняемых работ, направленных на создание наиболее благоприятных условий для развития торговой деятельности, более полного и рационального использования ресурсов, лучшей организации труда. Цель такой деятельности - повышение эффективности деятельности и укрепление конкурентоспособности предприятия. Для этого работникам аппарата управления приходится решать взаимоисключающие задачи:
- повышать гибкость деятельности и быстро менять ассортимент товаров;
- оперативно внедрять новую торговую технику и технологию и иметь необходимый минимум запасов готовой продукции;
- повышать качество обслуживания, организовывать послепродажный сервис, оказывать дополнительные фирменные услуги и постоянно снижать издержки обращения.
Чтобы успешно решать эти и другие задачи, работники аппарата управления должны иметь соответствующие средства и методы, совокупность которых составляет механизм управления.
Поскольку объектом исследования настоящей работы является деятельность торгового предприятия, то при формировании методов управления необходимо учитывать такие особенности предприятий этой отрасли как высокий объем трудовых операций, непосредственно связанных с обслуживанием покупателей и требующих прямого контакта с ними. А эти операции с трудом поддаются механизации и автоматизации, что определяет высокую долю затрат живого труда на предприятиях отрасли (в общей сумме издержек обращения розничных торговых предприятий затраты на содержание персонала составляют 40-50%).
Необходимость приближения к покупателям пунктов продажи товаров массового спроса затрудняет возможности их концентрации. Поэтому основу розничной торговой сети составляют небольшие магазины с численностью работников до 15 человек. В таких магазинах существенно ограничены возможности узкого профессионального и технологического разделения труда, что вызывает соответственно высокую долю совмещения трудовых функций работниками.
Методы управления торговым предприятием базируется на следующих основных принципах:
1. Система управления торгового предприятия должна быть подчинена общей стратегии его развития. Процесс управления должен быть интегрирован со стратегией управления товарооборотом и торговыми услугами, развития материально-технической базы, финансового развития торгового предприятия.
2. В процессе управления должна преследоваться цель стабилизации состава работников, что особенно актуально для торговых предприятий. С экономических позиций высокая текучесть персонала на предприятиях торговли обходится очень дорого даже по отношению к рабочим специальностям, а опытных, высококвалифицированных специалистов и менеджеров заменить очень сложно.
3. В процессе управления небольшими магазинами (до 15 человек) следует отказываться от жесткой классификации работ. Наибольшая эффективность использования трудовых ресурсов таких магазинов достигается при совмещении профессий работников для обеспечения выполнения необходимого объема разных видов работ.
4. В процессе управления торговым предприятием необходимо учитывать трудовую мотивацию основных работников и стремиться к ее реализации в рамках возможностей торгового предприятия. Формирование трудовой мотивации отражает изменения ценностных приоритетов работников в условиях перехода к рыночной экономике, желание наемных работников к сотрудничеству и партнерству с владельцами предприятия на долгосрочной основе.