Методы управления в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание

Цель работы – разработка мероприятий по повышению эффективности механизма управления торговым предприятием на основе совершенствования применимых методов управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ ВИДЫ. СПЕЦИФИКА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ 4
1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 8
1.3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 14
1.4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ 15
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 17
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 21
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа состоит из  1 файл

KYPCOB Menegment.doc

— 254.00 Кб (Скачать документ)

В настоящее время в торговле в той или иной мере используются следующие их виды:

-коллективная (бригадная) сдельная оплата: при выполнении заданного объема работ по установленным расценкам начисляется и выплачивается определенная сумма всему коллективу. Индивидуальное же распределение внутри коллектива работники производят самостоятельно. Как правило, при этом используется коэффициент трудового участия (КТУ);

-индивидуальные расценки;

-товарные (или потоварные) расценки;

-расценки мелкой розницы;

-единые нормы времени и выработки на погрузо-разгрузочные работы;

-за тысячу единиц принятой стеклотары;

-за количество проданных товаров;

-процент с выручки. [3, С. 394]

Кроме того, применяются специальные системы премирования (за сбор и сдачу тары и др.), а также система оказания единовременной помощи работникам. Все вопросы премирования должны оговариваться в премиальном положении, утвержденном руководителем торгового предприятия.

 

 

1.3. Социально-психологические методы

 

 

Социально-психологические методы управления иногда называют воспитательными. Они основываются на использова­нии в управлении индивидуальных особенностей личности:

- черт характера;

- темперамента;

- особенностей самооценки;

- способностей;

- интересов и ценностных ориентации;

- свойств познавательной деятельности работников и т. п.

С помощью социально-психологических методов управления в трудо­вых коллективах можно создать хороший морально-психологический климат, способствующий плодотворному и производительному труду, развитию чувства коллективизма и причастности к делам фирмы.

Базой социально-психологических методов являются:

- моральное стимулирование;

- стремление человека к самовыражению, независимости, призна­нию способностей и заслуг;

- вечное стремление к творчеству и индивидуальной неповторимос­ти и т. п.

Воздействие руководителя на подчиненного с помощью этих методов осуществляется посредством индивидуальной целенаправленной воспи­тательной работы, через реализацию функций трудового коллектива, а также путем использования в управлении национальных и интернацио­нальных идей, обычаев, обрядов, культуры, средств массовой информа­ции и т. д.

По сравнению с другими методами социально-психологические методы управления имеют следующие особенности:

-  по своей направленности они предназначены для развития в ра­ботнике индивидуальных способностей, помогающих выполнять производственные функции, например внимание, сосредоточен­ность, память и т. д.;

-  они развивают в людях способность к совместной работе, терпи­мость к недостаткам окружающих, умение слушать и говорить;

           - они развивают в работниках умение изменять психологические ка­чества в зависимости от изменившихся целей или окружающей сре­ды.              

Последнее обстоятельство особенно важно в настоящее время, когда в связи с изменением социально-экономических основ общес­тва, появлением частной собственности и дифференциации в уровне доходов и жизненном уровне возникла опасность противостояния в обществе.

Социально-психологические методы управления могут быть эффективным средством в налаживании партнерства между всеми участниками торговой деятельности. Однако при их использовании на практике возникает проблем не меньше, чем при применении дру­гих методов управления.

Недостаток социально-психологических методов заключается в их излишней идеологизации. В недалеком прошлом, как известно, они были главным средством пропаган­дистской и политико-воспитательной работы. С упраздне­нием идеологических органов из управленческой практики незас­луженно исключены социально-психологические методы управле­ния, что не могло не сказаться на эффективности управления.

По­этому их восстановление в новом качественном содержании явля­ется важнейшей задачей для теории и практики управления. Это — сложная методологическая проблема. Ее не проработан­ность, особенно в отношении духовных ценностей, способствует нарастанию кризисных явлений в управлении предприятием. Из­вестно, что моральное состояние людей, их уверенность в дости­жении поставленных целей, сплоченность коллектива существен­но влияют на уровень производительности труда и качество ко­нечных результатов [3, 8].

 

 

1.4. Административные методы

 

 

В прак­тике административные методы также называют организационно-распорядительными методами. Без них управление в принципе невозможно. Оно всегда связано с принятием решений, а решения должны быть полномочными. Это условие возможно лишь в том случае,  когда орган,  принимающий решение,  обладает властью, т. е. административными правами.

Особенности административных методов управления экономикой заключаются в следующем:

-  Их использование опирается на власть. Управляющий орган решает вопросы путем односторонних властных предписаний.

- Для организационно-распорядительных методов характерно пря­мое воздействие на волю с помощью предписаний. Оно содержит одновариантное решение вопроса, отвечающее конкретным условиям.

- Для них характерен безвозмездный характер отношений между руководителем и исполнителем. Вышестоящий орган, например, может изъять у предприятия часть средств и передать другому предприятию.

- Организационно-распорядительные методы опираются как на убеждение, так и на принуждение, если первое оказывалось неэффективным. Возможность принуждения является одним из стимулов, побуждающих к выполнению управленческих решений. Организационно-распорядительные методы управления могут предусматривать различные формы стимулирования. Но стимулируется не выбор оптимального варианта деятельности, а выполнение управленческой команды наилучшим образом. При этом у исполнителя нет права на поощрение, а у руководителя — обязанности поощрить. Само поощрение, его формы и размеры зависят от усмотрения руководителя.

Таким образом, организационно-распорядительные методы управления — это одна из форм реализации управляющих решений, основанная на праве руководителя отдавать предписания и на обязанности подчиненного исполнять эти предписания. Характер этих предписаний, а, следовательно, и самих методов управления, может быть различным. Данное обстоятельство определяет структуру организационно-распорядительных методов управления.

Структура административных методов управления достаточно сложна. В упрощенном виде она включает:

- систему распорядительных воздействий, используемых в текущем управлении предприятием;

- меры дисциплинарного воздействия, применяемые в случае не­исполнения или ненадлежащего исполнения работниками своих должностных обязанностей;

- организационно-стабилизирующие воздействия, включающие ме­тоды управленческого регламентирования, нормирования и инструктирования;

- средства и методы, применяемые при решении задач организационного развития, в которые входят организационное проектиро­вание и управленческий анализ.

 

 

2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

 

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

 

Компания ООО «Х» создана в ноябре 1997 года. Первоначально, компания делала ставку на розничную торговлю аудиотехникой и оргтехникой.

В последующем, компания расширяла сферы деятельности и в настоящее время занимается розничной торговлей:

бытовой техникой, в том числе встраиваемой техникой и стиральными машинами;

канцелярскими принадлежностями и другими аксессуарами для делового человека;

фототехникой;

товарами для активного отдыха, охоты и рыбалки;

Основные бреды, реализуемые предприятием: AEG, Rowenta, Braun, Samsonite, Samsung, Marttiini, Tefal, Electrolux, Panasonic, Thomas, Gerber, Parker, Ufesa, Philips, Waterman, Piquadro, Zanussi, Дамасская сталь и булат Krups, Puma, Южный крест La Pavoni и др

Форма собственности предприятия – частная.

Юридический адрес: 220012 г. Минск ул. Чернышевского  8.

Общее количество магазинов  -  3.

Основной учредительный документ предприятия ООО «Х» – Устав предприятия, в котором содержатся сведения о направлениях его деятельности, правах и обязанностях собственников и др.

В соответствии с Уставом главным предметом деятельности предприятия является розничная реализация широкого ассортимента товаров с целью наиболее полного удовлетворения спроса населения.

Другими направлениями деятельности предприятия являются:

-маркетинговая деятельность;

-торгово-закупочная деятельность;

-информационная и рекламная деятельность.

Основными направлениями стратегии развития  предприятия является следующее:

-обеспечение роста прибыли, что даст возможность укрепить финансовое положение предприятия;

- наращивание темпов роста объема товарооборота;

- наращивание роста объема услуг;

-увеличение рынка реализации товара путем привлечения новых покупателей;

-проведение   целенаправленной   работы   с   предприятиями изготовителями по увеличению и обновлению ассортимента товаров;

-поиск оказания новых видов услуг и расширение деятельности имеющихся;

-техническая модернизация предприятия с целью увеличения товарных запасов и ускорения товарооборачиваемости;

-сокращение издержек обращения.

Товары, реализуемые ООО «Х»,  пользуются устойчивым спросом, что является результатом того, что данной предприятие является одним из крупнейших поставщиков в республику, осуществляющим розничную реализацию импортной бытовой техники.

Ассортимент реализуемой продукции состоит из нескольких десятков наименований.

Организационная структура предприятия приведена на рис. 1.

 

 

 



2

 

Рис. 1. Организационная структура предприятия

 



35

 

Основные показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятия за 20012002 гг. приведены в табл. 1.

 

Таблица 1

Основные показатели торговохозяйственной деятельности предприятия

                                                                                                      (тыс. руб.)

Показатели

Год

Отклонение

2001

2002

Розничный товарооборот:

 

 

 

- в действующих ценах

504892

441069

-63823

- в сопоставимых ценах

706849

529283

-177566

Валовой доход

 

 

 

- сумма

80118

106851

26733

- в % к товарообороту

15,9

24,2

8,3

Отчисления от валового дохода:

 

 

 

сумма

3565

4755

1190

в % к товарообороту

0,7

1,1

0,4

Издержки обращения

 

 

 

- сумма

72464

83803

11339

- в % к товарообороту

14,4

19

4,6

Прибыль от реализации товаров:

 

 

 

- сумма                                                            

7089

18293

11204

- в % к товарообороту

0,8

4,1

3,3

Сальдо внереализационных доходов и расходов

 

 

 

- сумма

-890

-2153

-1263

- в % к товарообороту

0,2

0,5

0,3

Балансовая прибыль

 

 

 

- сумма                                                            

6199

16140

9941

- в % к товарообороту

0,6

3,7

3,1

Чистая прибыль

 

 

 

- сумма

2064

12026

9962

- в % к товарообороту

0,4

2,7

2,3

Среднегодовая стоимость оборотных средств

58750

72345

13595

Среднегодовая стоимость основных фондов

24885

31640

6755

Среднесписочная численность работников, чел.

19

26

7

Средний оборот на 1 работника                   

 

 

 

- в действующих ценах

26573

16964

-9609

- в сопоставимых ценах

37203

20357

-16846

Общая площадь

97

105

8

Торговая площадь

76

76

0

Товарооборот на 1 кв. м. торговой площади:

 

 

 

- в действующих ценах

6643

5804

-839

- в сопоставимых ценах

9301

6964

-2337

Информация о работе Методы управления в торговле