Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 22:03, курсовая работа
Цель работы – разработка мероприятий по повышению эффективности механизма управления торговым предприятием на основе совершенствования применимых методов управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ ВИДЫ. СПЕЦИФИКА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ 4
1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 8
1.3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 14
1.4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ 15
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 17
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 21
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
В настоящее время в торговле в той или иной мере используются следующие их виды:
-коллективная (бригадная) сдельная оплата: при выполнении заданного объема работ по установленным расценкам начисляется и выплачивается определенная сумма всему коллективу. Индивидуальное же распределение внутри коллектива работники производят самостоятельно. Как правило, при этом используется коэффициент трудового участия (КТУ);
-индивидуальные расценки;
-товарные (или потоварные) расценки;
-расценки мелкой розницы;
-единые нормы времени и выработки на погрузо-разгрузочные работы;
-за тысячу единиц принятой стеклотары;
-за количество проданных товаров;
-процент с выручки. [3, С. 394]
Кроме того, применяются специальные системы премирования (за сбор и сдачу тары и др.), а также система оказания единовременной помощи работникам. Все вопросы премирования должны оговариваться в премиальном положении, утвержденном руководителем торгового предприятия.
Социально-психологические методы управления иногда называют воспитательными. Они основываются на использовании в управлении индивидуальных особенностей личности:
- черт характера;
- темперамента;
- особенностей самооценки;
- способностей;
- интересов и ценностных ориентации;
- свойств познавательной деятельности работников и т. п.
С помощью социально-психологических методов управления в трудовых коллективах можно создать хороший морально-психологический климат, способствующий плодотворному и производительному труду, развитию чувства коллективизма и причастности к делам фирмы.
Базой социально-психологических методов являются:
- моральное стимулирование;
- стремление человека к самовыражению, независимости, признанию способностей и заслуг;
- вечное стремление к творчеству и индивидуальной неповторимости и т. п.
Воздействие руководителя на подчиненного с помощью этих методов осуществляется посредством индивидуальной целенаправленной воспитательной работы, через реализацию функций трудового коллектива, а также путем использования в управлении национальных и интернациональных идей, обычаев, обрядов, культуры, средств массовой информации и т. д.
По сравнению с другими методами социально-психологические методы управления имеют следующие особенности:
- по своей направленности они предназначены для развития в работнике индивидуальных способностей, помогающих выполнять производственные функции, например внимание, сосредоточенность, память и т. д.;
- они развивают в людях способность к совместной работе, терпимость к недостаткам окружающих, умение слушать и говорить;
- они развивают в работниках умение изменять психологические качества в зависимости от изменившихся целей или окружающей среды.
Последнее обстоятельство особенно важно в настоящее время, когда в связи с изменением социально-экономических основ общества, появлением частной собственности и дифференциации в уровне доходов и жизненном уровне возникла опасность противостояния в обществе.
Социально-психологические методы управления могут быть эффективным средством в налаживании партнерства между всеми участниками торговой деятельности. Однако при их использовании на практике возникает проблем не меньше, чем при применении других методов управления.
Недостаток социально-психологических методов заключается в их излишней идеологизации. В недалеком прошлом, как известно, они были главным средством пропагандистской и политико-воспитательной работы. С упразднением идеологических органов из управленческой практики незаслуженно исключены социально-психологические методы управления, что не могло не сказаться на эффективности управления.
Поэтому их восстановление в новом качественном содержании является важнейшей задачей для теории и практики управления. Это — сложная методологическая проблема. Ее не проработанность, особенно в отношении духовных ценностей, способствует нарастанию кризисных явлений в управлении предприятием. Известно, что моральное состояние людей, их уверенность в достижении поставленных целей, сплоченность коллектива существенно влияют на уровень производительности труда и качество конечных результатов [3, 8].
В практике административные методы также называют организационно-
Особенности административных методов управления экономикой заключаются в следующем:
- Их использование опирается на власть. Управляющий орган решает вопросы путем односторонних властных предписаний.
- Для организационно-
- Для них характерен безвозмездный характер отношений между руководителем и исполнителем. Вышестоящий орган, например, может изъять у предприятия часть средств и передать другому предприятию.
- Организационно-
Таким образом, организационно-
Структура административных методов управления достаточно сложна. В упрощенном виде она включает:
- систему распорядительных воздействий, используемых в текущем управлении предприятием;
- меры дисциплинарного воздействия, применяемые в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения работниками своих должностных обязанностей;
- организационно-стабилизирующие воздействия, включающие методы управленческого регламентирования, нормирования и инструктирования;
- средства и методы, применяемые при решении задач организационного развития, в которые входят организационное проектирование и управленческий анализ.
Компания ООО «Х» создана в ноябре 1997 года. Первоначально, компания делала ставку на розничную торговлю аудиотехникой и оргтехникой.
В последующем, компания расширяла сферы деятельности и в настоящее время занимается розничной торговлей:
бытовой техникой, в том числе встраиваемой техникой и стиральными машинами;
канцелярскими принадлежностями и другими аксессуарами для делового человека;
фототехникой;
товарами для активного отдыха, охоты и рыбалки;
Основные бреды, реализуемые предприятием: AEG, Rowenta, Braun, Samsonite, Samsung, Marttiini, Tefal, Electrolux, Panasonic, Thomas, Gerber, Parker, Ufesa, Philips, Waterman, Piquadro, Zanussi, Дамасская сталь и булат Krups, Puma, Южный крест La Pavoni и др
Форма собственности предприятия – частная.
Юридический адрес: 220012 г. Минск ул. Чернышевского 8.
Общее количество магазинов - 3.
Основной учредительный документ предприятия ООО «Х» – Устав предприятия, в котором содержатся сведения о направлениях его деятельности, правах и обязанностях собственников и др.
В соответствии с Уставом главным предметом деятельности предприятия является розничная реализация широкого ассортимента товаров с целью наиболее полного удовлетворения спроса населения.
Другими направлениями деятельности предприятия являются:
-маркетинговая деятельность;
-торгово-закупочная деятельность;
-информационная и рекламная деятельность.
Основными направлениями стратегии развития предприятия является следующее:
-обеспечение роста прибыли, что даст возможность укрепить финансовое положение предприятия;
- наращивание темпов роста объема товарооборота;
- наращивание роста объема услуг;
-увеличение рынка реализации товара путем привлечения новых покупателей;
-проведение целенаправленной работы с предприятиями изготовителями по увеличению и обновлению ассортимента товаров;
-поиск оказания новых видов услуг и расширение деятельности имеющихся;
-техническая модернизация предприятия с целью увеличения товарных запасов и ускорения товарооборачиваемости;
-сокращение издержек обращения.
Товары, реализуемые ООО «Х», пользуются устойчивым спросом, что является результатом того, что данной предприятие является одним из крупнейших поставщиков в республику, осуществляющим розничную реализацию импортной бытовой техники.
Ассортимент реализуемой продукции состоит из нескольких десятков наименований.
Организационная структура предприятия приведена на рис. 1.
2
Рис. 1. Организационная структура предприятия
35
Основные показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятия за 20012002 гг. приведены в табл. 1.
Таблица 1
Основные показатели торговохозяйственной деятельности предприятия
Показатели | Год | Отклонение | |
2001 | 2002 | ||
Розничный товарооборот: |
|
|
|
- в действующих ценах | 504892 | 441069 | -63823 |
- в сопоставимых ценах | 706849 | 529283 | -177566 |
Валовой доход |
|
|
|
- сумма | 80118 | 106851 | 26733 |
- в % к товарообороту | 15,9 | 24,2 | 8,3 |
Отчисления от валового дохода: |
|
|
|
сумма | 3565 | 4755 | 1190 |
в % к товарообороту | 0,7 | 1,1 | 0,4 |
Издержки обращения |
|
|
|
- сумма | 72464 | 83803 | 11339 |
- в % к товарообороту | 14,4 | 19 | 4,6 |
Прибыль от реализации товаров: |
|
|
|
- сумма | 7089 | 18293 | 11204 |
- в % к товарообороту | 0,8 | 4,1 | 3,3 |
Сальдо внереализационных доходов и расходов |
|
|
|
- сумма | -890 | -2153 | -1263 |
- в % к товарообороту | 0,2 | 0,5 | 0,3 |
Балансовая прибыль |
|
|
|
- сумма | 6199 | 16140 | 9941 |
- в % к товарообороту | 0,6 | 3,7 | 3,1 |
Чистая прибыль |
|
|
|
- сумма | 2064 | 12026 | 9962 |
- в % к товарообороту | 0,4 | 2,7 | 2,3 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств | 58750 | 72345 | 13595 |
Среднегодовая стоимость основных фондов | 24885 | 31640 | 6755 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 19 | 26 | 7 |
Средний оборот на 1 работника |
|
|
|
- в действующих ценах | 26573 | 16964 | -9609 |
- в сопоставимых ценах | 37203 | 20357 | -16846 |
Общая площадь | 97 | 105 | 8 |
Торговая площадь | 76 | 76 | 0 |
Товарооборот на 1 кв. м. торговой площади: |
|
|
|
- в действующих ценах | 6643 | 5804 | -839 |
- в сопоставимых ценах | 9301 | 6964 | -2337 |